Цели.
I. Психологический настрой:
- Желаю настойчивости, терпения, продвижения вперед.
II. Проверка домашнего задания. Слайд №1. Презентация
Дом у белки в дупле.
Лиса живет в норе.
Удобная берлога у медведя.
Заяц спит под кустом.
- Проверили, правильно ли вы вставили предлоги?
- Как пишутся предлоги?
III. Словарная работа (картинный диктант). Слайд №2
- Какие словарные слова встретились в предложениях?
- Запишите их в тетрадь: Медведь, заяц, собака, корова, сорока, ворона, петух.
- В какую группу можно объединить эти словарные слова? (С точки зрения окружающего мира – это животные)
С точки зрения русского языка – это имена существительные.
- Постарайтесь отгадать новое словарное слово. Запиши его в тетрадь.
Вывод: чтобы правильно писать словарные слова, их надо запомнить.
- Деревня – это сельский посёлок.
Слайд №3
В старину, чтобы основать поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали (дергали) деревья с корнем. С тех пор это место стали называть деревней.
- У кого бабушки и дедушки живут в деревне?
Не забывайте помогать им, поздравьте с приближающимися праздниками.
IV. Целеполагание.
- В каждую из этих 2-х групп вы отнесете слово деревня и почему?
- Какие еще части речи вы знаете?
- Над какой темой вы работали несколько уроков?
- Что вы знаете о предлоге? (Пользуйтесь схемой)
1) ?,
2) - = ~,
3) изменяется,
4) работа.
Слайд №4
- Чего не знаете о предлоге?
- Посоветуйтесь в парах, поставьте цель урока.
- Цель – я узнаю как работает предлог? (Говорят дети)
- Как будем достигать цели?
- Я научу вас правильно употреблять предлоги в речи.
- В грамматике тема нашего урока называется “Роль предлога в предложении”. (Тема написана на солнышке)
- Поучимся правильно употреблять предлоги в речи.
Слайд №5
- Где пригодятся эти знания? (Правильно писать, понятно говорить. Быть успешным в жизни)
- Я предлагаю вам составить сочетания слов с предлогом со словом деревня.
Слайд №6
- Записываем в тетрадь с комментированием.
1 ребенок у доски:
Родился в деревне, летел над деревней, за деревней река, уехал из деревни.
- Чему учились, выполняя это задание?
Вывод: правильно употреблять предлоги в речи.
V. Работа с учебником.
Упражнение 89.
- Прочитайте задание.
- Можно ли обойтись без предлогов?
- Прочитай предложения так как они записаны?
- Вам все понятно?
- Какие слова нужно вставить?
- Как они называются в грамматике?
Самостоятельно прочитайте предложение.
- Покажите предлог, который вставите в 1 предложение.
- Прочитайте предложение.
- Рядом с какой частью речи стоит предлог.
Какую работу выполняет? Сравни текст. Что изменилось?
- Он помогает существительным связаться в другими словами в предложении.
– Предлог – это служебная часть речи, он служит для связи слов в предложении.
- Сравни свой вывод с правилом русского языка.
- Похлопайте.
Слайд №7
VI. Гимнастика для глаз:
- картина природы, маятник,
- физминутка.
Слайд №8
VII. Закрепление.
- Вы сделали открытие. Солнышко согреет вас своими лучиками.
- Я приглашаю ко мне по одному 1 человеку от каждой группы.
- Возьмите по одному лучику.
- Я предлагаю вам выполнить устно задание, записанное на лучике в группах.
- Составь предложения из слов:
1) Котенок Васька, полу, сидел, на, комода, возле.
2) Котька Чижов, из, Квартиры, не строил, шестой, горку.
- Это волшебные предложения они встречались нам на другом предмете. На каком?
Вы их узнали? Какие предложения получились?
- Что общего у них? (Автор)
- Какие предлоги употребил автор?
- Зачем автор употребил предлоги?
Вывод: Употребил предлоги для связи слов в предложении.
- Какую работу выполняют предлоги?
Предлагается поработать самостоятельно.
VIII. Контроль.
Вставьте предлоги.
Слабым учащися:
сидел – дереве (под, на);
плыл – реке (с, по);
вышел – дома (у, из).
Сильным учащися:
Легкий снек тихо падал … на землю.
… у дома был бальшой мягкий сугроб.
Остальным.
Мчаться … Дорогам машины.
Спешат … Школу ребята.
Слайд №9
- Будьте внимательны по дороге в школу.
IX. Итог.
- Какую работу выполняет предлог?
- Чему учились? Какова роль предлога? (Служит для связи слов в предложении)
Слайд №10
X. Домашнее задание. Страница 59, № 92.
- Прочитайте задания внизу страницы.
- Задайте вопросы.
- Предлоги мы договорились не подчеркивать, а ставить точки под ними. Спишите 2 загадки.
За хорошую работу – 1 загадку (Даше, Косте, Кириллу, Лене)
- Вы меня порадовали слаженной работой.
Оценки за урок.
Дифференцированное домашнее задание. Слайд 11
Дополнительно: Составь из предлогов слово.
Это домашние животные:
- от, к;
- за, к, о.
Вариант статьи в редакции автора (Приложение)