Большинство из нас при упоминании логопеда сразу вспоминают известный эпизод из фильма, где в наглядной и доступной форме нам объясняют, кто это и чем же он занимается.
Однако когда речь заходит о школьном логопеде, становится не понятно, зачем требуется специалист еще и школьникам. Поэтому здесь и сейчас мы хотим ответить на все Ваши вопросы.
Первое и самое главное – почему именно моего ребенка зачислили в логопедическую группу? Ведь он произносит все звуки!
Ответ очень прост. Состояние звукопроизношения
является самым заметным нарушением, поэтому
родители сразу обращают на него внимание. Однако
не стоит забывать о таких важнейших составляющих
речи как различение звуков на слух, состояние
словаря ребенка, правильное оформление фразы и
самое главное для школьника – наличие развитой
связной речи.
Давайте подробнее остановимся на каждом из этих
разделов.
Различение звуков на слух (фонематическое восприятие)
Этот компонент речи очень тесно связан со звукопроизношением. В русском языке есть группы звуков, сходных по звучанию: с – ш – ж – ц, ть – ч – щ – ц, щ – с – сь. Ребенок может правильно произносить все звуки речи, при этом он может не различать их на слух. Звуки смешиваются, нарушается смысл услышанного слова, как например, в случаях «коза – коса», «крыша – крыса», «бочка – почка». Все это впоследствии будет отражаться на письме. Поэтому стоит уделять должное внимание не только звукопроизношению, но и работе над различением звуков на слух.
Словарь ребенка или состояние лексической стороны речи
Словарь – это тот арсенал слов, которым ребенок пользуется день за днем для передачи своих собственных мыслей. Чем больше этих слов и связей между ними, тем богаче и разнообразнее его собственная речь и легче происходит усвоение правил русской орфографии.
Правильное оформление фразы (грамматический строй речи)
Всем прекрасно известно, что набор отдельных
слов еще не показатель высокого уровня развития
речи.
– Так что же нужно, чтобы люди смогли свободно
общаться и обмениваться мыслями?
– Фраза.
Именно во фразе оформляется весь набор слов.
Вспомните, как Вы учили на уроках русского языка
род, число и падежи. Так вот, прежде чем освоить их
на письме, мы усваиваем их в устной речи.
Благодаря этим терминам мы обязаны правильному и
красивому оформлению фразы, ее согласованности.
С 4 - 5 лет у ребенка начинается период
«словотворчества». Малыш начинает придумывать
слова. Таким образом, он учится образовывать
новые модели слов при помощи суффиксов и
приставок. Правильное образование новых слов
также является важной составляющей на пути
успешного освоения русского языка в школе.
Отсутствие «чувства языка» вызывает
трудности при разборе слова по составу и
выделения частей слова.
Связная речь
– А теперь напрашивается вопрос, если ребенок имеет большой набор слов и может правильно строить фразу и передавать свои мысли, зачем же ему развивать связную речь?
При ответе на этот вопрос давайте снова
вспомним русский язык и его раздел «Стилистика».
Всем давно известно, что есть 5 стилей речи:
научный, публицистический, официально-деловой,
художественный и разговорный. Если первыми 4
стилями мы пользуемся исключительно в редких
случаях, то разговорный стиль нами освоен в
совершенстве. Так, в свою очередь и ребенок при
общении пользуется этим стилем. И ошибки в его
фразовой речи не встречаются. Здесь не случайно
упоминается фразовая, а не связная речь, потому
что чаще всего разговорный стиль речи
подразумевает скорее диалог и вопросно-ответную
форму общения, чем монолог.
Когда же ребенок встречается в школе с такими
видами деятельности как пересказ, составление
рассказа по картине, творческий рассказ,
изложение и в дальнейшем сочинение, трудности в
передаче собственных мыслей становятся
очевидными.
Развивая связную речь, мы учим ребенка
последовательно излагать свои мысли, выделять из
них главные и второстепенные, устанавливать
причинно-следственные связи.
Именно всем этим и занимается школьный логопед.
Он восполняет пробелы в устной речи ребенка, тем
самым предупреждая появления ошибок на письме, и
исправляет уже сложившиеся трудности в усвоении
письменной речи.
Все используемые в статье графические изображения были найдены в сети Интернет как свободно распространяемые.