Урок русского языка по теме "Комплексный анализ текста регионального характера"

Разделы: Русский язык


Несколько лет я практикую уроки, которые посвящены специальным упражнениям с текстами. Это уроки – коммуникации. Они позволяют формировать коммуникативные умения школьников (умения и навыки речевого общения), отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи.
Ученики приобретают умение анализировать любой текст. Именно текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова.
На уроках русского языка я пытаюсь вызвать интерес к истории нашего села. Для этого использую краеведческий материал.
Живое слово земляков воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне.
Региональный компонент позволяет раздвинуть стены школьного класса, вывести  урок в библиотеку,  т.е.  сделать его живым и интересным.
Проблему коммуникации позволяет решить работа в группах, парах.
Практическая деятельность учащихся при работе в группе направлена на формирование тех качеств личности, которые соответствуют общечеловеческой морали: забота о ближнем, умение работать сообща, требовательность к себе и другим, готовность оказать помощь товарищу, умение слушать других, отстаивать свои взгляды. Благодаря такому сотрудничеству происходит развитие речи учащихся.
Предложенный урок – один из уроков развития речи. Анализируя текст, школьники готовятся к ЕГЭ, к написанию сочинения-рассуждения (по всем критериям К1 - К9).
Учебное исследование позволяет сделать учащихся и учителя равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия.

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Тип урока: урок развития речи

Цели: совершенствовать умение проводить текстоведческий анализ текста; развивать логическое мышление; формировать культуроведческую компетенцию; воспитывать интерес к русскому языку; прививать этическую культуру.

Планируемые результаты:  учащиеся научатся выполнять задания творческого характера; расширят представления об истории развития своего села, научатся работать в парах  и  группах, что способствует формированию тех качеств личности, которые соответствуют общечеловеческой морали.

В языке одухотворяется весь народ
и вся его родина,
вся история духовной жизни народа.

К.Ушинский.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация

Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

 

 

2. Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Планирование. Выполнение индивидуального задания.
Мини сообщение об этимологии слова «текст»

 

 

 

 

 

Составление микротекста из отдельных предложений

Цель: проверить коммуникативные умения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над текстом.

 

 

 

 

 

 

 

4. Дискусия. Устные отчёты о проделанной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Исследование.
Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная помощь учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рефлексия

 

 

 

 

 

7. Домашнее задание

Соберите разбросанные буквы в слово, которое нам поможет определить тему урока.

п, л, е, к, с, н, а, я, о, к, м.

Итак, запишите тему урока: «Комплексная работа с текстом». Подумайте какая работа предстоит нам и для чего нам надо изучать эту тему?

 

Любой человек в современном мире, не замечая этого, живёт среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют нас: информация по радио, реклама, доклад на собрании, заявление о приёме на работу, статья в газете или журнале…
И это не говоря уже о широком семиотическом понимании этого  термина, когда текстом считается и танец, и система дорожных знаков, и чек из продовольственного магазина.
Что же такое текст?
Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним?
Сегодня, ребята, нам предстоит проникнуть в тайны текста через поиск, путем постановки проблемных задач.
Мы будем не только отрабатывать навыки грамотного письма, но и учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором. Решая эти задачи, как раз и следует обратиться к тексту, к комплексной работе с ним.
Для комплексного анализа возьмем стихотворение местного поэта Александра Пака «Моё село»
Человек должен знать и любить историю своего Отечества, своих родных мест. Без памяти мы потеряемся в потоках времени, утратим свои корни, забудем родной язык. (Эпиграф на доске)

Нас ожидает интересная , творческая, исследовательская работа.
– А какие цели поставите перед собой вы?
– Чему научитесь на уроке?
– Что нового узнаете?

– И пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп. А еще поддержка и помощь друга. Ведь работать мы будем в парах. Будут среди нас лингвисты, экскурсоводы, художники, поэты.

Вот мы и прикоснёмся к «словесной ткани» художественного произведения, т.е. найдем путь к постижению его содержания, авторского замысла, проникнем в тайны текста, посмотрим из чего он соткан.

 

 

 

 

 

 

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст.

А. Переселенцы предпочитали для поселения места с естественными географическими условиями, близкими к условиям исконной родины.
Б. Название селу дали потому, что приехали первые семьи на религиозный праздник «Покров»
В. На месте Покровки первые переселенцы появляются в 1908 году.
Г. В конце 19 века из Центральной России вглубь Сибири потянулись повозки с переселенцами.

1. А Г Б В
2. Б В А Г
3. Г А В Б
4. В А Г Б

Какова основная мысль этого текста?

1. Я люблю своё село.
2. История образования села.
3. Наше село в 21 веке.
4. Восхищение красотой своего села.

– Перед нами стихотворение А.Пака «Моё село». Родился А.Пак не в нашем селе. Что знаете о нём?
– Но сейчас наше село он считает своим. Любит природу нашего края и села, глубоко переживает всё происходящее вокруг, и его сердце отзывается стихами.
Представьте, что вы ученые-лингвисты и вам нужно исследовать текст.
Анализировать его мы будем по следующим параметрам

1 пара – композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем).

2 пара – стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств)

3 пара – типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов.
4 пара – анализ текста с точки зрения орфографии и пунктуации.

Выступление творческих пар.

Дополнение учителя. Текст состоит из абзацев, являющихся его смысловыми частями. Каждому абзацу соответствует микротема. Назовите их.
– Молодцы!

Слово предоставляется 2 паре.

