Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.
Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», всё чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки – православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Уместно вспомнить один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. В православном календаре по значимости это второй праздник после Пасхи. Его называют «матерью всех праздников». Действительно, с рождением Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя мира, – начинается его земная жизнь, страдание, смерть и воскресение. Значение этой Святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведём мы от Рождества Христова.
Праздник Рождества естественно сливался со встречей Нового года. Этот праздник – нововведение Петра 1, издавшего указ: Новый год в России считать не с 1 сентября, как раньше, а с 1 января. И повелел он отмечать этот праздник украшенной ёлкой.
До 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. А что мы знаем о нём сейчас? Что такое рождественская ёлка? Как она организовывалась? Почему в рождественские дни украшали именно ель? Ответить ребёнку на эти вопросы поможет «Предание о рождественской ёлке» неизвестного автора, из которого мы узнаём, что в рождественскую ночь ангел украсил не пальму, давшую младенцу прохладу в жаркий день, не маслину, наполнившую благоуханием пещеру, а скромную добрую ель: «…тёмное небо усеяно было сверкающими звёздами. Ангел сделал знак, и одна звёздочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зелёные ветки ёлки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая ёлка. На неё взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней руки…»
С тех пор каждый год в это время ёлка красуется сиянием множества огней и маленькие дети радуются и веселятся, глядя на неё. Так скромная зелёная ёлка сделалась знамением весёлого рождественского праздника. Вечнозелёные ветки ели были символом обновления жизни, а звезда на её макушке – предвестница Рождества, рождения Божественного Младенца.
В праздничные дни в домах зажиточных хозяев (помещиков, купцов) в самой большой зале устанавливали высокую до потолка ель с зажжёнными свечами. Ёлку украшали бусами, самодельными игрушками, пряниками и конфетами, звёздочками разной формы, различной конфигурации, и дети обязательно соревновались, чья звезда красивее и оригинальней. Моя бабушка передала мне в детстве секрет изготовления 8-конечной объёмной рождественской звезды из полосок разноцветной бумаги. Он передавался в нашем роду из поколения в поколение. До сих пор я украшаю ёлку такими необычными оригинальными звёздочками. Кроме того, в детском саду мы украшаем ёлку цветными бантиками, что придаёт ей особую нарядность и торжественность.
Помимо хозяйских детей на ёлку приглашались ребятишки из соседских бедных семей. Дети любовались величавой красавицей, рассматривали её убранство, пели песни, водили хороводы, играли, читали стихи, разыгрывали сценки. В детских праздниках принимали участие взрослые. В конце торжества хозяева обязательно одаривали всех приглашённых гостинцами.
День, предшествующий празднику Рождества Христова, именуется церковью Рождественским сочельником. По давней русской традиции, в этот день не едят до появления на небе первой звезды – в воспоминание о Вифлеемской звезде. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. Таким образом. Воспитывалось в ребёнке уважение к Священной истории.
С сочельником связано множество разнообразных народных примет и поверий. По вечернему небу, звёздам, погоде определяли, какой будет урожай. К примеру, если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода скота. Если иней на деревьях – к обильным хлебам, метель на дворе – пчёлы будут роиться.
Поутру пастухи, обходя дворы и дома, обсеивали овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривали при этом: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке – ребяток» или «Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, и поросятки по всей избе».
Дни после Рождества Христова до Крещения, или Богоявления, назывались святками, т.е. святыми днями. Они тоже праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, устраивать катания на санях, на корзинах с горы, плясать.
Ряженье имеет древнее происхождение, оно ведёт своё начало от славян-язычников и служит символом обновления природы. Ряженые – это традиционно козёл (или коза), медведь, дед, баба, солдат, скоморохи и т.д. Одеты ряженые как угодно. Так, козёл в меховой жилетке, на лице полумаска с прикреплёнными к ней длинными рогами, у скоморохов шапки с бубенчиками и ярко размалёванные лица.
Не обходились рождественские праздники и без «страшных» персонажей. В народе существовало поверье, что всю рождественскую неделю скатается по улицам, выйдя из своих убежищ, нечистая сила, пугающая прохожих. Отсюда в сценарии моего праздника «страшные» герои – Чёрт и Леший. У Чёрта длинный хвост и чёрная шапочка с рожками на голове, у Лешего борода из мочала или льна.
