Экологическое воспитание "Пусть добру откроется сердце"

Разделы: Внеклассная работа


Пейзаж страны – это такой же элемент
национальной культуры, как и все прочее.
Не хранить родную природу – это то же,
что не хранить родную культуру.
Она – выражение души народа.
(Лихачев Д. С. “Письма о добром”)

Мы часто слышим слова “природа – мать”. И это не просто поэтический эпитет, а емкое и тонкое определение существа естественного материального мира планеты, ее органической и неорганической ипостасей.

На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном общении и контакте с природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновения. Наши предки, не постигшие естественных законов, обожествляли природу, ее явления, придавая стихийным силам естественный смысл. С развитием науки и знаний мистический ореол, которым люди окружали мир природы и космоса, померк. Открылась взаимообусловленность всего сущего на земле и в природе, ее великая гармония, связь между ее мельчайшими звеньями. И люди стали задумываться о правомерности своего вторжения в гармонию этих связей, в тончайший естественный механизм. Наконец, человек понял, что природа не создала ничего лишнего. Понял, что сорняк – это “растение, достоинства которого еще не открыты”. Вот ведь как оказывается: и ядовитая змея, и дождевой червь, и муравей – ничто не лишнее. Более того – необходимое. Все, что есть в живом мире, – это звенья одной цепи. При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьезными последствиями, и в первую очередь для человека. В одном из современных международных документов – “Всемирной стратегии охраны природы” (МСОП) – говорится : “Мы не унаследовали землю у наших отцов. Мы взяли в долг у наших детей.” Наши дети должны не только получить от нас в наследство живую природу земли, но и быть готовыми передать ее потомкам.

Человек и природа неразрывно взаимосвязаны. И эти связи принимают новые, более активные формы. Увеличивается интерес к так называемой нетронутой природе – первозданным лесам и водоемам, малодоступным горам и морским глубинам, уникальным растительным и животным объектам. Анкетный опрос выявляет, что около 50% населения предпочитает проводить свой отдых в лесу. Людей влекут туристские тропы, ночевка у костра, таинственные звуки лесных чащ. Вот почему Д. С. Лихачев писал: “Природа по – своему социальна...; она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов до конца”.

Вместе с тем природа стала испытывать такое разнообразное воздействие со стороны человека, что даже незначительное увеличение какой – либо формы нагрузки может привести к гибели растительных и животных комплексов. От современного человека, сочетающего качества производственника, спортсмена, охотника, натуралиста, любителя природы требуются высокая культура и экологическая грамотность, чувство ответственности за сохранение естественного пейзажа страны. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновением.

Справедливости ради давайте оправдаем наше стремление, вызванное экскурсом в прошлое.

В северо-западной части Иркутской области расположен Чунский район, ничем особенно не прославивший своего названия. Но именно эта земля одаривала и одаривает красотой, служит источником духовной силы. Места эти издавна славились народными талантами. Доказательство тому – не замечательные памятники архитектуры, а проявление одаренности мастеров – умельцев: печников, столяров, рыбаков, охотников.

Как не сказать о продолжающей жить в этих краях протяжной русской и татарской песнях, озорных частушках, сказках, веселых бухтинах (шутливые истории с комическим эффектом и невероятным сюжетом). В этом краю останешься верен местам, позволяющим в который раз почувствовать, как замирает от восторга сердце: “Утро долго не кончалось, полдневный ветер еще только начинался в сосновых лапах. Высыхающая роса в союзе с солнцем рождала в лесу радужно – золотую мглу. Радостно и отрешенно пели вокруг птицы”.

В переполняющем чувстве – серебристые дожди, грибные набеги, ягодные поляны, ореховые угодья. Стоит только приглядеться внимательно. И...

Осенний лес. Сентябрьская прохлада
Лежит туман утрами на реке...
… … …
А на скамейках греются стрекозы,
На ель, почти как в басне, взгромоздясь,
какие – то невнятные угрозы
накаркивать ворона собралась.
И гул шмелей, и ласточкино пенье,
и шепот трав – все это только мне.
Я первый зритель чудо – представленья:
подобных не бывает на земле.

Согласись, что не всякому посчастливилось родиться здесь, на реке Чуне? А много ли ты знаешь о ней? Почему так называется? Где берет начало? Куда впадает? В извечном распорядке все вокруг очень зримо, красочно, осмысленно:

Вечер ласковый такой.
Всюду дрема и покой.
Раскалившееся солнце
Остается за рекой.
Замечтались тополя.
И дорога, не пыля,
По-над берегом петляя,
Пролегла через поля.
А за нею по пятам
Деревеньки тут т там.
Никогда иному краю
Свое сердце не отдам.

