Путешествие по волшебной стране

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с декоративно-прикладным творчеством, имеющим истинно русские корни;
  • воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны;
  • формировать гордость за свою страну.

Предварительная работа:

  • подготовить музыкальные фонограммы;
  • подобрать исторический и поэтический материал о декоративно-прикладном творчестве;
  • подготовить фотоматериал;
  • оформить презентацию. Презентация

Ход мероприятия

Перед началом мероприятия и как фон кпервым словам преподавателя звучит песня в исполнении М. Пархоменко “О родном крае”.

Преподаватель. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь церковные звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем. Сегодня мы вспомним о наиболее известных народных промыслах России.

Музыка “В гостях у сказки”.

Выходят два ведущих в русских народных костюмах.

Ведущий 1.

Ой, вы гости – господа!
Добро пожаловать сюда
Ваш приход для нас отрада
Мы вас видеть очень рады!

Ведущий 2.

Вам поведаем сейчас
Удивительный рассказ
О случае интересном
Королевстве всем известном!

Ведущий 2. Что ж мы видим – три дороги. По какой же мы пойдём?

Ведущий 1. Вот по первой!

Ведущий 2. Ну, и что же?

Ведущий 1. В Хохлому мы попадём!

Ведущий 2. Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварёшке. Клюёт эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали - сказка началась? А это быль.

Ведущий 1. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему?

Ведущий 2. Вот как это случилось!

Ведущий 1. На ярмарку! Катят гружёные подводы вдоль извилистых берегов речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

Ведущий 2. На ярмарку!

Звучит песня в исполнении Марии Пархоменко “Хохлома”.

После первого куплета выходят ряженые с посудой из Хохломы.

Ряженый 1. Кому посуда для кашки-окрошки?

Ряженый 2. Чудо блюда да чашки, ложки?

Ведущий 1. Откуда посуда?

Ряженый 1. К вам приехала сама Хохлома!

Ведущий 2. Так и повелось – Хохлома да Хохлома. Вот и зовут по сей день расписную золотую утварь – хохломской.

Ряженый 1.

Удивляя, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Чёрно-красная трава.

Ряженый 2.

Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.

Выходят ряженые с посудой с городецкой росписью.

Ряженый 3.

Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.

Ряженый 4.

По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.

Ведущий 1. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Городецкая роспись – яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки.

Ведущий 2. Как правило, все элементы узоров выполнены красными, розовыми, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне. Используются масляные краски. Доски покрываются лаком, потому и долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты.

Выходят ряженые с подносами из Жостова.

Ряженый 5.

Мы приехали к вам в гости
На весёлый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж.

Ряженый 6.

Чёрный фон сияет лаком,
А на нём цветов краса.
Алых, жёлтых с красным маком –
Это просто чудеса.

Ряженый 7.

Колокольцы распустились,
Незабудки встали в ряд,
Засверкали, заискрились.
Посмотрите всё подряд!

Ведущий 1. В 19 веке в Троицкой волости в деревнях:

Федоскино, Осташково, Хлебниково, Троицкое работали мастерские по изготовлению расписных, лакированных изделий из папье-маше. Первым таким заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова и Лукуткиных, основанная в 18 веке в селе Федоскино в 7 км от

Ведущий 2. Во второй половине 19 века их стали изготавливать еще и из железа, которое привозили с Урала, из Нижнего Тагила. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу рынок сбыта.

Ведущий 1. В Троицком уезде появилось несколько подносных мастерских, из них 3 крупные. Одна принадлежала семье крестьян Вишняковых. Год основания этой мастерской (1825) принято считать датой рождения всего жостовского промысла.

Ведущий 2. Роспись подносов становилась год от года всё разнообразнее. На ура шли цветочные композиции и сюжетные сцены. Жостовский поднос вошел в быт как трактирный, чайный. Поэтому всем нам понятно, насколько уместны были на нем цветы

У стола баба с дедом, на столе чайник, чашки и другие предметы из Гжели

Ведущий.

За столом сидели бабушка и дед,
Пили чай из Гжели часто, много лет.

Баба.

Чайник, чашки, кружки согревали нас.
Милые зверюшки радовали глаз.

Дед.

Но пришел с подружкой внучек наш родной.
Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой,

Баба.

Может, и дичают где-то там вдали,
Только в Гжель он чаю для нее налил.

Дед.

Сколько б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели словно без корней.

Баба.

Белизны и сини нежные цветы,
Это всё Россия – мама, папа, ты.

Ведущий 1. А мы далее пойдём и в царство игрушки попадём!

Ведущий 2.

Завелась неведомая птица -
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.

Ведущий 1.

Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая!

Ведущий 2.

Просто диво - безделушка,
Зовут ее народная игрушка!