– А какие лексические средства можно выделить в этом стихотворении ?

– Обратите внимание на морфологические средства выразительности.

Выступает 3 пара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо. Это ваше мнение. Спасибо за ваши рассуждения. Слово предоставляется 4 паре.

 

 

 

 

– Найдите предложения с обособление.
– А теперь новое задание.

1) Вам предстоит побывать экскурсоводами. Представьте, что на празднование 150-летия образования села, мы ждём в гости школьников из других сёл. Составьте маршрут экскурсии по селу.

2) Вы – художники. Предложите словесные иллюстрации к тексту. Сколько иллюстраций можно нарисовать?

3) Вы – поэты, и готовите выступление на концерте, посвященном юбилею села.
Сочините частушки о селе. На первый взгляд кажется, что частушка проста по форме – всего 4 строчки. Но сочинить частушку не просто. Ведь в 4 строках надо рассказать целую историю.

– Слово предоставляется экскурсоводам.

 

 

Группа художников.

Группа поэтов.

 

 

 

 

 

 

 

– Замечательно! Настоящие поэты и артисты.

– Читая и анализируя текст, мы с вами рассматривали его как речевое произведение и пытались пройти нелёгким путём вдумчивого читателя. И это нам удалось. Мы осуществили комплексный анализ текста. Убедитесь сами.
Из вас получатся настоящие исследователи.

 

– Я благодарю всех за работу и предлагаю оценить работу каждого в паре и группе.
– А какое впечатление об уроке у вас?
– Интересно ли было?
– Что понравилось?
– Достиг ли урок цели?

 

 

Подготовить сочинение на одну из тем: «Здесь Родины моей начало» или «История развития моего села» (Представьте, что вы об этом рассказали друзьям или родителям)

– Сегодня работали все активно, многое повторили.
– Спасибо за урок!

 

 

 

Комплексная. Учимся анализировать текст.
Овладеем орфографической и пунктуационной грамотностью.
Это необходимо для подготовки к ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Научимся делать комплексный анализ текста по всем параметрам.
2. Будем повышать речевую культуру.

 

 

Выступление ученика.

Иногда вместо слова текст используется описательный оборот (перифраза) словесная ткань. Почему?
Обратимся к этимологии слова термин «текст» пришёл в русский язык в 18 веке из немецкого, но восходит он к латинскому textus, что значит «ткань», связь, соединение.
(от texo – «ткань», сочетать, сочинять, слагать»)
(Шаинский Н.М, Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка.)
Слово «помнит» своё изначальное значение, поэтому мы можем услышать применительно к анализу текста такие выражения: прикоснуться к словесной ткани, словесная ткань пронизана и другим.

Микроструктуры есть у каждой группы.

 

 

 

 

 

Правильный ответ – 3. Г А В Б

 

Ответ: 2.

Тексты есть у каждой пары.
Это дает возможность воспринимать текст не только на слух, но и зрительно.

 

 

 

 

Группы начинают работу. Учащимся были предложены опорные и справочные материалы.
У каждой пары план анализа текста.

 

 

 

Выступает первая пара.

– Мы осуществляли композиционный анализ  текста.
Тема отражена в заглавии. Основная мысль: Покровка стала для автора родным селом, которое» по красоте и шири не уступает другим».

Можно выделить пять микротем.

 

 

– Мы анализировали стиль стихотворения. При исследовании установили, что это текст, так как предложения связаны по смыслу общей темой и грамматически.
Стиль  художественный потому что можно выделить яркие изобразительно – выразительные средства.
(Эпитеты «верный страж», «сердечная ласка», «синеокая  гладь озера»).
Они  используются с целью художественной выразительности. Для создания образности поэт применяет  олицетворения «озеро грустит», «берёзка на опушку выбегает.
Жанр текста – лирическое стихотворение.
Автор использует контекстуальные синонимы (Моя Покровка – родной приют, сибирское село)
Старославянизм – страж.
Текст насыщен глаголами (движение, динамичность действия, существительные употребляются в различных падежах
Мы считаем, что в тексте можно выделить 5 частей. Способ связи параллельный. Тип речи описание с рассуждением.(3 ч – описание, 2 последние – рассуждение)

Мы исследовали текст с точки зрения орфографии и установили, что здесь много слов с безударными гласными, проверяемыми ударением (твоих – твой, города – город, выбегает – бегать)
Не с глаголами (не уступала, не вернет, не пощадили)
Е – И в окончаниях существительных (Сибири, по шири, в памяти, ласки.)
Мы также анализировали текст с точки зрения пунктуации.
Есть в нём случаи постановки тире, запятые.

 

 

 

 

 

Группы работают по этапам.

 

 

Достопримечательности нашего села: озеро, на берегу которого будет санаторий;
Дом культуры;
Вместо памятника Мемориал Славы и прекрасная новая школа.

Так как это описание, то мы предлагаем одну иллюстрацию.

1. Ах, Покровка – село!
Село ты дорогое,
Мы расхвалим тебя
частушкой золотою.

2. Покровочка, Покровка –
Хорошее село.
Недалеко от города
Находится оно.

3. А Покровка-то село,
Оно в районе славится.
Приезжай и посмотри-
Оно тебе понравится!

 

 

Выставление оценок.

 

 

– Урок понравился.
– Работа над текстом – очень интересный вид деятельности и полезный.
– Цель была достигнута.
– Мы проникли в тайны текста, посмотрели, из чего он соткан.
– Мы учились грамотно и красиво говорить.
– Это нам  пригодится при сдаче ЕГЭ.