Чтобы не возиться с переодеваниями, лучше всем прийти на праздник ряжеными. Важно, чтобы у каждого ребёнка создалось ощущение сопричастности к живому действу.
Накануне Рождества ряженые с шутками и прибаутками обходили дома своей деревни, неся на палке самодельную звезду из фольги или цветной бумаги (она олицетворяла звезду Христа), за исполнение колядок получали угощения и дары. Колядующие водили Козу по домам. Это была забавная игра, в основе которой лежало древнее поверье наших предков: Коза (Козёл) была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы, его земле, полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу (Козла) обычно изображал кто-нибудь из парней. При этом Коза плясала, а её свита пела песню, в которой у Коляды просили для хозяина вещи, необходимые в крестьянском хозяйстве. При этом колядующие поясняли: «Где Коза ходит, там жито родит…» и т.д. Козу заставляли кланяться хозяевам, а когда она , как бы нечаянно, падала, просили у хозяев угощения.
Колядные песни, называемые «овсенями», имели обычно величальный характер: воспевали гостеприимство хозяев, их богатство (даже если семья была бедной), славился их труд на земле, пелись поздравления с праздником и пожелания здоровья, богатого урожая, приплода, счастья. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. На празднике в детском саду мы обычно используем этот момент как сюрпризный.
Содержание текстов рождественских колядок очень разнообразно и вполне доступно детскому восприятию.
Едва ли можно назвать другие столь весёлые празднества на Руси, как дни Рождества и святок. Рождественская ёлка, детские праздники с долгожданными подарками, гадания молодых девушек… Самые любимые и широко известные из них – гадания под подблюдные песни. Происходило оно так: на большое блюдо под полотенце девушки клали различные мелкие вещи – гребёнки, напёрстки, ленты, но чаще всего колечки.. Одна из собравшихся на гадание девушек ,не глядя, нащупывала и вынимала вещи одну за другой. Подруги её в это время пели песни с различными предсказаниями: были тут и счастье, и горе, и удача, и дорога , и свадьба. По этому принципу построена в нашем празднике игра с козлом в «фанты».
В ряде мест в России (в частности, в Калужской губернии) элементом святочных развлечений является народный кукольный театр – вертеп. Вертеп представлял собой ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Славильшики двигали фигурки и разыгрывали сценки рождения Христа. Со временем, расширив свой репертуар, вертепные представления превратились в настоящий народный театр.
На протяжении ряда лет я встречалась и беседовала о старинных праздниках, традициях, приметах и обрядах, связанных с ними, с пожилыми людьми, которые делились воспоминаниями своего детства или рассказами старших. Собранный материал помог мне воссоздать картину Рождественских праздников на нашей Калужской земле и разработать сценарий театрализованного праздника Рождества с элементами фольклора. Цель его – привлечь внимание педагогов к христианской традиции, сложившейся на Руси на протяжении многих столетий, познакомить с духовно-нравственными истоками и дать необходимый практический материал для проведения рождественской ёлки.
Хочется надеяться, что предложенный мной праздник Рождественской ёлки (который, кстати сказать, можно использовать как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе) хоть в какой-то мере поможет педагогам приобщить детей к миру русской народной культуры, познакомит их с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором. В процессе работы сценарий можно сократить или, наоборот, дополнить своими материалами по усмотрению педагога.
Театрализованное представление
Программное содержание: Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору. Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов. Воспитывать инициативность, развивать фантазию и воображение.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской Библии»).
- Консультации по проведению праздника у служителя церкви.
- Украшение Рождественской ёлки.
- Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, инсценировок, колядных песен.
- Собирание фольклорного материала о проведении Рождественских праздников (потешки, прибаутки, календарные и колядные песни, приговорки и т.д.
- Индивидуальная работа с ведущими персонажами.
- Подготовка музыкальных инструментов, фонограмм.
Материал и оборудование: Занавес. Украшенная ель. В углу заснеженный домик Деда Мороза. Бутафорские заснеженные деревья. Рождественская звезда из фольги или цветной бумаги. Ширма для кукольного театра. Детские музыкальные инструменты. Блюдо. Шаль. Костюмы Деда Мороза, Метелицы, Лешего, Чёрта, звёздочек, Лисицы, Козла, Зайца, Волка, Месяца, Медведя, скоморохов, Фомы и Ерёмы.
