Проект “Образ защитника Отечества” является частью общешкольной учебно-воспитательной программы по внеурочной деятельности “Родные истоки”. Реализуется в III четверти в теме: “Образ Родины”. Данный проект разработан для первоклассников.
План работы над проектом
1. Общая цель проекта: Формирование интегрированного учебно-воспитательного пространства, дающего представление об образе защитника Отечества, на основе совместной реализации комплекса инновационных учебно-воспитательных программ.
2. Задачи проекта:
- Дать знания о жизни Защитников Отечества через различные виды искусства: музыку, ИЗО, литературу.
- Формировать историческую культуру
- Побудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её Защитником.
- Развивать воображение и кругозор, эрудицию младшего школьника.
3. Формы работы в процессе реализации проекта: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
4. Применяемые педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, проектная, здоровьесберегающие.
5. Планируемый результат:
Для детей: Возникновения чувства гордости за сопричастность к героическому прошлому своей страны и желания защищать тех, кто нуждается в защите, получение положительных эмоций.
Для педагогов: Выработка системного комплекса воспитательных программ, слаженного взаимодействия коллектива педагогов, детей и родителей по созданию Образа защитника Отечества, как одной из составляющих понятий образа Родины.
6. Проблемы:
– школьный учитель, стараясь учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности, не должен выстраивают свою работу по классно-урочному принципу;
– уйти от заполнение внеурочного времени каким то делом (полепили, порисовали, спели…) по принципу “лишь бы понравилось”.
Решение проблемы:
1. На совместном методическом объединении школьных учителей начальных классов, школьного психолога и педагогов дополнительного образования была определена работа по пяти направлениям:
Образовательное (О.н.) – Программа формирования основ духовно-нравственных ценностей у младших школьников: “Родные истоки”, учитель начальных классов Башинская Е.В.;
Общественно полезная деятельность (О.П.н.)
– Программа внеурочной деятельности: “Бюро добрых дел”, учитель начальных классов Зуева Т.Ю.;
– Программа проблемно-ценностного общения младших школьников “Этическая грамматика”, школьный психолог Хоменя Ю.Н.;
Спортивно-оздоровительное (С.О. н.);
– Программа формирования у младших школьников активистской культуры здоровья “Здоровячок”, учитель начальных классов Россолова С.В.;
Художественно-эстетическое (Х.Э.н.):
– Программа развивающего художественного творчества для детей младшего школьного возраста “Подарок к празднику своими руками”, учитель ИЗО Пронина Н.Е.;
– Программа музыкального воспитания “Первые ступеньки к творчеству”, учитель музыки Крылова В.И.
Проектная деятельность (П.н.)
– Программа развития поисковых навыков младших школьников “Хочу все знать”, учителя начальных классов: Иванова М.Ю.; Завьялова Е.П.
Все программы, являясь авторскими, составлялись в соответствии с общими требованиями и темой проекта.
2. Необходимым и важным в проекте является работы с родителями. С самого начала родители получают полную информацию о содержании проекта, его тем и праздника. Изготовление костюмов, поисковая работа для создания экспозиции школьного музея, оформления актового зала и т.д. делает родителей активными соучастниками общешкольной воспитательной работы.
Содержание проекта “Образ Защитника Отечества”
Проект включает в себя шесть учебных недель (40 час.). Каждая неделя имеет общую тему, содержание, работу по направлениям. Расписание внеурочных занятий составляется так, что бы дать возможность каждому ребенку посетить их все по своему выбору. Но даже если ребенок не может стать активным участником всех направлений, занимаясь с педагогом только в одном, он все равно охвачен общим настроением приближающегося школьного праздника, получает возможность прожить его вместе со всеми, проявив себя там, где у него это лучше всего получается.
1 неделя тема: “Русские богатыри – защитники Отечества”
Программное содержание | Работа по направлениям |
Дать первоначальные представления об
особенностях былинного жанра, познакомить с
понятием “русский богатырь”, Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей. |
1.О.н. Богатыри земли Русской.
