Дополнительная образовательная программа "Математика вокруг нас" для детей 3–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Познание - увлекательная вещь, независимо от того, что думают учителя, а все маленькие дети это знают.

Дети очень любопытны, они хотят знать обо всём, они хотят знать прямо сейчас, и, совсем не имея своего суждения, они хотят знать обо всём без исключения. И часть этого всего - математика.

Существуют две жизненно важные причины, по которым маленькие дети должны заниматься математикой. Первая причина очевидна и менее важна: занятия математикой связаны с высочайшими функциями человеческого мозга, т.к. ни одно живое существо, кроме человека, не может обучаться математике.

Занятия математикой - одна из наиболее жизненно важных функций человека, поскольку в наше время она крайне необходима для существования в цивилизованном человеческом обществе. С раннего детства и до самой старости мы связаны с математикой.

Вторая причина более важна. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Новизна дополнительной образовательной программы "Математика вокруг нас" заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивается накоплением чувственного и информационного опыта. Оно организуется через обогащенную предметную среду, специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную, учебную нематематическую), продуктивную деятельность, интеллектуальное общение со взрослыми, знакомство с художественной и познавательной литературой, наблюдении за явлениями окружающей действительности и деятельностью взрослых.

Реальное (прямое) обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность группы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им устанавливаются важнейшие закономерности.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемных ситуаций (деловых игр), совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов. При этом легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий.

Актуальность дополнительной образовательной программы "Математика вокруг нас". В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 3-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.).

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Занятия по программе "Математика вокруг нас" также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Программа опирается на программы "Формирование элементарных математических представлений в детском саду" Н.А. Араповой-Пискаревой, "Формирование математических представлений" Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, "В кругу друзей математики" Т.И. Ерофеева, "Математические ступеньки" Е.Л. Колесникова, предусматривающие обучение математике через игровую деятельность.

Цель программы: развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство - неравенство, целое - часть, величина - мера и др.), а также некоторых умений и навыков (счет, измерение, классификация и др.).

Задачи программы:

обучающие:

- учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации и сериации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;

- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;

- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

развивающие:

- развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);

- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;

- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;

воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.

Отличительная особенность программы "Математика вокруг нас" заключается в решении проблемы воспитания "домашних детей", т.е. детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а также в помощи родителям в интеллектуальном воспитании дошкольников и подготовке их к школе.

Особенностью программы является выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы (проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах и пр.), принципиально меняется от возраста к возрасту, и в этом состоит принципиальное отличие от существующих программ. Интеграция латентного, реального и опосредованного обучения позволяет использовать индивидуальную дозировку в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий, учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.

К работе с детьми привлекаются родители, которым предоставляется возможность принять участие в занятиях в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым во время обучения, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации обучения по программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.

Возраст детей: дополнительная образовательная программа "Математика вокруг нас" рассчитана на детей 3-7 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа "Математика вокруг нас" рассчитана на 4 года обучения.

Формы и режим занятий

Обучение ведется на занятиях, которые продолжительность которых составляет 1 час:

  • 1 год обучения - 1 раз в неделю
  • 2 год обучения - 1 раз в неделю
  • 3 год обучения - 1 раз в неделю
  • 4 год обучения - 1 раз в неделю.

Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая, индивидуальная) организации обучения.

На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:

- наглядные (демонстрация наглядных пособий);

- практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);

- игровые (дидактические игры, ролевые игры);

- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).

Кроме того, занятия математикой организуются с учетом взаимодействия содержания данных занятий с содержанием других предметов, входящих в программу дошкольного образовательного комплекса "Полянка".

Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:

- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых математических способностей;

- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.

Диагностика проходит в три этапа: входная (сентябрь), промежуточная (декабрь - январь), итоговая (апрель - май). Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.

К концу 1 года обучения ребенок может:

- сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;

- понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь;

- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;

- решать доступные занимательные и игровые задачи;

- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.

К концу второго года ребенок может:

- различать части предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение); устанавливать размерные отношения между 3 - 5 предметами;

- считать до 5, сравнивать количество предметов в группах на основе счета, приложения предметов друг к другу, поштучного соотнесения предметов;

- различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки;

- использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов;

- решать задачи на сообразительность, рассуждает при их решении;

- интересоваться окружающим миром, проявлять активность в его исследовании;

К концу третьего года ребенок может:

- выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и свойства, сравнивать части на основе счета предметов в пределах 10;

- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который по счету?"; понятиями (части суток, дни недели, месяцы, времена года, геометрические понятия, мера длины - сантиметр);

- владеть навыками соизмерения предметов по длине, правильно используя термины при сравнении предметов по величине;

- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность; устанавливать равенства, уравнивать предметы двумя приемами (удаление и прибавление единицы);

- самостоятельно составлять алгоритмы, поясняя свои действия;

- проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам.

К концу четвертого года ребенок может:

- самостоятельно объединять различные группы предметов по общему признаку, устанавливать связи и отношения между целым множеством и его частями, применяя счетные навыки (в пределах 10 и дальше);

- правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;

- знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям, охотно объясняя свои действия;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками (+, -, =);

- иметь развитые навыки мыслительной и учебной деятельности;

- проявлять интерес к играм интеллектуального характера, решать задачи на сообразительность, рассуждать при их решении, доказывать полученный результат.

Способы определения результативности программы. Итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений.

Приложение.