Организация предшкольного образования в Вятской гуманитарной гимназии

Разделы: Работа с дошкольниками


В течение девятнадцати лет в Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка существует дошкольное отделение. Его основу составляли приготовительные классы детей 5-6-ти летнего возраста. В январе 2011 года по требованию отдела контроля и надзора департамента образования Кировской области они были преобразованы в дошкольные группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (нормативный срок освоения программ – 1-2 года).

Основными целями создания приготовительных классов явились:

– возрождение лучших традиций российского гимназического образования и формирование системы современного предшкольного образования;
– создание условий для развития личности ребенка;
– выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста, их разносторонняя подготовка к дальнейшему успешному обучению в общеобразовательных школах разных типов и видов.

Основные задачи образовательного процесса в приготовительных классах:

– выявление и развитие творческих способностей ребенка;
– пробуждение у ребенка любознательности и исследовательского интереса и формирование на этой основе умения учиться;
– развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;
– развитие коммуникативных способностей и социальных навыков;
– сохранение и укрепление здоровья ребенка;
– формирование у ребенка базового запаса знаний, умений и навыков как основы для овладения им различными областями знаний на этапе школьного обучения;
– психологическая адаптация ребенка к последующему школьному обучению.

Приготовительные классы (далее в тексте – дошкольные группы) очень активны, любят пошуметь, поиграть, побегать, поспорить...

Уровень развития у всех, естественно, разный, но в большинстве своём это дети, которые не хотят “просто играть как в детском саду”, а желают учиться, как в школе. Игры в школу для них становятся важными и постоянными.

В течение ряда лет ведутся споры о том, где учить шестилеток – в детском саду или в школе, как и чему их учить, как успешнее готовить к школе. Между тем, пока ведутся эти споры, педагогам и дошкольного отделения гимназии выстрадана своя “доктрина” развития шестилеток и достаточно успешно претворяется в жизнь.

Многолетний опыт работы дошкольного отделения гимназии показывает, что у большинства выпускников адаптация к школе проходит быстро и легко, они успешно учатся в разных общеобразовательных учреждениях г. Кирова, включая гимназии и лицеи.

Как же начинается предшкольное образование в гимназии?

В основе данной идеи лежит создание оптимальных условий для развития ребёнка на этапе зарождения новой ведущей деятельности. В этом заключается результат осуществления работы педагогов по реализации принципов концептуальных положений образовательной программы:

  • преемственности дошкольного и начального образования;
  • амплификации, расширения возможностей ребёнка в дошкольных сферах жизнедеятельности;
  • развивающего обучения;
  • открытости (субъект субъектные отношения).

С целью изучения анализа влияния образовательной деятельности в рамках предшкольного образования на развитие обучающихся дошкольного отделения разработана программа психолого-педагогического сопровождения, включающая в себя:

  • Систему организации, сбора, хранения и обработки информации, которая помогает отслеживать состояние обучения, воспитания и развития детей.
  • Модель координации действий участников образовательного процесса на основе проектирования условий для развития каждого ребёнка.

Программа помогает определить проблемы и трудности, возникающие в процессе педагогической деятельности, пути их преодоления, создавать такие условия, которые осуществляют безболезненный переход ребёнка на следующую ступень развития.

В предшкольном образовании гимназии существует система занятий, на которых происходит равноправный творческий диалог детей со взрослыми.

Взрослые участвуют в деятельности наравне с детьми. На основе подбора привлекательного, интересного содержания шестилетки добровольно включаются в учебную деятельность.

В каждой группе работает два педагога. Основная задача педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку– создать условия для развития каждого ребёнка не только в рамках организованных форм обучения, а также чередовать индивидуальную работу с групповой, культивировать деловое сотрудничество, партнёрские взаимоотношения в разнообразных дошкольных видах деятельности. Поэтому режим работы максимально приближён к режиму детского сада. Важное место отводится прогулкам, дневному сну, играм, самостоятельной творческой деятельности.

Всё это можно назвать “Приготовишкиным домом” – сложным, разноцветным, разнообразным образовательным пространством.

Каждый день – это чередование разнообразных видов деятельности, которые отличаются друг от друга не только по содержанию, но и способу присутствия в них взрослого.

Во-первых, это организованная деятельность –занятия. Взрослый в глазах ребёнка – источник знаний и представлений о мире, человек, который может предложить нечто интересное по замыслу выполнения, помочь в работе и оценить получившееся.

Во-вторых, это совместная деятельность, связанная с выполнением режимных моментов, увлекательных досугов, игр, развлечений.

В-третьих, это самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами, творческими замыслами. Взрослый создаёт условия для самостоятельного детского творчества.

Важным элементом, объединяющим весь образовательный процесс, является интеграция. Системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса. Годовое планирование осуществляется по тематическим блокам “В мире общения”, “Азбука здоровья”, “Этот загадочный мир”, “Земля – наш общий дом” и предполагает тесную взаимосвязь между различными областями знаний, полученных на занятиях и в различных видах детской деятельности. Формы интеграции, используемые педагогами дошкольных групп, являются совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Особенность организации интегративного процесса в дошкольном отделении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию.

