Русский язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.
(П.Меримэ).
Цели: способствовать воспитанию чувства уважения к родному языку, к литературе, друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.
Оформление: эпиграф на доске, на доске прикреплены творческие работы учащихся по теме “Мой любимый литературный герой” или “Моя любимая литературная героиня”.
Ход игры
(Учителю русского языка и литературы помогают учащиеся старших классов, которые входят в состав жюри).
Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья.
Ведущая. Добрый вечер, уважаемые любители русского языка и литературы.
Ведущий. Хотелось бы вспомнить слова Степана Шаумяна: “Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями.
Ведущая. А мне хотелось бы вспомнить СТРОЧКИ из СТИХОТВОРЕНИЯ И.С.Тургенева “Русский язык”:
Берегите наш язык,
Наш прекрасный русский язык, –
Это клад, это достояние,
Переданное нам нашими предшественниками!
Ведущий. И сегодня мы войдем в храм литературы и русского языка.
Ведущая. Храм, который несет свет души авторов, мудрость народа, красоту и богатство. Итак, мы начинаем нашу интеллектуально-познавательную игру “Ярмарка знаний”.
1-й конкурс. “Как вы шхуну назовете, так она и поплывет…”
(Домашнее задание.)
Учащиеся 7-го класса произносят название, девиз, показывают эмблему своей команды.
Учащиеся 8-го класса произносят название, девиз, показывают эмблему своей команды.
(Жюри оценивает первый конкурс по пятибальной системе.)
2-й конкурс. “Кто кого…”
(Каждой команде задаются вопросы, на которые участники должны ответить. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Побеждает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.)
Вопросы 1-й команде (8 классу).
- Назовите автора произведения “Кавказский пленник”. (Лев Николаевич Толстой).
- Слова какой части речи указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их. (Местоимение.)
- Кому принадлежит известная реплика: “Спокойствие, только спокойствие…”. (Карлсон.)
- Слова какой части речи представлены в ряду: делая, будучи, задыхаясь. (Деепричастия.)
- Как пишется слово “спартакиада”. Четко произнесите.
- Сколько букв Н пишется в слове “ветреный”. (Одна.)
- Определите спряжение у глагола “стелить”. (Первое.)
- К какому разряду относится местоимение в словосочетании “вижу ЕГО”. (Личное местоимение.)
- Назовите типы связи слов в словосочетании. (Согласование, управление, примыкание.)
- О чем идет речь: это песни– сказания о богатырях, об их подвигах во славу Родины. (О былине.)
- Из какого произведения данные строчки: “Раз в крещенский вечерок девушки гадали…”. (Баллада “Светлана” В.А.Жуковский.)
- Назовите количество склонений в русском языке. (Три.)
- Признаки каких частей речи имеет причастие. (Глагол и прилагательное.)
- Какая буква пишется в словах – исключениях: цыган, цыпленок, цыпочки, цыкнуть. (Ы.)
- Нужен ли мягкий знак в словах тысяч, луж, передач. (Нет.)
Вопросы 2-й команде (7 классу).
- Назовите автора произведения “Аэлита”. (Алексей Николаевич Толстой.)
- Слова какой части речи обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счете. (Числительное.)
- Кому принадлежит известная реплика: “Давайте жить дружно…”. (кот Леопольд).
- Слова какой части речи представлены в ряду: застекленный, связанный, отремонтированный. (Причастия.)
- Как пишется слово “палисадник”. Четко произнесите.
- Сколько букв Н пишется в слове “безветренный”. (Две.)
- Определите спряжение глагола “ненавидеть”. (Второе.)
- К какому разряду относится местоимение в словосочетании “ЕГО игрушки”. (Притяжательное местоимение.)
- На какие группы делятся количественные числительные. (Целые, дробные, собирательные.)
- О чем идет речь: это исторические произведения, в которых повествование велось последовательно, по летам. (О летописи.)
- Из какого произведения данные строчки: “Из мертвой главы гробовая змея шипя между тем выползала…”. (А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”.)
- Назовите количество падежей в русском языке. (Шесть.)
- Признаки, каких частей речи имеет деепричастие. (Глагол и наречие.)
- Какая буква пишется в словах-исключениях: шов, шорох, капюшон, крыжовник. (О.)
- Нужен ли мягкий знак в словах отрежь, намажь, семьсот. (Да.)
3 конкурс. “А как это будет по-русски…”
(Каждой команде задается по два вопроса, после небольшого обсуждения участники дают ответ. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.)
Вопросы 1-й команде.
