Базовый учебник. Русский язык.6 класс: учебник для образовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах обособления оборота запятыми.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление понятия о причастном обороте;
- формировать умение находить определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;
- формировать умение конструировать предложения с причастным оборотом, находить оборот в тексте;
- научить выделять причастный оборот;
Развивающие:
- развивать умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы;
- способствовать развитию пунктуационной зоркости учащихся в устной и письменной речи;
- развивать организационно-деятельную культуру детей.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Тип урока: формирование новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, частично – поисковая, дифференцированная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, электронное приложение (диск).
Структура и ход урока
№ | Этап урока. | Название используемых ЭОР. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. | Компьютер. | Приветствие от имени героев урока; демонстрация. (Приложение.) (Слайд 1–3) | Узнают героев и готовятся постичь новые знания, изъявив
свое настроение. Запись числа (без темы урока) |
1 |
2. | Актуализация знаний. | Компьютер. | Предлагает сравнить данные словосочетания и определить
особенность 3 и 4. (Демонстрация Слайда 5) (Слайд 7) |
Записывают в тетрадях сочетания слов, определяют причастие, определяемое слово. Отмечают, что предлагаемые сочетания отличаются тем, что у причастия есть еще зависимые слова. | 2 |
3
|
Изучение нового материала: создание проблемной ситуации, моделирование; создание ОК. | – Как бы вы назвали оборот, в состав которого входит
причастие с зависимыми словами? – Предлагает определить тему урока и обозначить цели. – Поблагодарив учеников, акцентирует внимание на теме и целях урока |
Предлагают варианты, среди которых звучит правильный – Ученики предлагают варианты формулировок и цели. Запись темы урока. |
1 | |
Создание алгоритма в форме ОК. |
Компьютер. |
– Предлагает из разрозненных слов собрать предложение,
чтобы ПО имел разные позиции по отношению к определяемому слову и
выделить его графически как член предложения. 1. Береза, в, хлопья, морозный, роняет, воздух, свой, крутящийся. 2. Помню, наш, скудный, комната, освещенный, свет, ломпадка, спальная. 3. Лампада, – , это, сосуд, перед, и, наполняемый, иконы, масло, зажигаемый. Ученику с высокими учебными способностями предложено составить ОК (опорный конспект). Предложено занести полученные варианты предложений в ОК |
Учащиеся выполняют работу в парах. Фиксируют место ПО
графически и предлагают варианты ответа на обособление ПО.
Работает индивидуально. Составляет ОК и затем проецирует на экран. Идет озвучивание учеником предлагаемого варианта схемы. Слайд 9. Учащиеся фиксируют материал в тетрадь. Все распределяют предложения в ОК. |
6
2
|
|
4. | Первичное закрепление нового материала. | Предлагает в парах озвучить друг другу ОК: 1в. 2в 1в. 2в. |
Выполняют озвучивание с занесенными в ОК примерами. | 3
1 |
|
5. | Релакс-пауза. Музыкальная физкультминутка. |
Организация минутки отдыха. (Слайд 10) |
Выполнение расслабляющей гимнастики. | ||
6. | Применение нового материала в стандартных ситуациях. | Уровневая карточка размножена для учащихся.
Ноутбук. |
1-й уровень. (Слайд 11) 2-й уровень. (Слайд 12–13) 3-й уровень. (Слайд 14) Индивидуализация задания 1-го уровня. Индивидуализация задания 2-го уровня. После выполнения задания предлагаются для корректирования. |
Выполнение уровневых заданий с последующим комментарием.
Индивидуально выполняется задание учеником 1 уровня 2.
Озвучивание выполненных заданий |
15
5 |
7. | Применение нового материала в новых условиях. Диагностика уровня освоения учащимися материала урока. |
Компьютер. | Задание – тест по вариантам по теме “Причастный оборот”.
Слайд 15 |
Выполнение теста. Взаимопроверка. Слайд 16 |
1
1 |
8. | Домашнее задание дифференцированное. | Учитель проецирует на экран. Уточнят, все ли ясно учащимся. | Слайд 17 | 1 | |
9. | Дидактическая игра на усвоение материала урока | Электронный учебный диск к учебнику М.М. Разумовской “Русский язык 6 класс”. Автор – составитель И.Н. Дубовец, – М: Планета, 2011. | Цепочка. Суть игры в том, что каждый играющий определяет причастный оборот в предложении. Если собьется, то следующий связывает цепочку. | Темп выполнения очень быстрый. Работа с применением компьютера. | 1 |
10. | Итог урока. |
Возвращение виртуальных гостей. |
Задает вопросы: – Как вы думаете, выполнили ли мы задачи, поставленные к изучению темы? – Решили ли мы проблемные вопросы? – Сумели ли мы помочь нашим виртуальным друзьям постичь особенности причастного оборота? Использует Слайды 19–21 |
Выслушиваются ответы учащихся.
Ребята определяются, как им поступить с информацией. Прикрепляют свои смайлики. |
2
1 |
11 | Рефлексия. | Виртуальные гости. | Слайд 22 Организация, закрепляющая успехи урока. |
Передавая свое настроение, ребята украшают елку. | 1 |
12 | В заключительном слове учитель благодарит ребят за работу на уроке и высказывает пожелание. | 1 |
Видеозапись (физкультминутка) можно получить у автора статьи.