"Причастный оборот". Урок формирования знаний. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Базовый учебник. Русский язык.6 класс: учебник для образовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.

Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах обособления оборота запятыми.

Задачи:

Обучающие:

  • дать представление понятия о причастном обороте;
  • формировать умение находить определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;
  • формировать умение конструировать предложения с причастным оборотом, находить оборот в тексте;
  • научить выделять причастный оборот;

Развивающие:

  • развивать умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы;
  • способствовать развитию пунктуационной зоркости учащихся в устной и письменной речи;
  • развивать организационно-деятельную культуру детей.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Тип урока: формирование новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, частично – поисковая, дифференцированная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, электронное приложение (диск).

Структура и ход урока

Этап урока. Название используемых ЭОР. Деятельность учителя. Деятельность ученика. Время

(в мин.)

1 Организационный момент. Компьютер. Приветствие от имени героев урока; демонстрация. (Приложение.) (Слайд 1–3) Узнают героев и готовятся постичь новые знания, изъявив свое настроение.

Запись числа (без темы урока)

1
2. Актуализация знаний. Компьютер. Предлагает сравнить данные словосочетания и определить особенность 3 и 4.

(Демонстрация Слайда 5)

(Слайд 7)

Записывают в тетрадях сочетания слов, определяют причастие, определяемое слово. Отмечают, что предлагаемые сочетания отличаются тем, что у причастия есть еще зависимые слова. 2
3

 

 

Изучение нового материала: создание проблемной ситуации, моделирование; создание ОК.   – Как бы вы назвали оборот, в состав которого входит причастие с зависимыми словами?
– Предлагает определить тему урока и обозначить цели.
– Поблагодарив учеников, акцентирует внимание на теме и целях урока
Предлагают варианты, среди которых звучит правильный

– Ученики предлагают варианты формулировок и цели.

Запись темы урока.

1
   

 

 

 

 

 

 

 

Создание алгоритма в форме ОК.

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер.

– Предлагает из разрозненных слов собрать предложение, чтобы ПО имел разные позиции по отношению к определяемому слову и выделить его графически как член предложения.

1. Береза, в, хлопья, морозный, роняет, воздух, свой, крутящийся.

2. Помню, наш, скудный, комната, освещенный, свет, ломпадка, спальная.

3. Лампада, – , это, сосуд, перед, и, наполняемый, иконы, масло, зажигаемый.

Ученику с высокими учебными способностями предложено составить ОК (опорный конспект).

Предложено занести полученные варианты предложений в ОК

Учащиеся выполняют работу в парах. Фиксируют место ПО графически и предлагают варианты ответа на обособление ПО.

 

 

 

 

 

 

Работает индивидуально.

Составляет ОК и затем проецирует на экран. Идет озвучивание учеником предлагаемого варианта схемы.

Слайд 9.

Учащиеся фиксируют материал в тетрадь.

Все распределяют предложения в ОК.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

4. Первичное закрепление нового материала.   Предлагает в парах озвучить друг другу ОК:

1в.

1в. 2в.

Выполняют озвучивание с занесенными в ОК примерами. 3

 

 

 

 

1

5. Релакс-пауза.

Музыкальная физкультминутка.

  Организация минутки отдыха.

(Слайд 10)

Выполнение расслабляющей гимнастики.
6. Применение нового материала в стандартных ситуациях. Уровневая карточка размножена для учащихся.

 

Ноутбук.

1-й уровень. (Слайд 11)

2-й уровень. (Слайд 12–13)

3-й уровень. (Слайд 14)

Индивидуализация задания 1-го уровня.

Индивидуализация задания 2-го уровня.

После выполнения задания предлагаются для корректирования.

Выполнение уровневых заданий с последующим комментарием.

 

Индивидуально выполняется задание учеником 1 уровня 2.

 

 

Озвучивание выполненных заданий

15

 

 

 

 

 

5

7. Применение нового материала в новых условиях.

Диагностика уровня освоения учащимися материала урока.

Компьютер. Задание – тест по вариантам по теме “Причастный оборот”.

Слайд 15

Выполнение теста.

Взаимопроверка. Слайд 16

1

 

1

8. Домашнее задание дифференцированное.   Учитель проецирует на экран. Уточнят, все ли ясно учащимся. Слайд 17 1
9. Дидактическая игра на усвоение материала урока Электронный учебный диск к учебнику М.М. Разумовской “Русский язык 6 класс”. Автор – составитель И.Н. Дубовец, – М: Планета, 2011. Цепочка. Суть игры в том, что каждый играющий определяет причастный оборот в предложении. Если собьется, то следующий связывает цепочку. Темп выполнения очень быстрый. Работа с применением компьютера. 1
10. Итог урока.  

 

 

 

 

 

 

Возвращение виртуальных гостей.

Задает вопросы:

– Как вы думаете, выполнили ли мы задачи, поставленные к изучению темы?

– Решили ли мы проблемные вопросы?

– Сумели ли мы помочь нашим виртуальным друзьям постичь особенности причастного оборота?

Использует Слайды 19–21

Выслушиваются ответы учащихся.

 

 

 

 

 

Ребята определяются, как им поступить с информацией. Прикрепляют свои смайлики.

2

 

 

 

 

 

 

1

11 Рефлексия. Виртуальные гости. Слайд 22

Организация, закрепляющая успехи урока.

Передавая свое настроение, ребята украшают елку. 1
12     В заключительном слове учитель благодарит ребят за работу на уроке и высказывает пожелание.   1

Видеозапись (физкультминутка) можно получить у автора статьи.