Заботы не вытесняют из сердца человека интереса к миру, не лишают способности ощутить, как прекрасен этот мир. Вот далеко отстоящие друг от друга мощные стволы сосен уходят ввысь, словно колонны обширного храма. А вот – верхушки елей. Они стоят и не жалуются на судьбу. А в куще подлесков – теневыносливые: рябина, клен, липа. А еще – смородина, малина, мини – кипарисики, можжевельник. Лес живет, живет вопреки всем хитроумным подсчетам уже сотни миллионов лет. Стоит сторона Чунская, открытая неспокойным ветрам, непроглядным туманам. Но нет лучше места! Не потому ли называют ее стороной обыкновенной.

Ах, как травы пахнут!
Ах, как пахнут травы!
Сочно, опьяняюще голову кружа!
Край мой синеглазый, сладкая отрава!
Тень лисы в распадке,
Виражи стрижа.

Но переполняющее чувство любви к родной стороне может отозваться и чувством резкой горечи, когда взору открываются следы запустения, плоды неразумного хозяйствования. Чунский район можно назвать центром лесодобычи. Лесодобывающих хозяйств – больших и малых – как грибов после летнего дождя. Но куда ни глянь – завалы хлыстов, бревен, отходы деревообработки вперемешку с грязью. Может быть руководящими идеями на этом “бездумном поприще” стали когда – то написанные мысли А. П. Чехова “Из Сибири”: “Сила и очарование тайги не в деревьях – гигантах, а в том, что разве только перелетные птицы знают, где она кончается. Выберешься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперед и видишь внизу лес; дальше холм, такой же кудрявый, за ним – третий, и так без конца. И на сколько верст тянутся леса неизвестно даже ямщикам и крестьянам, родившимся в тайге. И на наш вопрос о размерах тайги отвечают: “Конца нет”.

С этим не поспоришь. Тут кровная связь с природой, острая тоска и тяжелая печаль по растрате полученного когда – то духовного богатства. Любопытный факт. Сегодня совсем немногие знают, что ненцы лиственницу обожествляли. Они называли ее Аля – Пя – священное дерево. Сибиряки любят лиственницу за все: за ее красоту, за необычный аромат нарождающейся хвои, за жаркий огонь, за крепость домов и заборов. По Чунским деревням и сейчас стоят срубленные первопроходцами дома. Бревна в их стенах как новенькие. Их не тронули ни гниль, ни плесень. Вот за это строители лиственницу ценят с очень давних времен.

На Алтае в могильниках не раз находили лиственичные саркофаги, которые пролежали в земле до 25 веков. И были они как новенькие. А в Польше один лиственичный костел простоял 600 лет, другой – 700. Рамы Зимнего дворца сделаны из лиственницы. Значит, и наши Чунские дома еще постоят.

А недавно меня ошеломила фраза одного лесовода: “Рубим -то мы царя батюшки леса”. И на самом – то деле. Все эти сотни миллионов кубиков, которыми сейчас рапортуем достались нам от дедов – прадедов. Леса, которые мы сейчас рубим возрастом старше Советской власти. Заботами дедов да Матушки – природы достались они нам. А имеем ли мы право брать больше того, что может сотворить природа и от чего не будет ей вреда? В порыве покорения тайги, в погоне за рекордами уходят в забвение старые мудрые заповеди относительно кедрового леса: “Чтоб матерого кедровника отнюдь не пустошали, а потребные с тех кедров шишки собирали бы и не подрубали бы не только всего дерева, но и сучья берегли”, – так предписывала в XVI веке Тобольская губернская канцелярия. Сейчас в числе других рубятся и те, находящиеся еще в расцвете сил кедровые деревья, которыми восхищались сподвижники Ермака и с которых едали они орешки.