Выходит фольклорный ансамбль “Карогод” и поют народные напевы. В это время на слайдах демонстрируется презентация об игрушках.

Ведущий 1.

Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры:
Вот и барышни, и кавалеры.
У барышень алые щёчки и губки.

Ведущий 2.

Нарядные платья и тёплые шубки.
Хоть весь мир вы обойдёте.
Лучше барышень не найдёте.
Игрушки наши повсюду славятся.
Посмотрите скорее, и вам они понравятся.

Ведущий 1. На востоке от Москвы в 16 веке в городе Хлынов население стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу Вятки свое поселение – Дымковскую слободу. После половодья тут обнаружились значительные залежи красной глины. Так родилась дымковская игрушка – еще одно уникальное явление в русском народном творчестве.

Ведущий 2. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведёнными на молоке. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек, кружков, клеточек, зубцов.

Ведущий 1. В этом крае ежегодно проводился конкурс свистунов, поэтому тут сразу пошли в дело свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Позже стали изготавливать дам, кавалеров, нянь. Модниц и целые комарильи разных персонажей, изображающих народные гуляния.

Фольклорный ансамбль “Карагод” исполняют частушки.

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки –
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!
- Вы откуда, Филимоны?
- Мы из Филимоново!
- Обогнали мы в дороге
Пешего и конного.

Ведущий 1. Персонажи филимоновских игрушек многообразны: фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных – оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой. Часто создаются сюжетные композиции: “Солдат кормит курицу”, “Жених и невеста”, “Медведь смотрится в зеркало”.

Ведущий 2. Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым.

Ведущий 1. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой.

Ведущий 2. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”.

Ведущий 1. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Ведущий 2 Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Ведущий 1. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. “Крупеничка” - к богатому урожаю, “Десятиручка” помогала справляться с заботами по дому, “Масленица” приносила благо и здоровье в дом.

Ведущий 2. Есть ещё одна всем известная кукла ….

Ведущий 1.

Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
Уж давно у нас живут.
Как скажите их зовут?

Ведущий 2. Правильно, матрёшки!

Ведущий 1. Матрешка - самая знаменитая русская игрушка. В 2008 году исполнилось 110 лет, как появилась в России на свет первая матрешка.

Ведущий 2 В конце ХIХ века в Москве был магазин-мастерская “ Детское воспитание”, где работали лучшие мастера, художники и педагоги . Они придумывали для детей замечательные игрушки. В эту мастерскую привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму , у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.

Ведущий 1. Фукурума раскрывался, в нем находились еще четыре фигурки, вложенные одна в другую. Это были такие же добродушные мудрецы мал мала меньше. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Так Фукурума стал прообразом нашей матрешки.

Ведущий 2. В 1898 году игрушечных дел мастер Василий Звездочкин вырезал вручную из дерева первую русскую матрешку. А расписал её художник Сергей Малютин. Он и назвал её матрешкой от русского имени Матрена - статная, дородная русская красавица.

Ведущий 1.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет

Ведущий 2.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Фольклорный ансамбль “Карагод” исполняет русскую народную песню.

Преподаватель. А мы все вместе отправляемся в дальнейшее путешествие по стране удивительных чудес, стране, которой нет ни на одной карте мира. И вот уже на горизонте появилась страна волшебной нити

Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Ребята, я предлагаю Вам побывать посетить музей русского кружева, а проведут её сотрудники музея.

Выходят “ сотрудники” музея. Информация о русских кружевах сопровождается презентацией. Красочные слайды, выполненные в программе PowerPoint, сопровождаются переливами народной музыки.

Сотрудник музея 1. Кружевоплетение исстари было одним из любимых видов женского рукоделия Своим изяществом, чистотой и внутренней гармонией кружево может украсить любой наряд: от вечернего платья до летнего сарафана, Кружево в доме создает уют и теплоту домашнего очага.

Сотрудник музея 2. В России до сих пор есть несколько промыслов, из них самые известные - Вологодский, Вятский, Елецкий, Михайловский промыслы. Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в создании своих неповторимых шедевров.

Сотрудник музея 1. Кружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических – золотых и серебряных нитей. Они украшали одежду знатных горожан XVII в. В XVIII – первой половине XIX в. наряду с золотым кружевом появилось шелковое и льняное. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы

Сотрудник музея 2.

Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золотому фону затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка.

Преподаватель. Обычно, после посещения музея оставляют запись в книге посетителей. Не забудьте, оставить отзыв об экскурсии после нашего мероприятия!

Выходит ведущий. На фоне песни М. Пархоменко “О родном крае” читает стихотворение.

Ведущий 1.

Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало…
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала!

На сцену выходят все участники мероприятия на фоне звучащей песни.

Презентация