Ход праздника
В центре зала за занавесом стоит украшенная ель. На переднем плане заснеженный лес из бутафорских деревьев (дуб, пни, берёзка)
Звучит музыка, дети в карнавальных костюмах выбегают на передний край сцены и поют песню «Новый год» (Приложение 1), затем садятся на стулья возле сцены.
Голос за сценой.
Лес дремучий, Тишина.
Светит на небе луна.
Звери спят, уснули птицы –
Сладкий сон давно им снится…
Вдруг меж ёлок и берёз
Появился Дед Мороз.
Звучит музыка, появляется Дед Мороз.
Дед Мороз:
Разыграйтеся, метели,
Гнитесь, сосны, гнитесь, ели!
Всё, что есть в моём лесу, –
Всё засыплю, занесу!
Осыпает деревья снегом. Сзади появляются Чёрт и Леший.
Чёрт: Пусть засыплет, занесёт.
Леший: Пусть замёрзнет весь народ!
Дед Мороз уходит, музыка стихает.
Голос за сценой.
Ушёл Мороз, всё стихло снова.
Мерцают звёзды в вышине…
И в этой сказке Дуб с Берёзой
Заговорили в тишине.
Дуб: Эй, Берёзка-соседушка, не спишь?
Берёза: Что за песенка сейчас пролетела? Она меня разбудила.
Дуб: Как, ты не знаешь песенку о Рождественской ёлочке? Тогда я расскажу тебе старинное предание. Слушай!
Давным-давно во Вифлееме
Спаситель мира родился.
И в честь Его у той пещеры
Обряд священный начался.
И, Рождество Христово славя,
Туда шли люди чередой…
И даже травы и деревья
Заговорили меж собой.
Сказала пальма: «Я листвою
Младенца в жаркий день укрою».
«А я своим благоуханьем, –
Маслина говорит в ответ, –
Я освежу его дыханье, –
Ведь дерева нежнее нет!»
А ель без зависти, но с грустью
Смотрела на своих подруг…
Как бедной ей и недостойной
Явиться ко Христу? Но вдруг
Спустился ангел и сказал ей:
«Не унижай сама себя.
Скромна ты очень и прекрасна,
И возвеличу я тебя».
И вот Божественный Младенец,
Проснувшись, видит пред собой
Сиянье звёзд из поднебесья
На ветках ели скромной той».
(В. Савинский)
Под музыку медленно открывается занавес. В центре стоит украшенная ель, на верхушке которой горит звезда.
Ведущая (В русском костюме).
А вот и первая звёздочка зажглась!
Пора село будить!
Просыпайся, народ –
Выходи из ворот!
(Дети становятся вокруг ёлки)
Как в морозный день
Гости съехались,
В день Рождественский,
Самый праздничный.
Сколько песен здесь,
Сколько смеха здесь,
Сколько радости
Самой красочной!
Дети идут хороводом вокруг ёлки, поют песню «Русская зима» (муз. и сл. Л. Олифировой « В стране весёлых песен» (Библиотека журнала «Дошкольное воспитание», 2002).
Дед Мороз: Здравствуйте, мои маленькие друзья! За чем пожаловали вы сюда – за весельем или за сказкой?
Дети: За сказкой!
Дед Мороз: Ну что ж, садитесь поудобнее. Слушайте!
Ёлка наша нарядилась,
Снегом белым заискрилась,
Огоньками вся зажглась –
Это сказка началась.
Бушевали тут метели,
Спят теперь берёзы, ели…
Все уснули, Тишина.
Появляется луна.
Месяц (мальчик).
Только ночью я гуляю –
Сверху землю освещаю.
Лишь на небо я взойду –
Звёзды за собой веду.
Звёздочки (девочки).
Мы звёздочки частые,
Золотые, глазастые.
– Мы пляшем, не плачемся,
За тучками прячемся.
– И в Рождественскую ночь
Посветить мы вам не прочь!
Исполняется «Танец звёздочек» под песню А. Рыбникова из кинофильма «Красная шапочка»
Ведущая:
Наша ёлочка зажглась,
Заблестев огнями.
Приглашаю всех-всех-всех
Веселиться с нами!
Дети танцуют около ёлки.
Ведущая:
Звёзды зажигаются –
Веселье начинается!
