Родителям о школьном логопеде

Разделы: Логопедия


Большинство из нас при упоминании логопеда сразу вспоминают известный эпизод из фильма, где в наглядной и доступной форме нам объясняют, кто это и чем же он занимается.

Однако когда речь заходит о школьном логопеде, становится не понятно, зачем требуется специалист еще и школьникам. Поэтому здесь и сейчас мы хотим ответить на все Ваши вопросы.

Первое и самое главное – почему именно моего ребенка зачислили в логопедическую группу? Ведь он произносит все звуки!

Ответ очень прост. Состояние звукопроизношения является самым заметным нарушением, поэтому родители сразу обращают на него внимание. Однако не стоит забывать о таких важнейших составляющих речи как различение звуков на слух, состояние словаря ребенка, правильное оформление фразы и самое главное для школьника – наличие развитой связной речи.
Давайте подробнее остановимся на каждом из этих разделов.

Различение звуков на слух (фонематическое восприятие)

Этот компонент речи очень тесно связан со звукопроизношением. В русском языке есть группы звуков, сходных по звучанию: с – ш – ж – ц, ть – ч – щ – ц, щ – с – сь. Ребенок может правильно произносить все звуки речи, при этом он может не различать их на слух. Звуки смешиваются, нарушается смысл услышанного слова, как например, в случаях «коза – коса», «крыша – крыса», «бочка – почка». Все это впоследствии будет отражаться на письме. Поэтому стоит уделять должное внимание не только звукопроизношению, но и работе над различением звуков на слух.

Словарь ребенка или состояние лексической стороны речи

Словарь – это тот арсенал слов, которым ребенок пользуется день за днем для передачи своих собственных мыслей. Чем больше этих слов и связей между ними, тем богаче и разнообразнее его собственная речь и легче происходит усвоение правил русской орфографии.

Правильное оформление фразы (грамматический строй речи)

Всем прекрасно известно, что набор отдельных слов еще не показатель высокого уровня развития речи.
– Так что же нужно, чтобы люди смогли свободно общаться и обмениваться мыслями?
– Фраза.
Именно во фразе оформляется весь набор слов. Вспомните, как Вы учили на уроках русского языка род, число и падежи. Так вот, прежде чем освоить их на письме, мы усваиваем их в устной речи. Благодаря этим терминам мы обязаны правильному и красивому оформлению фразы, ее согласованности.
С 4 - 5 лет у ребенка начинается период «словотворчества». Малыш начинает придумывать слова. Таким образом, он учится образовывать новые модели слов при помощи суффиксов и приставок. Правильное образование новых слов также является важной составляющей на пути успешного освоения русского языка в школе. Отсутствие «чувства языка»  вызывает трудности при разборе слова по составу и выделения частей слова.

Связная речь

– А теперь напрашивается вопрос, если ребенок имеет большой набор слов и может правильно строить фразу и передавать свои мысли, зачем же ему развивать связную речь?

При ответе на этот вопрос давайте снова вспомним русский язык и его раздел «Стилистика». Всем давно известно, что есть 5 стилей речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный и разговорный. Если первыми 4 стилями мы пользуемся исключительно в редких случаях, то разговорный стиль нами освоен в совершенстве. Так, в свою очередь и ребенок при общении пользуется этим стилем. И ошибки в его фразовой речи не встречаются. Здесь не случайно упоминается фразовая, а не связная речь, потому что чаще всего разговорный стиль речи подразумевает скорее диалог и вопросно-ответную форму общения, чем монолог.
Когда же ребенок встречается в школе с такими видами деятельности как пересказ, составление рассказа по картине, творческий рассказ, изложение и в дальнейшем сочинение, трудности в передаче собственных мыслей становятся очевидными.
Развивая связную речь, мы учим ребенка последовательно излагать свои мысли, выделять из них главные и второстепенные, устанавливать причинно-следственные связи.
Именно всем этим и занимается школьный логопед. Он восполняет пробелы в устной речи ребенка, тем самым предупреждая появления ошибок на письме, и исправляет уже сложившиеся трудности в усвоении письменной речи.  

Все используемые в статье графические изображения были найдены в сети Интернет как свободно распространяемые.

Приложение 1