Игра "Ярмарка знаний"

Разделы: Внеклассная работа


Русский язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.
(П.Меримэ).

Цели: способствовать воспитанию чувства уважения к родному языку, к литературе, друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.

Оформление: эпиграф на доске, на доске прикреплены творческие работы учащихся по теме “Мой любимый литературный герой” или “Моя любимая литературная героиня”.

Ход игры

(Учителю русского языка и литературы помогают учащиеся старших классов, которые входят в состав жюри).

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья.

Ведущая. Добрый вечер, уважаемые любители русского языка и литературы.

Ведущий. Хотелось бы вспомнить слова Степана Шаумяна: “Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями.

Ведущая. А мне хотелось бы вспомнить СТРОЧКИ из СТИХОТВОРЕНИЯ И.С.Тургенева “Русский язык”:

Берегите наш язык,
Наш прекрасный русский язык, –
Это клад, это достояние,
Переданное нам нашими предшественниками!

Ведущий. И сегодня мы войдем в храм литературы и русского языка.

Ведущая. Храм, который несет свет души авторов, мудрость народа, красоту и богатство. Итак, мы начинаем нашу интеллектуально-познавательную игру “Ярмарка знаний”.

1-й конкурс. “Как вы шхуну назовете, так она и поплывет…”

(Домашнее задание.)

Учащиеся 7-го класса произносят название, девиз, показывают эмблему своей команды.

Учащиеся 8-го класса произносят название, девиз, показывают эмблему своей команды.

(Жюри оценивает первый конкурс по пятибальной системе.)

2-й конкурс. “Кто кого…”

(Каждой команде задаются вопросы, на которые участники должны ответить. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Побеждает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.)

Вопросы 1-й команде (8 классу).

  1. Назовите автора произведения “Кавказский пленник”. (Лев Николаевич Толстой).
  2. Слова какой части речи указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их. (Местоимение.)
  3. Кому принадлежит известная реплика: “Спокойствие, только спокойствие…”. (Карлсон.)
  4. Слова какой части речи представлены в ряду: делая, будучи, задыхаясь. (Деепричастия.)
  5. Как пишется слово “спартакиада”. Четко произнесите.
  6. Сколько букв Н пишется в слове “ветреный”. (Одна.)
  7. Определите спряжение у глагола “стелить”. (Первое.)
  8. К какому разряду относится местоимение в словосочетании “вижу ЕГО”. (Личное местоимение.)
  9. Назовите типы связи слов в словосочетании. (Согласование, управление, примыкание.)
  10. О чем идет речь: это песни– сказания о богатырях, об их подвигах во славу Родины. (О былине.)
  11. Из какого произведения данные строчки: “Раз в крещенский вечерок девушки гадали…”. (Баллада “Светлана” В.А.Жуковский.)
  12. Назовите количество склонений в русском языке. (Три.)
  13. Признаки каких частей речи имеет причастие. (Глагол и прилагательное.)
  14. Какая буква пишется в словах – исключениях: цыган, цыпленок, цыпочки, цыкнуть. (Ы.)
  15. Нужен ли мягкий знак в словах тысяч, луж, передач. (Нет.)

Вопросы 2-й команде (7 классу).

  1. Назовите автора произведения “Аэлита”. (Алексей Николаевич Толстой.)
  2. Слова какой части речи обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счете. (Числительное.)
  3. Кому принадлежит известная реплика: “Давайте жить дружно…”. (кот Леопольд).
  4. Слова какой части речи представлены в ряду: застекленный, связанный, отремонтированный. (Причастия.)
  5. Как пишется слово “палисадник”. Четко произнесите.
  6. Сколько букв Н пишется в слове “безветренный”. (Две.)
  7. Определите спряжение глагола “ненавидеть”. (Второе.)
  8. К какому разряду относится местоимение в словосочетании “ЕГО игрушки”. (Притяжательное местоимение.)
  9. На какие группы делятся количественные числительные. (Целые, дробные, собирательные.)
  10. О чем идет речь: это исторические произведения, в которых повествование велось последовательно, по летам. (О летописи.)
  11. Из какого произведения данные строчки: “Из мертвой главы гробовая змея шипя между тем выползала…”. (А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”.)
  12. Назовите количество падежей в русском языке. (Шесть.)
  13. Признаки, каких частей речи имеет деепричастие. (Глагол и наречие.)
  14. Какая буква пишется в словах-исключениях: шов, шорох, капюшон, крыжовник. (О.)
  15. Нужен ли мягкий знак в словах отрежь, намажь, семьсот. (Да.)

3 конкурс. “А как это будет по-русски…”

(Каждой команде задается по два вопроса, после небольшого обсуждения участники дают ответ. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.)

Вопросы 1-й команде.