Леший (из-за ёлки) И ничего не получается!
Чёрт: Гаси ёлку! (Дуют, ёлка гаснет) Вот так!
Садятся под ёлкой.
Звучит музыка. Появляется Дед Мороз.
Дед Мороз: Здравствуйте, детушки-малолетушки, красны девицы и добры молодцы!
Я пришёл Христа прославить,
И вас с праздником поздравить!
С Новым годом ваших гостей
Со всех сёл, со всех волостей!
Всё ли у вас на празднике ладно? Всё ли хорошо?
Ведущая: Да не всё ладно, не всё хорошо.
Дед Мороз: Что так?
Ведущая: Прогневались на нас Чёрт с Лешим – ёлку погасили. И не поются теперь на празднике песни звонкие, не играются игры весёлые.
Дед Мороз: Здорово, Леший-дед!
Леший: Что? Как лунь я сед? Это я и сам знаю.
Дед Мороз: Во, толкуй тут с глухим! Тебя, Леший, надо лечить!
Леший: Для чего ж меня мочить? Я сухой..
Чёрт: Он сухой, как лист.
Дед Мороз: Я говорю: «Не мочить, а лечить!»
Леший: Что-что, по деревне водить? Не, я домой в лес хочу.
Чёрт: Ага, мы в лес хотим!
Дед Мороз: Постойте, постойте. Сначала ёлку детям зажгите. Не портите нам праздник.
Чёрт:
Дети пели и плясали,
Был весёлый перепляс.
Ваши песни разбудили,
Потревожили всех нас.
Леший: Не зажжём ёлку! Не дадим веселиться!
Дед Мороз: Ах, так?
Есть у меня дудка,
Дудка-самогудка.
Сама поёт, играет,
Плясать всех заставляет.
Играет на дудке. Леший и чёрт сначала как бы нехотя, против своей воли переставляют ноги, затем пляшут всё веселее и зажигательнее, и, наконец, устав, просят Деда Мороза прекратить музыку.
Дед Мороз: Зажигайте ёлку – тогда помилую. Правильно, дети7
Чёрт и Лешиё трижды дуют на ёлку, трижды хлопают в ладоши, произносят волшебные слова. Ёлка вновь блестит огнями. Чёрт и Леший убегают.
Дед Мороз: Пусть уходят. И следы их белым снегом занесём, чтоб дороги назад не нашли!
Хлопья белые летят,
Снег по лесу стелется.
Это к нам идёт на праздник
Белая метелица.
Звучит музыка «Метель» из оперы «Ёлочкин сон» А. Гречанинова.
Ведущая: Я знаю, что в царстве у Метелицы много перин и подушек, из которых она выбивает снег. А выбивает она его часто, потому что любит чистоту.
Метелица:
У меня перина есть –
Перьев в ней не перечесть.
Перья эти не от птицы,
Не от гуся иль синицы.
Есть в периночке снежинки,
Непоседы и смешинки.
По подушке хлопну я,
И снежинок вся семья
Дружно в танце закружит,
Заметелит, завьюжит.
Ну-ка, милые снежинки,
Вылетайте из перинки!
Исполняется «Танец снежинок» под «Вальс» А.Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля»
Метелица:
Летайте, снежинки, летайте!
Ребятам привет передайте
От бабушки Вьюги-старушки.
Люблю выбивать я подушки!
Дед Мороз:
А на Вьюгиной перине
Потанцуют нам пингвины.
Дети исполняют «Танец пингвинов» (Приложение 2)
Ведущая: По-моему, я слышу чьи-то голоса.
Из-за ёлки, навстречу друг другу, выходят два мальчика – Фома и Ерёма.
Фома и Ерема: А вот и мы оба – Фома и Ерёма!
Низко поклонились (кланяются),
Ой, колпаки свалились!
Колпаки надеваем –
Снова начинаем!
Мы пришли к вам оба –
Фома и Ерёма
На людей посмотреть,
Да себя показать.
Да всему честному миру
Небылицу рассказать!
Фома:
Как у бабушки козёл,
У Варварушки седой,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и печку топил,
Зайчик читает стихотворение по выбору педагога.
Сам и кашу варил,
Деда с бабкой кормил.
Попросился козелок
У бабушки во лесок.
Козёл (взрослый)
Уж ты, бабушка, ты, Варварушка!