- Этот хорошо известный всем овощ в Италии называют “золотое яблоко”, а во Франции – “яблоко любви”. А как у нас называется этот овощ? (Помидор.)
- Итальянское название этого блюда можно перевести на русский язык словом “тесто”. А как его называем мы? (Макароны.)
Вопросы 2-й команде.
- Именно это подадут вам в Вене, если вы закажете “меланж”, “кипфель” или чашку “золота”. (Кофе.)
- Это легкое воздушное пирожное получило название от французского слова “поцелуй”. (Безе.)
4-й конкурс. “В мире недосказанного…”.
(Каждой команде дается по 5 незавершенных пословиц. Необходимо правильно завершить каждую пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
Вопросы 1-й команде.
Дома стены… Родимая сторона-мать, а чужая – … Береги платье снову, а честь… Труд человека кормит, а … За двумя зайцами погонишься – и … . |
помогают. мачеха. смолоду. лень портит. одного не поймаешь. |
Вопросы 2-й команде.
Правда глаза … От добра добра… Не место красит человека, а… Глаза страшат, а… Готовь летом сани, а зимой – … |
колет. не ищут. человек место. руки делают. телегу. |
5-й конкурс. “Сказочный ларец…”
(В волшебном ларце лежат вещи. Капитаны подходят к ларцу и вынимают по одной вещице. Необходимо назвать литературного персонажа, которому она принадлежит. За каждый правильный ответ капитан приносит по 1 баллу своей команде.)
|
(Золушка.) (Карлсон.) (Мери Поппинс.) Принцесса.) (Дюймовочка.) (Кощей Бессмертный.) (Таня.) (Белоснежка.) (Буратино.) (Кот.) (Курочка Ряба.) (Емеля.) (Колобок.) (Снежная Королева.) (Свинопас.) (Дикие лебеди, Элиза.) |
6-й конкурс. “Литературная математика”.
Каждая команда поочередно называет литературное произведение, в названии которого имеется любое числительное. За каждое название жюри присуждает по одному баллу.
Например: “Три толстяка”, “Три поросенка”, “Три мушкетера”, “12 стульев”, “Три орешка для Золушки”, “Волк и 7 козлят”, “15-летний капитан”, “12 месяцев”, “7 подземных королей”, “Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях”, “Три медведя”, “Три перышка”, “Десять негритят”, “Два капитана”, “Два веселых гуся”, “41-вый”…
7-й конкурс. “Давайте познакомимся…”
(Поочередно каждой команде зачитывается отрывок или портрет литературного героя, необходимо назвать имя героя и автора произведения. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
1-й команде (для 8 класса).
- “И приходит он в свой дом,
…Не встречает его молодая жена,
Не накрыт дубовый стол белой скатертью…”
(Купец Калашников. М.Ю.Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.)
- “…Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза,
отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый”.
(Остап, Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”.)
- “Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами;
Но чувства в нем кипят, и вновь
… ведает любовь”.
(Мазепа, А.С.Пушкин “Полтава”.)
2-й команде (для 7 класса).
- “…воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию;
отец не щадил ничего для приличного его содержания…. Играл в карты и входил
в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую
невесту. Мечту бедной молодости…”
(Владимир Дубровский. А.С.Пушкин “Дубровский”.)
- “…Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание
остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и апчхи!!!... Я вас
обрызгал, ваше-ство.… Простите… Я ведь… нетто чтобы.… В животе у… что-то
оторвалось… он лег на диван и… помер”.
(Иван Дмитриевич Червяков, А.П.Чехов “Смерть чиновника”.)
- “…Моя мать умерла. Когда мне было шесть лет. Отец… как будто забыл о
моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по– своему
заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос как дикое
деревце в поле…”
(Вася, В.Г.Короленко “Дети подземелья”, или “В дурном обществе”.)
Жюри подводит итоги игры, вручает призы.
Используемая литература.
- Старинные русские пословицы и поговорки/Вступ. Статья. сост., Примеч. В.П.Аникина. 2-е доп. изд.-М.: Детская литература, 1984.
- Интеллектуально-познавательные игры, викторины. Тафинцева И.В., Волгоград, 2009 г.
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2002 г.
- Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2002 г.
- Литература. 6 класс: учебник – хрестоматия/авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, под ред. Г.И.Беленького, – М.: Мнемозина, 2009 г.
- Литература. Начальный курс. 7 класс: учебник-хрестоматия/ под ред. Г.И.Беленького,– М.: Мнемозина, 2005 г.