Несколько лет я практикую уроки, которые
посвящены специальным упражнениям с текстами.
Это уроки – коммуникации. Они позволяют
формировать коммуникативные умения школьников
(умения и навыки речевого общения), отрабатывать
навыки как устной, так и письменной речи.
Ученики приобретают умение анализировать любой
текст. Именно текст является одним из средств
создания на уроках русского языка речевой среды,
направленной на развитие коммуникативных
способностей учащихся, на воспитание у них
чувства слова.
На уроках русского языка я пытаюсь вызвать
интерес к истории нашего села. Для этого
использую краеведческий материал.
Живое слово земляков воспитывает интерес к тому,
что называется малой родиной, расширяет
представление об ее истории и сегодняшнем дне.
Региональный компонент позволяет раздвинуть
стены школьного класса, вывести урок в
библиотеку, т.е. сделать его живым и
интересным.
Проблему коммуникации позволяет решить работа в
группах, парах.
Практическая деятельность учащихся при работе в
группе направлена на формирование тех качеств
личности, которые соответствуют
общечеловеческой морали: забота о ближнем,
умение работать сообща, требовательность к себе
и другим, готовность оказать помощь товарищу,
умение слушать других, отстаивать свои взгляды.
Благодаря такому сотрудничеству происходит
развитие речи учащихся.
Предложенный урок – один из уроков развития
речи. Анализируя текст, школьники готовятся к
ЕГЭ, к написанию сочинения-рассуждения (по всем
критериям К1 - К9).
Учебное исследование позволяет сделать учащихся
и учителя равноправными участниками, соавторами
научного поиска и открытия.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Тип урока: урок развития речи
Цели: совершенствовать умение проводить текстоведческий анализ текста; развивать логическое мышление; формировать культуроведческую компетенцию; воспитывать интерес к русскому языку; прививать этическую культуру.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять задания творческого характера; расширят представления об истории развития своего села, научатся работать в парах и группах, что способствует формированию тех качеств личности, которые соответствуют общечеловеческой морали.
В языке одухотворяется весь народ
и вся его родина,
вся история духовной жизни народа.
К.Ушинский.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Мотивация Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
2. Целеполагание
3. Планирование. Выполнение
индивидуального задания.
Составление микротекста из отдельных предложений Цель: проверить коммуникативные умения учащихся.
Работа над текстом.
4. Дискусия. Устные отчёты о проделанной работе
5. Исследование.
6. Рефлексия
7. Домашнее задание |
Соберите разбросанные буквы в слово,
которое нам поможет определить тему урока. п, л, е, к, с, н, а, я, о, к, м. Итак, запишите тему урока: «Комплексная работа с текстом». Подумайте какая работа предстоит нам и для чего нам надо изучать эту тему?
Любой человек в современном мире, не замечая
этого, живёт среди текстов и сам то и дело
вынужден создавать их. Тексты буквально
преследуют нас: информация по радио, реклама,
доклад на собрании, заявление о приёме на работу,
статья в газете или журнале… Нас ожидает интересная , творческая,
исследовательская работа. – И пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп. А еще поддержка и помощь друга. Ведь работать мы будем в парах. Будут среди нас лингвисты, экскурсоводы, художники, поэты. Вот мы и прикоснёмся к «словесной ткани» художественного произведения, т.е. найдем путь к постижению его содержания, авторского замысла, проникнем в тайны текста, посмотрим из чего он соткан.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст. А. Переселенцы предпочитали для
поселения места с естественными географическими
условиями, близкими к условиям исконной родины. 1. А Г Б В Какова основная мысль этого текста? 1. Я люблю своё село. – Перед нами стихотворение А.Пака «Моё село».
Родился А.Пак не в нашем селе. Что знаете о нём? 1 пара – композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем). 2 пара – стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств) 3 пара – типологический анализ текста
(выделение в тексте ведущего типа речи, указание
на сочетание в тексте различных типовых
фрагментов. Выступление творческих пар. Дополнение учителя. Текст состоит из
абзацев, являющихся его смысловыми частями.
Каждому абзацу соответствует микротема.
Назовите их. Слово предоставляется 2 паре. – А какие лексические средства можно выделить в этом стихотворении ? – Обратите внимание на морфологические средства выразительности. Выступает 3 пара.
Хорошо. Это ваше мнение. Спасибо за ваши рассуждения. Слово предоставляется 4 паре.
– Найдите предложения с обособление. 1) Вам предстоит побывать экскурсоводами. Представьте, что на празднование 150-летия образования села, мы ждём в гости школьников из других сёл. Составьте маршрут экскурсии по селу. 2) Вы – художники. Предложите словесные иллюстрации к тексту. Сколько иллюстраций можно нарисовать? 3) Вы – поэты, и готовите выступление на
концерте, посвященном юбилею села. – Слово предоставляется экскурсоводам.
Группа художников. Группа поэтов.
– Замечательно! Настоящие поэты и артисты. – Читая и анализируя текст, мы с вами
рассматривали его как речевое произведение и
пытались пройти нелёгким путём вдумчивого
читателя. И это нам удалось. Мы осуществили
комплексный анализ текста. Убедитесь сами.
– Я благодарю всех за работу и предлагаю
оценить работу каждого в паре и группе.
Подготовить сочинение на одну из тем: «Здесь Родины моей начало» или «История развития моего села» (Представьте, что вы об этом рассказали друзьям или родителям) – Сегодня работали все активно, многое
повторили. |
Комплексная. Учимся анализировать текст.
1. Научимся делать комплексный анализ текста по
всем параметрам.
Выступление ученика. Иногда вместо слова текст используется
описательный оборот (перифраза) словесная ткань.
Почему? Микроструктуры есть у каждой группы.
Правильный ответ – 3. Г А В Б
Ответ: 2. Тексты есть у каждой пары.
Группы начинают работу. Учащимся были
предложены опорные и справочные материалы.
Выступает первая пара. – Мы осуществляли композиционный анализ
текста. Можно выделить пять микротем.
– Мы анализировали стиль стихотворения. При
исследовании установили, что это текст, так как
предложения связаны по смыслу общей темой и
грамматически. Мы исследовали текст с точки зрения орфографии
и установили, что здесь много слов с безударными
гласными, проверяемыми ударением (твоих –
твой, города – город, выбегает – бегать)
Группы работают по этапам.
Достопримечательности нашего села: озеро, на
берегу которого будет санаторий; Так как это описание, то мы предлагаем одну иллюстрацию. 1. Ах, Покровка – село! 2. Покровочка, Покровка – 3. А Покровка-то село,
Выставление оценок.
– Урок понравился. |