Отпусти меня, козла,
Во лесок на часок.
Я там волка убью –
Тебе шубу сошью.
А лисицу убью –
Воротник принесу!
Ерёма:
Она, старая старушка, обрадовалась.
Отворяла ворота широко-широко,
Отпускала козла в поле далеко-далеко.
Как пошёл наш козёл да по ельничку,
Да по частому по березничку.
А навстречу козлу бежит заинька.
Козёл:
Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?
Заяц:
Я не смерть твоя,
Я не съем тебя.
Ведь я заинька
Ведь я маленький
Я всё по лесу хожу,
Корешки в лесу ищу.
Зайчик читает стихотворение по выбору педагога.
Фома:
Вот идёт наш козёл да по ельничку,
Да по частому по березничку.
А навстречу козлу бежит лисонька,
Бежит рыжая.
Козёл:
Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?
Лиса:
Я не смерть твоя.
Я не съем тебя.
Ведь я лисонька,
Ведь я рыжая.
Я всё по лесу хожу,
И зайчатинку ищу.
Исполняется «Песенка лисы» (муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
Ерёма: Вновь пошёл наш козёл да по ельничку, да по частому по березничку. А навстречу козлу серый волк идёт.
Козёл:
Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?
Волк:
Уж я смерть твоя.
Уж я съем тебя!
Дед Мороз:
Испугался козёл.
Испугался седой.
Что есть духу – домой
К своей бабушке,
Да к Варварушке.
Козёл:
Ой ты, бабушка,
Ты Варварушка,
Отворяй ворота –
Принимай козла!
Фома:
Прибежал козёл домой – замаялся.
Ну, а в лес ходить с тех пор он закаялся!
Ведущая:
Что, тепло ли тебе, Козёл?
Студёно ль тебе?
Козёл: Ой студёно!
Ведущая:
Сейчас мы с тобой поиграем – погреем тебя.
А ну, кому делать нечего –
Играйте хоть до вечера!
Проводится «Игра с козлом».
Дети ходят вокруг козла, приговаривая:
Вышел Козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать!
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит: «Ме-е-е!»
Козёл догоняет детей.
Ведущая: А теперь погреем Козла. Надевайте на него у кого что есть!
Дети надевают на Козла лисий воротник, кушачки, платки, безрукавки, бусы и т. д.
Ведущая: Тепло ли тебе, Козлик, студёно ли?
Козёл: Тепло!
С Козла снимают вещи, складывают их на большое блюдо и накрывают шалью. Проводится игра в «Фанты»
Ведущая (доставая за спиной Козла два кушачка) .А скажи нам, Козлик, что этим фантам сделать?
Козёл: Всяк молодец на свой образец. Пусть пробегут гусиным шагом из конца в конец!
Два ребёнка обегают ёлку гусиным шагом наперегонки.
Ведущая (держа за спиной Козла волчью безрукавку и лисий воротник). А этим фантам что сделать?
Козёл:
Пусть они нам стих расскажут.
И расскажут, и покажут!
Волк и Лиса инсценируют стихотворение «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису…»
Ведущая (держа в руках большую шаль) Погадаем и этому фанту!
Козёл:
Было всё: стихотворенье
И весёлая игра…
Скоморошье представленье
Посмотреть теперь пора!
Фома и Ерёма (держа шаль, как ширму).
Собирайся, народ!
Не толпись у ворот!
Без толчеи, без спешки!
Вас сегодня ожидают
Русские потешки!
Не короткие, не длинные,
А такие, что как раз:
Как от меня до вас!
Можно показать скоморошье представление – сценку кукольного театра.
Ведущая (держа за спиной Козла свои бусы).
Фант последний остаётся
Что ж ему-то достаётся?
Козёл:
Тут и нечего гадать,
А с Морозом поплясать!
Дед Мороз:
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт!
Ведущая:
Пойду, попляшу – на людей погляжу!
Эх, ма, берегись! Не зевай, посторонись!
Пляска Деда Мороза и ведущей.
Козёл (выносит ящик с детскими музыкальными инструментами). Издавна так повелось на Руси, что в ночь перед Рождеством ходят ряженые от избы к избе, развлекают народ шутками, прибаутками, песнями колядными.
Красны девицы и добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь –
На колядки отправляйтесь!