  1. Этот хорошо известный всем овощ в Италии называют “золотое яблоко”, а во Франции – “яблоко любви”. А как у нас называется этот овощ? (Помидор.)
  2. Итальянское название этого блюда можно перевести на русский язык словом “тесто”. А как его называем мы? (Макароны.)

Вопросы 2-й команде.

  1. Именно это подадут вам в Вене, если вы закажете “меланж”, “кипфель” или чашку “золота”. (Кофе.)
  2. Это легкое воздушное пирожное получило название от французского слова “поцелуй”. (Безе.)

4-й конкурс. “В мире недосказанного…”.

(Каждой команде дается по 5 незавершенных пословиц. Необходимо правильно завершить каждую пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

Вопросы 1-й команде.

Дома стены…
Родимая сторона-мать, а чужая – …
Береги платье снову, а честь…
Труд человека кормит, а …
За двумя зайцами погонишься – и … .
помогают.
мачеха.
смолоду.
лень портит.
одного не поймаешь.

Вопросы 2-й команде.

Правда глаза …
От добра добра…
Не место красит человека, а…
Глаза страшат, а…
Готовь летом сани, а зимой – …
колет.
не ищут.
человек место.
руки делают.
телегу.

5-й конкурс. “Сказочный ларец…”

(В волшебном ларце лежат вещи. Капитаны подходят к ларцу и вынимают по одной вещице. Необходимо назвать литературного персонажа, которому она принадлежит. За каждый правильный ответ капитан приносит по 1 баллу своей команде.)

  1. Туфелька.
  2. Банка варенья.
  3. Зонтик. (
  4. Горошина.
  5. Скорлупа грецкого ореха. .
  6. Иголка.
  7. Мяч.
  8. Гномы.
  9. Золотой ключик.
  10. Сапоги.
  11. Яйцо.
  12. Щука.
  13. Мука.
  14. Льдинка.
  15. Дудочка.
  16. Крапива.
(Золушка.)
(Карлсон.)
(Мери Поппинс.)
Принцесса.)
(Дюймовочка.)
(Кощей Бессмертный.)
(Таня.)
(Белоснежка.)
(Буратино.)
(Кот.)
(Курочка Ряба.)
(Емеля.)
(Колобок.)
(Снежная Королева.)
(Свинопас.)
(Дикие лебеди, Элиза.)
 

6-й конкурс. “Литературная математика”.

Каждая команда поочередно называет литературное произведение, в названии которого имеется любое числительное. За каждое название жюри присуждает по одному баллу.

Например: “Три толстяка”, “Три поросенка”, “Три мушкетера”, “12 стульев”, “Три орешка для Золушки”, “Волк и 7 козлят”, “15-летний капитан”, “12 месяцев”, “7 подземных королей”, “Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях”, “Три медведя”, “Три перышка”, “Десять негритят”, “Два капитана”, “Два веселых гуся”, “41-вый”…

7-й конкурс. “Давайте познакомимся…”

(Поочередно каждой команде зачитывается отрывок или портрет литературного героя, необходимо назвать имя героя и автора произведения. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

1-й команде (для 8 класса).

  1. “И приходит он в свой дом,
    …Не встречает его молодая жена,
    Не накрыт дубовый стол белой скатертью…”
    (Купец Калашников. М.Ю.Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.)
     
  2. “…Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый”.
    (Остап, Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”.)
     
  3. “Он стар. Он удручен годами,
    Войной, заботами, трудами;
    Но чувства в нем кипят, и вновь
    … ведает любовь”.
    (Мазепа, А.С.Пушкин “Полтава”.)

2-й команде (для 7 класса).

  1. “…воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания…. Играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту. Мечту бедной молодости…”
    (Владимир Дубровский. А.С.Пушкин “Дубровский”.)
     
  2. “…Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и апчхи!!!... Я вас обрызгал, ваше-ство.… Простите… Я ведь… нетто чтобы.… В животе у… что-то оторвалось… он лег на диван и… помер”.
    (Иван Дмитриевич Червяков, А.П.Чехов “Смерть чиновника”.)
     
  3. “…Моя мать умерла. Когда мне было шесть лет. Отец… как будто забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по– своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос как дикое деревце в поле…”
    (Вася, В.Г.Короленко “Дети подземелья”, или “В дурном обществе”.)

Жюри  подводит итоги игры, вручает призы.

Используемая литература.

  1. Старинные русские пословицы и поговорки/Вступ. Статья. сост., Примеч. В.П.Аникина. 2-е доп. изд.-М.: Детская литература, 1984.
  2. Интеллектуально-познавательные игры, викторины. Тафинцева И.В., Волгоград, 2009 г.
  3. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2002 г.
  4. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Литература. 6 класс: учебник – хрестоматия/авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, под ред. Г.И.Беленького, – М.: Мнемозина, 2009 г.
  6. Литература. Начальный курс. 7 класс: учебник-хрестоматия/ под ред. Г.И.Беленького,– М.: Мнемозина, 2005 г.