Цели:
- Познакомить учащихся с особенностями строения и способами питания шляпочных грибов; научить различать (классифицировать) съедобные грибы от несъедобных.
- Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать критическое мышление.
- Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Способствовать воспитанию культуры грибника.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, таблица, карточки с инструкцией, лист белой бумаги, компьютер, проектор, презентация.
Программное обеспечение:
- Microsoft Word,
- Microsoft Excel,
- Power Point,
- Smart Notebook.
Содержание урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу.
2. Стадия вызова.
- Отгадайте загадки:
Глубоко был спрятан он
1, 2, 3, и вышел вон.
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Слайд 1 (приложение 1)
Не спорю – не белый
Я, братцы попроще
Расту я, обычно, в берёзовой роще. (Подберёзовик)
Слайд 2
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красивой шапке модной
Никуда не годный. (Мухомор)
Слайд 3
- Назовите эти природные объекты одним словом. (Грибы)
- К какому царству живой природы они относятся? (К царству грибов)
- Тема урока: “В царстве грибов”. Слайд 4
Прочитайте и выберите всё, что знаете о грибах в левый столбик. (Грибы – живая природа. Грибы съедобные и несъедобные)
- Всё, что осталось – это учебная задача. На уроке мы узнаем. (Прочитать со слайда)
Игра “Верите ли вы?”
- На столе у вас лежит таблица, как на доске.
Слайд 5
Цифрами я указала № вопроса. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов: “Верите ли вы, что…” Вы обсуждаете в парах. Если вы верите, то во второй строке таблицы ставите “+”, если нет “-”.
Вопросы читаются по очереди.
Дети отмечают в индивидуальных таблицах.
3. Стадия осмысления.
Проверка утверждений.
- Прочитайте текст учебника на с.118 -119. (Чтение текста)
- Давайте снова вернёмся к нашим вопросам, ещё раз ответим на них и проверим правильность своих предположений. В третьей строке поставьте нужный знак, обговорив ответ в паре.
(Проверка. Один ученик работает на доске)
- Посмотрите на таблицу. Сделайте вывод. По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
- На какие вопросы вы уже получили ответы? (Питание гриба)
Слайд 6
- Какое строение имеют грибы?
Слайд 7
- На чистых листочках нарисуйте схему гриба и подпишите его части.
(1 ученик на доске собирает схему строения гриба, другой ученик соотносит части гриба с названием)
- Проверьте свою работу с доской.
Выводы.
- Что такое грибница?
- Для чего она служит?
- Что мы ещё узнали по нашей теме? (Связь грибов с деревьями. Роль грибницы.)
Слайд 8
Составление кластера.
- На какие группы делятся грибы? Слайд 9
Грибы:
- съедобные
- несъедобные
- Рассмотрите рисунки грибов, их названия.
Игра “По грибы”
- Распределите грибы по группам. (Работа на доске)
- Куда кладём незнакомые нам грибы?
Выводы.
- Неизвестные нам грибы рвать не будем, оставим в лесу. Ведь ими питаются лесные жители, а мухомором даже лечатся.
- Какие грибы растут в нашем лесу?
- Лес щедро одаривает нас грибами, но из-за варварского отношения, некоторые грибы находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу России.
(Назвать и показать такие грибы)
- Вернёмся к учебной задаче урока. Что ещё узнали о грибах?
Слайд 10
(Отличие съедобных грибов от несъедобных)
- Осталось разработать правило грибника.
Игра “Неоконченное предложение”
- Прочитайте памятки и закончите пункты правила грибника.
(Работа в группах)
- Проверьте эти правила на доске.
Слайд 11
4. Итог урока.
- Вернёмся к цели урока.
Слайд 12
Проверьте, все ли вопросы, намеченные на урок, мы рассмотрели?
5. Рефлексия.
Слайд 13
- Чтобы грибы хорошо росли, им нужен дождь и солнце. Если тебе на уроке было интересно, ты узнал много - нарисуй солнышко. Если тебе было трудно всё запомнить – тучку.