Урок по теме "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных слова, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.

Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентационная программа, презентация урока, выполненная средствами Power Point , учебник Зелениной Л.М., Хохловой Т. Е. “Русский язык” 3 кл., методическое пособие “Поурочные разработки по русскому языку” Псарёвой Л.А., Жиренко О.Е., Обуховой Л.А.

Ход урока

1) Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2) Активизация знаний.

– Давайте вспомним при помощи чего могут образовываться новые слова? Какие части слова в этом участвуют? Приведите примеры. ( Бег – забег – беговая – бегун – бегать.)

– Сегодня вы узнаете ещё один способ образования новых слов.

3) Знакомство с новой темой.

– Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.

4) Беседа по прочитанному.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– При помощи каких частей слова образовались новые слова от слова ход?

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.) На экране высвечиваются слова и картинка с изображением парохода).

5) Проблемная ситуация.

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? ( Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными.

6) Игровой момент.

– Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.

*Жили – были слова НОС и РОГ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? (Носорог). На экране высвечивается картинка с этим животным.

– С помощью чего соединили эти слова? (С помощью гласной буквы о.)

– Запишите это слово в тетрадь, разберите его по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Что означает слово НОСОРОГ? (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)

– Почему это животное так назвали? (Выслушиваются ответы детей).

*Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.

– Когда их соединили, что получилось? (ПТИЦЕФЕРМА.) На экране высвечивается картинка.)

– С помощью какой гласной соединили эти слова? (С помощью гласной -Е).

Задание: запишите слово в тетрадь и разберите по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Что интересного заметили в образовании этого слова? (Окончание в слове ПТИЦА исчезло, вместо него появилась соединительная гласная -Е.)

– Объясните значение этого слова.

– Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы.

*Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? ( ЛЕДОКОЛ).

– Запишите это слово и разберите его по составу. (Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

– Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды.

– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?

-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.

7) Работа с деформированным предложением.

На экране записаны слова:

Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.

Задание: Прочитайте, составьте из данных слов предложение. (Ответы детей.)

Мощный ледокол дробил льдины.

Запишите это предложение в тетрадь, разберите его по членам предложения и частям речи. Дайте характеристику этому предложению. (Дети выполняют задание самостоятельно.)

Проверим как вы справились с этим заданием. (Ответы детей.)

8) Физминутка. Проводится гимнастика для глаз.

Продолжим учиться записывать сложные слова и разбирать их по составу.

Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и слова– отгадки записывать в тетрадь, и разбирать их по составу.

9) Загадки.

1) На полу крошка-слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос.).

На экране появляется картинка пылесоса. Ученик записывает отгадку с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.

2) Его работа-
В глубине на самом дне.
Его работа –
В темноте и в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос? (Водолаз.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.

3) Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает это слово с комментированием и разбирает его по составу.

4) Есть лужайка в нашей школе,
А на ней – козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием и разбирает его по составу.

– Сравните слова-отгадки.

– Из скольких частей (корней) состоят слова? Как называются такие слова?

– На какую часть в слове падает ударение? (На вторую.)

– Значит, в первой части слова какая орфограмма может вызвать затруднение? (Безударная гласная-0).

– Как проверяем безударную гласную в корне слова? Назовите два способа проверки.

– В каком слове написание первого корня может вызвать затруднение? (Водолаз).

– Подберите к первой части (корню) этого слова проверочные слова.( Воды, водный.)

– Есть ли отличия в образовании этих сложных слов? Как образованы два последних слова?

– Есть ли в них соединительная гласная? ( Нет.)

– Эти слова образованы сложением двух основ.

– Какой вывод можем сделать? Как ещё могут образовываться сложные слова? (Сложением двух основ.)

10) Работа в парах.

Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи – ……………..
2.Варить кофе – ……………..
3.Ловить мышей – ……………
4.Любитель книг – ……………
5.Ходит по луне – ……………..

Проверка. (Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход.)

– Из каких частей состоит первая основа каждого слова?

– Из каких частей состоит вторая основа каждого слова?

11) Итог.

– С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?

– Как образуются сложные слова? – Для чего люди используют такие слова? (Для краткости речи, для замены словосочетаний одним словом.)

– Понравился ли вам урок? Что было интересным для вас на уроке?

– Кого можно отметить за активную работу на уроке?

Домашнее задание: с. 40, упр.90, учить правило.

Творческое задание: придумать свои сложные слова и записать их на листочек.

Презентация