Цели:
Оборудование.
1. Зрительный ряд: работы учителя, мультимедиа установка, компьютер, презентация.
2. Литературный ряд: загадки, легенды и стихи о цветах.
3. Музыкальный ряд: “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
4. Материалы: альбомные листы, восковые мелки, акварель, ножницы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Проверьте, ребята, все ли у вас готово к занятию.
II. Постановка темы и цели.
– Отгадайте загадку.
Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки. Ответ: Цветок
– Правильно, сегодняшнее наше занятие будет посвящено цветам нашего края (Приложение 1, слайд 1).
Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. О цветах складывают стихи и песни, сказки и легенды. Художники переносят их красоту на свои полотна (слайд 2). Посмотрите на картину Поля Сезанна, какие цветы здесь изображены?
– Цветы – символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный цветком жизни, установлен под Ленинградом – в память о детях, погибших во время войны. На белых лепестках большими буквами написано: “Пусть всегда будет солнце!”. (Cлайд 3)
1) Легенда о появлении цветов на Земле.
– Послушайте легенду о том, как на Земле появились цветы. Убегал будто бы Иван-царевич от Бабы Яги (слайд 4). Доехал он до большой реки, а моста нет. Махнул Иван-царевич три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул Иван-царевич три раза платком в левую сторону – радуга стала тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие, злые и ядовитые, - это там, где Баба Яга ступала.
– Посмотрите на этот цветущий луг (слайд 5). Сегодня мы с вами создадим свой цветущий луг, нарисуем цветы нашего Донского края.
2) Беседа о цветах.
– Давайте вспомним, какие цветы растут в нашем крае. Отгадайте:
а) Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
Ответ: Одуванчик. (Слайд 6)
– На что похож этот цветок? (На солнышко)
– Правильно, и вот почему. Встало однажды Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком, и пошло гулять по небу. Смотрит: хороша Земля! И леса, и луга – все в зеленом наряде. А все-таки чего-то не хватает.
- Что бы еще такое придумать? – спросило Солнышко.
- Чем людей порадовать?
Взмахнуло оно золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики. Увидела это Зима и очень сильно разозлилась. Взмахнула она серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.
(Стихи о цветах читают подготовленные учащиеся)
Одуванчик
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Автор: Серова
б) Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Ответ: Ромашка – (слайд 7)
– А вам что напоминает этот цветок? (Звездочку, снежинку, солнышко)
– Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия: стоит он посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. В Румынии даже есть такая примета: “Если встретишь в дороге ромашку, поклонись ей и скажи: “Здравствуй, доктор!”.
Ромашка
Кто-то думает – это сорняк!
Вы мне поверьте, что это не так!
Это полезный и чудный цветок,
Многим спастись от болезней помог.
Маленький – силой большой обладает,
Люди ромашкой его называют.
Автор: Светлана Джус.
в) Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Ответ: Колокольчики. (Слайд 8)
– Когда-то один известный ученый, так сказал о колокольчике: “Человек может увидеть огромный мир в маленькой песчинке и небо – в чашечке колокольчика”. У этого цветка много названий: и балаболки, и звонцы, и бубны. А вам он что напоминает?
Колокольчик
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
Автор: А.К.Толстой
г) Мы несли грибы в корзине
И ещё цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назвался ...
Ответ: Василёк. (Слайд 9)
– У славян про васильки есть легенда. Полюбили однажды друг друга русалка и простой парень Василий. Только никак договориться не могли, где им жить лучше вместе. Русалка в воду его звала, а Василий на своем стоял: “У пашни поселимся”. И тогда решила русалка перехитрить парня. Когда Василий задремал, превратила она его в скромный голубенький цветок. И все надеялась, что ветер сорвет голубенький цветок, а вода унесет его к ней в омут. Только напрасно ждала. Крепко Вася-василек за землю держался.
Василек
Кажется, небо на поле упало –
Всё голубым под ногами вдруг стало!
Это расцвел необычный цветок,
С именем русский, простым – Василек.
И лепестки у него голубые,
По самому краю немного резные.
Автор: Светлана Джус.
д) Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
Ответ: Тюльпан. (Слайд 10)
– Этот цветок можно увидеть не только в садах. У нас на Дону есть свои, исконные тюльпаны, зовут их лазориками. Они мельче садовых, но по красоте им не уступают. (Слайд 11)
Тюльпан
Весны нежнейшие цветы!
И люди после них на "ты"
Ведь пламя в каждом лепестке!
А что еще ценить в цветке?