Просмотр видеофильма “Илья Муромец”; 2.О.П.н.: – Этическая беседа “Родина моя”; – “…В чешуе, как жар, горя…33 богатыря…” 3.Э.Х.н.: – Коллективная творческая работа по ИЗО: “Кто с мечом к нам войдет…”; – Музыкальная инсценировка “Богатыри”; 4. С.О. н. Спортивное занятие “Богатырские игры”. |
2 неделя тема: “Щит и герб”
Программное содержание | Работа по направлениям |
Формировать у детей интерес к православному преданию, закреплять желание узнавать о житиях православных святых и героев, познакомить с образом святого Георгия Победоносца, развитие творческой деятельности учащихся; | 1. О.н. Беседа “Георгий
Победоносец”– народный защитник; 2. О.П.н. – Этическая беседа “Родная природа”; – Изготовление Георгиевской ленточки; 3. Э.Х.н.: – Изготовление динамической открытки “Воин чудесный на белом коне”; – Музыкально-игровое занятие: “На заставе богатырской”; 4. С.О.н. Спортивные состязания: “Не перевелись богатыри на земле русской”. |
3 неделя тема: “Великие полководцы России”
Программное содержание |
Работа по направлениям |
Познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского, Александра Суворова. Рассказать о подвигах во имя Родины на примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству; | 1. О.н. Активное занятие “Великие
полководцы России”; 2. О.П.н.: – Ролевая игра “Помним, ценим, храним”; – Создание альбома “Великие полководцы России” 3. Э.Х.н.: – Музыкальное занятие: “Учил Суворов”; 4. С.О. н. Спортивные игры: “Тяжело в учении, легко в бою”. |
4 неделя тема: “Наша армия”
Программное содержание | Работа по направлениям |
Расширять знания детей о том, что Российская Армия – защитница нашей Родины; уточнить представления детей о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать уважение к людям военных специальностей. | 1. О.н. Виртуальная экскурсия:
“Российская армия сегодня”; 2. О.П.н.: – Поисковая работа “Защитники Отечества в моей семье”; – Этическая беседа “Профессия –Родину защищать”; 4. Э.Х.н.: – Занятие по бумагопластике “На земле, в небесах и на море”; – Музыкально-игровое занятие: “Наша армия сильна!”; 6. С.О. н. Веселые старты: “Тяжело в учении – легко в бою”. |
5 неделя тема: “Солдат есть звание всеобщее”
Программное содержание | Работа по направлениям |
Создание музея "Защитника Отечества”: воспитание патриотических и нравственных качеств личности, создание условий для самовыражения и самореализации школьников; – переосмысление ценностей и определение своего места, своего “я”, место своей семьи в цепи исторических событий; развитие творческой деятельности учащихся; | 1. О.н. Познавательная беседа с
презентацией “Что такое музей”; 2. О.П.н.: – Школа экскурсоводов и экскурсантов “Как себя вести в музее”; – Создание музея. 4. Э.Х.н.: – Галерея портретов: “Наша Армия родная”; – Музыкальный конкурс “Песню, запевай”; 6.С.О.н. Игровое занятие “Шагом Марш!”. |
6 неделя тема: “Нашей Армии, Салют!”
Программное содержание | Работа по направлениям |
Расширять представления детей о государственном празднике; – способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций; – создать в школе торжественную атмосферу праздника, желание участвовать в конкурсах со своей семьей; – закреплять навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми. | 1. О.н. “Парад Победы” эвристическая
беседа и просмотр видеофильма “Парад Победы 1945
года”; 2.О.П.н. Выставка рисунка: “Защитники Отечества посвящается”; 3.Э.Х.н.: – Занятие по рукотворному творчеству: “Под флагом России”; 4. Познавательно-развивающая игра: “Щит Родины моей”. |
Проект заканчивается познавательно-развивающей игрой “Щит Родины моей”. По своей форме – это общешкольный праздник, со своими правилами, законами, требующими от всех участников большой слаженности, согласованности, который является одной из самых распространенных и сложных форм работы школы. Тем не менее, мы решили не отказываться от проведения праздника, понимая, что он нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения и обогащения. Именно в формате праздника мы можем реализовать свой потенциал, воплотить свои идеи и получить планируемый результат.
Литература.
- 1. Я.С.Мигдисов /Модель социокультурного системного развития образовательного учреждения – М.,2007.
- 2. Кузьмин И.А., Камкин А.В. /“Истоки”. Программа для начальной школы (1–4 классы). //Истоковедение. – М.: Издательский дом “Истоки”, 2005.
- 3. Буйлова Н.Н., Кленова Н.В. /Дополнительное образование детей в современной школе. www.ucheba.com›Психология›-dopobraz/sodershanie.htm