Тема урока: Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции.
Цели урока:
1) обобщение и развитие знаний учащихся о сущности и признаках протекания химических реакций;
2) формирование преставлений школьников об изменении энергии веществ как об основном признаке протекания реакций и о классификации химических реакций, составленной на основе этого признака.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать знания о сущности химических реакций и признаках их протекания, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических;
- Начать классификацию химических реакций на основе признака выделение и поглощение энергии;
Развивающие:
- Продолжить формирование умения наблюдать, предполагать, делать выводы;
- Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
Воспитательные:
- Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент, лабораторная работа, метод классификации.
Средства обучения: внутри– и межпредметные (физика) связи, оборудование и реактивы для опытов, средства ИКТ.
Оборудование: установка для демонстрации опыта “Вулкан”, модели молекул веществ.
Ход урока
Этап урока |
Работа учителя |
Работа учащихся |
1. Оргмомент | Актуализация знаний учащихся о химических реакциях на основе задания 7 проверочной работы (видеофрагмент “Разложение оксида ртути при нагревании” приложение 1) | Должны назвать: что такое химическая реакция, сущность химической реакции (перегруппировка атомов); формулировка темы урока |
2. Изучение нового материала | 1) Признаки химических реакций 2) Классификация хим. реакций по признаку выделения и поглощения энергии 3) Тепловой эффект химической реакции |
Выполнение лабораторных опытов №2,3 на с.61 учебника |
3. Закрепление | Демонстрация опыта “Вулкан”. | Доказательство уч-ся: извержение вулкана – химическая реакция? |
4. Подведение итога урока | Химическая реакция: 1) Есть ли это? |
Предполагаемые ответы: 1) примеры химических реакций; 2)определение хим. реакции; 3) признаки хим. реакций; 4) причина хим. реакций |
5. Проверочная работа | Выполнение теста, взаимопроверка, выставление оценок | |
6. Задание на дом | П. 17, упр. 3, 4 |
Урок 17
Тема урока: Закон сохранения массы вещества. Составление уравнений химических реакций.
Цели урока:
1) усвоение на атомно-молекулярном уровне сущности закона сохранения массы;
2) осознание значение закона для развития наук и возможностей его применения для объяснения природных явлений и процессов;
3) знакомство с химическим уравнением как условной записью химической реакции.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с законом сохранения массы вещества;
- Показать, как он используется при составлении уравнений химических реакций;
- Показать взаимосвязь массы и энергии вещества, а также возможность перехода одного вида энергии в другой;
- Начать отрабатывать навык составления уравнений химических реакций.
Развивающие:
- Продолжить формирование умения наблюдать, предполагать, делать выводы;
- Развитие научного мышления учащихся при формировании умений применять знания и способы действий в новых ситуациях, в том числе для решения межпредметных учебных проблем;
- Развитие научного мировоззрения школьников при усвоении ведущей мировоззренческой идеи – единство и познаваемость мира.
Воспитательные:
- Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент.
Средства обучения: внутри– и межпредметные (физика) связи, оборудование и реактивы для опытов, средства ИКТ.
Оборудование: весы с разновесами, колба с пробкой, ложечка для сжигания веществ, спички.
Ход урока
Этап урока |
Работа учителя |
Работа учащихся |
1.Актуализация знаний о хим. реакциях | С помощью чего записывается состав вещества? А химическая реакция? Исходные вещества и продукты реакции. | Химическое уравнение – условная
запись химической реакции с помощью химических
формул, математических знаков и если нужно
коэффициентов Н2О = Н2 + О2 |
2. Изучение нового материала: А) закон сохранения массы |
В видеофрагменте “Разложение оксида ртути” было видно, что при нагревании оксида ртути образуются атомы ртути и атомы кислорода. Атомы кислорода, соединяясь между собой, образуют молекулу кислорода О2. Верно ли записанные уравнения реакции отражают суть реакции? Почему? Если сумма атомов, вступивших в реакцию, равна сумме атомов, образовавшихся в ходе реакции, то должны быть равны и их массы. Это выражается в законе сохранения массы вещества. Из истории открытия закона сохранения массы вещества (презентация). Видеофрагмент “Закон сохранения массы вещества” (Приложение 2), демонстрация опыта “Сохранение равновесия при горении свечи”. Закон сохранения массы вещества в жизни человека. Не противоречит ли закон наблюдаемым явлениям, например горение дров в печке? | Ответ учащихся: если образуется
молекула кислорода, значит, в реакцию должно
вступить два атома кислорода. Предполагаемый ответ: нет, не противоречит, потому что мы не учитываем дым |
Б) закон сохранения энергии | Закон сохранения и превращения энергии. Какие превращения энергии вы знаете? | Электрическая —> механическая—> внутренняя |
В) химические уравнения | На основе закона сохранения массы записываются уравнения химических реакций | Расставить коэффициенты в “придуманных” уравнениях реакций |
3. Закрепление | Расстановка коэффициентов в уравнениях
реакций Ca + P = Ca3P2 |
|
4. Задание на дом | Алгоритм на с.65-66, карточка |