Автор: неизвестен.
е) Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Ответ: Ирис. (Слайд 12)
– Когда Прометей подарил людям огонь, на Земле вспыхнула дивным семицветьем радуга – так велика была радость всего живого на планете. Уже и закат отгорел, день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы (слайд 13). Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы.
Ирис
... Изысканно-волшебные цветы
Небесно-голубым огнем в саду пылают.
Их нежные воздушные черты
Изяществом своим поэтов вдохновляют.
Их листья - словно лезвия меча,
Сражают строгостью и совершенством линий.
И я стою, взволнованно шепча,
Стихи об ирисе среди гвоздик и цинний.
Автор: Марьяна.
ё) Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный ...
Ответ: Мак. (Слайд 14)
– Легенда рассказывает, что богиня Флора создала мак чтобы хоть чем-то порадовать одинокую и печальную ночь. Цветам, которыми Флора украшала Землю, были рады все. И только одна Ночь не радовалась – бродила она одиноко и печально. Пыталась было звездами да жучками-светлячками рассеять мрак, и все-таки люди не любили её. И Ночь попросила Флору:
- Подари мне такие цветы, чтобы люди, увидев их, начали бы любить меня…
И тогда Флора подарила ей маки.
Мак
Красное поле! Тут что-то не так!
Ближе посмотришь, да, это же мак!
Этот цветок всегда красным бывает,
Зернышки черные в нем созревают.
Бабушка зернышки эти берет,
Вкусные булочки с маком печет.
Автор: Светлана Джус.
3) Рассказ о Красной книге.
– Молодцы ребята, вы знаете большинство цветов нашего края. Но их становится все меньше и меньше. И ученые решили, что им надо помочь выжить. Они стали изучать, каким растениям надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом издали списки в виде книги, это была – Красная книга (слайд 15). Страницы в этой книге разноцветные: красные, желтые, белые, зеленые и черные. Сделано это было не для красоты. На красные страницы поместили те названия растений, которые могут исчезнуть в самое ближайшее время. На желтых страницах напечатали сведения о растениях, численность которых пока еще велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о растениях, вообще редких на земле. А на зеленых – о растениях, которые уже удалось спасти. На черных – те виды, которые исчезли с лица Земли вообще.
Физкультминутка.
III. Творческая работа.
1) Постановка задач.
- Создать “свою” Красную книгу.
- Создать коллективное панно “цветущий луг”
- Создать рисунки цветущего луга на компьютере (программа Paint и Tux Paint).
2) Самостоятельная работа.
Класс делится на три группы.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Просмотреть Красную книгу. 2. Выбрать, какие из перечисленных цветов занесены в Красную книгу. 3. Записать названия цветов в свою Красную книгу (макет книги подготавливается заранее). |
На доску вывешивается
изображение луга без цветов. – Ребята, чего здесь не хватает? (Цветов). Мы исправим этот недостаток. – Вспомните, о каких цветах мы говорили? (Слайд 16) 1. Выберете цветок, который вы будете рисовать. (Слайд 17) 2. Нарисуйте этот цветок. (Слайд 17) 3. Раскрасьте его восковыми мелками. (Слайд 18) 4. Фон закрасить зеленой акварелью (слайд 18). (Вспомните свойства восковых мелков) 5. Вырезать и прикрепить на коллективное панно (правила работы с ножницами). |
Подготовленные учащиеся создают
рисунки на компьютере по выбору учащихся: - цветок - цветущий луг. (Программа Paint и Tux Paint) |
IV. Выполнение задач. Звучит “Вальс цветов” П.И.Чайковского. (Приложение 2)
За несколько минут до окончания самостоятельной работы организовать панно, разместить работы.
V. Итог занятия.
1 группа зачитывает, какие цветы записали в “свою” Красную книгу.
Подготовленный учащийся читает стихи:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы.
2 группа демонстрирует панно с цветами.
3 группа демонстрирует рисунки на компьютере.
– Молодцы, ребята, все отлично справились с заданием.
Рефлексия.
На партах лежат рисунки цветов и .
– Поднимите ромашку те, кто считает, что хорошо справился с заданием. Поднимите мак, кто считает, что у него не все получилось.
VI. Домашнее задание.
– Вспомнить и нарисовать, какие еще цветы растут в нашем крае.
Список используемой литературы:
- В.С.Моложавенко “Тайна красоты”.
- Cтихи о цветах http://www.playroom.ru/content/view/1649/18/
- Загадки http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/41/ http://ejka.ru/blog/zagadki/114.html