Ведущая:
Разбирайте бубны, ложки,
Колотушки и гармошки.
Будем кругом ходить –
Коляду заводить!
Дети:
Коляда, Коляда
Всех зовёт за ворота!
Ряженые ходят вокруг ёлки, приговаривая:
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем –
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поём –тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин!
Принимай гостей из всех сёл, волостей!
(Останавливаются перед зрителями)
– Здравствуйте, хозяева и хозяюшки-молодушки!
– Здравствуйте, гости и гостьюшки!
– Эй, боярышни красивые!
Эй, девчата неспесивые!!
Двери шире распахните-ка,
Да гостей к себе впустите-ка!
– К вам соседи ваши близкие,
Не высокие, не низкие,
Не широкие, не узкие –
Всё бояре чисто русские!
– А пришли к вам не с помехою,
А с весельем, да с потехою!
– Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
– Редкий гость никогда не в тягость!
– Как пошла Коляда вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять –
С Рождеством всех поздравлять!
– Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
– Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла!
– Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко!
Под ёлку садятся два мальчика-скомороха
Скоморохи:
Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Прошка: Я – скоморох Прошка.
Федул: А я – Федул-скоморошка
Прошка: Дядь, скажи моей лошади:»Тпр-р-р!»:
Федул: А сам что?
Прошка: Губы замёрзли!
Ведущая: А что ваши девчата делают?
Федул: Шьют да поют, шьют да поют.
Ведущая: А матушки?
Прошка: Порют да плачут, порют да плачут…
Девочка: Тит, иди зерно молотить!
Тит: Ну вот! Только сел, только сел!
Девочка: Да что ж ты делал?
Тит: Лежал!
Ведущая: Сынок, сходи за водицей!
Мальчик: Живот болит (корчится)
Ведущая: Сынок, иди кашу есть!
Мальчик: Ну, что ж, раз матушка велит – надо идти!
Козёл: А вот и Федя ведёт медведя
Федя:
Ну-ка, Мишенька, не гнись дугой, как мешок тугой.
Покажи-ка нам, как красны девки на работу идут.
Медведь идёт медленно, согнувшись, покрёхтывая.
Федя: А как с работы на гулянье спешат?
Медведь распрямляется, идёт бодро.
Федя: А покажи нам, Мишенька, как летом маленькие детки горошек воровали: где сухо – там брюхом, где мокро. , там на коленочках.
Медведь показывает
Козёл:
Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора
Песни петь, да плясать –
Всех вокруг забавлять.
Мальчики:
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки:
Мы вчера коров доили –
Молочком умылися!
Ведущая:
Как известно всем, девчушки –
Мастерицы петь частушки.
А вы, парни, не зевайте –
Девчатам тоже помогайте!
Все:
Мы частушки запоём,
Запоём мы громко.
Затыкайте ваши уши –
Лопнут перепонки!
Мальчики:
По деревне я иду –
Собаки лают на беду.
Ну, чего ж вы лаете –
Ведь вы меня не знаете!
Дети поют частушки
Дед Мороз:
А теперь будем кругом ходить –
Коляду заводить!
Ряженые (идут вокруг ёлки, останавливаются перед гостями)
– Выходи, хозяин,
Выходи, боярин!
Принимай гостей
Из всех волостей!
– Тётенька, добренька,
Подай что-то сдобненько:
Пышку да лепёшку,
Да свиную ножку!
Все:
Сеем, веем, посеваем –
С Новым годом поздравляем!
Хозяева:
Вот вам угощенье –
Вафли да печенье,
Пряники, конфетки –
Кушайте, детки!
Козёл (принимая гостинцы).
Самому ли съесть,
Ай ребятам снесть?
Я и сам откушу,
И ребятам отнесу!
Отдаёт корзину с гостинцами детям
Ведущая:
Спасибо вам, щедрые хозяева!
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Дети:
Вам и каша густа,
Вам и мёд на уста,
Вам и плюшки с творогом,
И детишек полный дом!
– Живите без бед
Много лет!
– А будет мимо садика дорога –
Не обходите нашего порога!
Все кланяются
Ведущая:
Что вы, гости, тут сидите,
Ай, гулять вы не хотите?
Засиделись, чай, с утра –
Уж на улицу пора!
Праздник продолжается на улице: катание с горок, игра в снежки и т.д.