Например, тема “Наши мамы” предполагает выбор таких образовательных областей, как “Социализация”, “Коммуникация”, “Познание”, “Музыка”, “Труд”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, а также разных видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской.

Единой организационной формой может быть утренник. В течение дня дети читают произведения о маме, рисуют портреты мам, делают выставку портретов “Мамы всякие важны”, рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы (например, аппликационную открытку), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте “Мамины наряды” или “Хозяюшка”. В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами приготовления любимого лакомства для сына или дочки. Дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и усваивают идеал современной женщины, учатся ценить и уважать свою маму. Так происходит духовно-нравственное и гендерное воспитание, осуществляется социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Тема “Моя семья” предполагает в качестве ведущей формы выбор проекта, организуемого на основе интеграции всех образовательных областей: “Здоровье”, “Физическая культура”, “Познание”, “Музыка”, “Труд”, “Чтение художественной литературы”, “Коммуникация”, “Безопасность”, “Художественное творчество”, “Социализация”. Проект достаточно трудоёмкий, поэтому его выполнение может проходить в течение 3-5 дней.

Системообразующим фактором интеграции образовательных областей может служить деятельность по составлению “Генеалогического древа” (в контексте прошлого и будущего) совместно с родителями, представление этого проекта и его защита каждой семьёй. При этом важно рассказать не только о членах семьи, но и об их правах, обязанностях, профессиях. Возможна также защита мини-проекта “Семейные традиции и увлечения”, в котором дети вместе с родителями в свободной форме (рисунок, танец, фотографии, драматизация) представляют свою семью, схемы-карты своих микрорайонов, домов, квартир.

В качестве материалов для проектов дети вместе родителями подбирают пословицы и поговорки о семье. В проекты могут быть включены и сюжетно-ролевые игры (“Семья”, “Мебельный салон”, “Моя квартира”, “Дом”); игры-драматизации сказок (“Репка”, “Гуси-лебеди”); творческое рассказывание (“Как я помогаю дома”, “Кем я буду”, “Я буду папой”, “Я буду мамой”, “Наши любимые питомцы”).

Эксперимент как форма организации интегрированного образовательного процесса может быть представлен в теме “Мир вокруг нас”, которую возможно конкретизировать как “Время года – весна”. В основе такой интеграции лежит познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяет образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования.

Родители – важные помощники в образовательном процессе. С ними поддерживаются деловые, партнёрские отношения. Эти отношения “документированы” – планами, программами, индивидуальными картами развития детей.

Начинается работа с индивидуальных консультаций по результатам собеседования с шестилетками, которое проводится до поступления ребёнка на дошкольное отделение. На консультации предлагается для изучения карта развития, в которой отмечен исходный уровень ребёнка по следующим параметрам:

  • Психологическая и социальная готовность (учебная мотивация, умение общаться, организованность поведения).
  • Развитие школьных психофизиологических функций (фонематический слух, зрительно-моторная координация, мелкая моторика, ориентировочные умения).
  • Познавательная деятельность (познавательная активность, внимание, память, сформированность интеллектуальных умений, произвольность).
  • Речевое развитие (звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь, связная речь).
  • Кругозор.
  • Состояние здоровья.

Центром дальнейшей работы с семьёй является педагоги дошкольных групп, которые во взаимодействии с другими специалистами решают определённые педагогические задачи, выбирая целесообразные формы сотрудничества.

Задачи взаимодействия:

  • создание условий для творческих форм взаимоотношения с родителями, включающий настрой на совместную работу, желание действовать сообща, заинтересованность в раскрытии и развитии лучших качеств личности ребёнка, взаимную ответственность, осознание цели развития и воспитания;
  • вовлечение родителей в общую с педагогами и детьми учебную и внеурочную деятельность путём осуществления совместного планирования, организации и подведения итогов деятельности;
  • привлечение родителей как профессионалов (например, врачей – для проведения бесед о здоровом образе жизни, юристов – о правах ребёнка и т.д.) для реализации возрастной воспитательной программы;
  • создание ситуации свободного выбора различных видов, способов, форм и своей позиции в классных делах, способствующих единению, сплочению семьи, взаимопонимания родителей и детей.

Деятельность педагогов дошкольного отделения гимназии по реализации образовательной программы направлена на формирование интегральных качеств личности дошкольника, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата образовательной деятельности учреждения. Воспитанники дошкольного отделения гимназии имеют возможность удовлетворить формирующуюся потребность учиться и в то же время вернуться в дошкольный мир, погрузиться в игру, общение со сверстниками, самостоятельную творческую деятельность. Основу всей жизнедеятельности дошкольного отделения задаёт специальная система включения в событийный мир гимназии, способствующий проживанию особой атмосферы духовности, творчества, учению с увлечением, радости общения.