Цели урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных слова, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.
Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентационная программа, презентация урока, выполненная средствами Power Point , учебник Зелениной Л.М., Хохловой Т. Е. “Русский язык” 3 кл., методическое пособие “Поурочные разработки по русскому языку” Псарёвой Л.А., Жиренко О.Е., Обуховой Л.А.
Ход урока
1) Организационный момент.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2) Активизация знаний.
– Давайте вспомним при помощи чего могут образовываться новые слова? Какие части слова в этом участвуют? Приведите примеры. ( Бег – забег – беговая – бегун – бегать.)
– Сегодня вы узнаете ещё один способ образования новых слов.
3) Знакомство с новой темой.
– Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.
Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.
4) Беседа по прочитанному
.– Какие слова жили отдельно?
– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)
Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные).
– При помощи каких частей слова образовались новые слова от слова ход?
– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)
– Какое слово получилось? (Пароход.) На экране высвечиваются слова и картинка с изображением парохода).
5) Проблемная ситуация.
– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)
– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?
– Сколько основ в этом слове? ( Две.)
– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).
– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).
– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)
– Такие слова, как пароход называются сложными.
6) Игровой момент.
– Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.
*Жили – были слова НОС и РОГ.
– Когда их соединили, какое слово получилось? (Носорог). На экране высвечивается картинка с этим животным.
– С помощью чего соединили эти слова? (С помощью гласной буквы о.)
– Запишите это слово в тетрадь, разберите его по составу. ( Вызываю ученика к доске.)
– Что означает слово НОСОРОГ? (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)
– Почему это животное так назвали? (Выслушиваются ответы детей).
*Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.
– Когда их соединили, что получилось? (ПТИЦЕФЕРМА.) На экране высвечивается картинка.)
– С помощью какой гласной соединили эти слова? (С помощью гласной -Е).
Задание: запишите слово в тетрадь и разберите по составу. ( Вызываю ученика к доске.)
– Что интересного заметили в образовании этого слова? (Окончание в слове ПТИЦА исчезло, вместо него появилась соединительная гласная -Е.)
– Объясните значение этого слова.
– Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы.
*Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.
– Когда их соединили, какое слово получилось? ( ЛЕДОКОЛ).
– Запишите это слово и разберите его по составу. (Вызываю ученика к доске.)
– Объясните значение этого слова.
– Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды.
– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?
-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.
7) Работа с деформированным предложением.
На экране записаны слова:
Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.
Задание: Прочитайте, составьте из данных слов предложение. (Ответы детей.)
– Мощный ледокол дробил льдины.
– Запишите это предложение в тетрадь, разберите его по членам предложения и частям речи. Дайте характеристику этому предложению. (Дети выполняют задание самостоятельно.)
– Проверим как вы справились с этим заданием. (Ответы детей.)
8) Физминутка.
Проводится гимнастика для глаз.– Продолжим учиться записывать сложные слова и разбирать их по составу.
– Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и слова– отгадки записывать в тетрадь, и разбирать их по составу.
9) Загадки.
1) На полу крошка-слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос.).
На экране появляется картинка пылесоса. Ученик записывает отгадку с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.
2) Его работа-
В глубине на самом дне.
Его работа –
В темноте и в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос? (Водолаз.)
На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.
3) Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)
На экране появляется картинка. Ученик записывает это слово с комментированием и разбирает его по составу.
4) Есть лужайка в нашей школе,
А на ней – козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)
На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием и разбирает его по составу.
– Сравните слова-отгадки.
– Из скольких частей (корней) состоят слова? Как называются такие слова?
– На какую часть в слове падает ударение? (На вторую.)
– Значит, в первой части слова какая орфограмма может вызвать затруднение? (Безударная гласная-0).
– Как проверяем безударную гласную в корне слова? Назовите два способа проверки.
– В каком слове написание первого корня может вызвать затруднение? (Водолаз).
– Подберите к первой части (корню) этого слова проверочные слова.( Воды, водный.)
– Есть ли отличия в образовании этих сложных слов? Как образованы два последних слова?
– Есть ли в них соединительная гласная? ( Нет.)
– Эти слова образованы сложением двух основ.
– Какой вывод можем сделать? Как ещё могут образовываться сложные слова? (Сложением двух основ.)
10) Работа в парах
.Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.
Образец: рубить мясо – мясорубка.
1.Резать овощи – ……………..
2.Варить кофе – ……………..
3.Ловить мышей – ……………
4.Любитель книг – ……………
5.Ходит по луне – ……………..
Проверка. (Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход.)
– Из каких частей состоит первая основа каждого слова?
– Из каких частей состоит вторая основа каждого слова?
11) Итог.
– С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?
– Как образуются сложные слова? – Для чего люди используют такие слова? (Для краткости речи, для замены словосочетаний одним словом.)
– Понравился ли вам урок? Что было интересным для вас на уроке?
– Кого можно отметить за активную работу на уроке?
Домашнее задание: с. 40, упр.90, учить правило.
Творческое задание: придумать свои сложные слова и записать их на листочек.