Но мы знаем, что в течение 300 и более лет могут давать кедровые деревья ценнейшие пищевые семена, и в основном ради этих семян люди издавна оберегали кедровники, окультуривая их и создавая кедровые сады. Но в какой – то момент будто случилось что – то в человеке, изменилось у него вдруг отношение к природе, к земле, к воде, к лесу; исчезло куда – то воспитанная многими поколениями уважение к щедрости природы и понимание необходимости сбережения. А может, отношение к нашим лесам было заложено изначально в самом отношении к Сибири как к колонии? А раз колония – то и бери больше. А результат – вот он: хрустальные реки захламлены, тайга изуродована. Наступило время, когда дело защиты леса превратилось в социальную, нравственную категорию перед которой равно ответственны рабочий и директор, министр и ученый, рыбак и турист. Наше внимание в нашем регионе приковано к этим плодам цивилизации. Я предлагаю: в условиях тотального дефицита экологического мышления вернуться и вспомнить всем, что “лес – это национальное и мировое достояние”.

Чем стремительнее несется время, тем настоятельнее для человека необходимость устоять, не превратиться в щепку, которую несет поток времени. Важнейшим условием такой устойчивости оказывается чувство Родины, дома, родного очага. Пусть добру откроется сердце. Пусть совесть будет чиста. Лад – это мир, согласие, гармония, красота. И ладить – значит не только жить в согласии, но и также приводить в порядок другие значимо острые проблемы: “Почему столь мелочно, суетно существование людей, не обделенных ни интеллектом, ни свободой в выборе целей и жизненных позиций, ни, наконец, достатком?”

Выворачивая наизнанку зло, преступное равнодушие, потерю кровной связи с природой, ослабленное чувство патриотизма в качестве акта общественного служения хочется привести слова нашего иркутского поэта В. Скифа.

Мы живем в радостях, заботе
Среди лесов, ручьев и троп.
И вот как сани на излете –
Мы опрокинулись в сугроб.
Святым огнем горите, строфы,
Всем расскажите, что страна
Огнем последней катастрофы
До самых ребер сожжена.
Моя страна – дыра сквозная
С последней песней ветровой.
И кто в ней выживет – не знаю,
И кто останется живой?!

Экология… Это слово сегодня звучит везде, оно – на устах ненца и якута, эстонца и молдаванина, русского и узбека, венгра и поляка, француза и американца. И хоть не все знаем, далеко не во всех тонкостях экокризиса разобрались, но видим, чувствуем и ощущаем – пришла беда, и угрозы ее все множатся. Пришла беда, но она, увы, нас не сплачивает, не отрезвляет, а земля стонет от пестицидов, гибнут малые и хиреют большие реки, трещат леса, в городах все труднее дышать, продукты питания небезопасны для нашего здоровья, люди бросают жилища, умножая армию экологических беженцев. К чему идем? Какие ценности и интересы берут верх. Пришла беда. Но, право, еще есть время, есть шанс не допустить катастрофы, преодолеть комплекс социального отчаяния и обреченности. А начать надо с себя! Вспомнить житейскую мудрость Маленького принца: “… привел себя в порядок – приведи в порядок свою планету”.

Так давайте же разобьем скверы и парки, аллеи, благоустроим свой двор, приведем в порядок дороги, очистим от хлама реки и водоемы, восстановим памятники культуры…

Давайте проведем встречи, конференции, концерты, праздничные шествия – все, что будет способствовать объединению и просвещению.

Наш долг – не упустить момент, не потерять шанс изменить экологическую ситуацию к лучшему.

Используемая литература.

  1. Д. С. Лихачев “Письма о добром”. С-Петербург. Издательство “Logos”. 2007 .
  2. Календарь “Круг чтения”. М. издательство политической литературы, 1980.
  3. В. А. Сухомлинский “Родина в сердце”. М. “Молодая гвардия”, 1980.
  4. Сборник “Солнце в аистовом гнезде”. Иркутск “Письмена”, 1991.
  5. В. Шугаев “Вчера под Иркутском”. М. “Советская Россия”, 1988.
  6. Д. Сергеев “Старые особняки”. М. “Современник”, 1989.
  7. Г. Галазий “Байкал в вопросах и ответах”. Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.
  8. В. Малахов “Песнь о Сибири”. Сборник стихов. Кемерово, 1982.
  9. З. Новрузов “Природа не прощает ошибок”. М. “Мысль”, 1988.
  10. Сборник “Редкие животные Иркутской области”. Иркутск, 1993.
  11. В. Городинская “Эколограмма”. М. “Молодая гвардия”, 1989.
  12. Р. Беме “Птицы лесов и гор”. М. “Просвещение”, 1981.
  13. К. Янковский “Наши питомцы и друзья”. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.
  14. М. Долбик “Справочник охотника”. Минск “Ураджай”, 1988.