Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: cистематизировать и закрепить знания по разделам домашние и дикие животные.

Задачи:

образовательная: углубить знания детей о диких и домашних животных, относящихся к разным систематическим группам;

развивающая: способствовать развитию познавательного интереса, умению логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;

воспитательная: Воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Формирование УУД:

личностные:

- воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним;

регулятивные:

- умение сохранять заданную цель;

- адекватная оценка правильности выполнения действий;

- работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

познавательные:

- умение использовать наглядные модели;

- использование наблюдения как способа познания окружающего мира;

- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в энциклопедиях;

коммуникативные:

- умение высказывать свое мнение;

- умение задавать вопросы;

- умение использовать речь для регуляции своего действия;

- учить выполнять различные роли в группе.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, плакаты, конверты с заданиями для групп,солнышко, тучка, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Тип урока: исследование индуктивного типа.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А теперь давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас?

- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение . Выберите ее, покажите.

- Все хорошее настроение, я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучкой (прикрепляю на доске).

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

2. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы)

- Чем деревья отличаются от остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви)

- Все ли деревья одинаковы в лесу? (Лиственные и хвойные)

- А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Кустарники)

- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких)

- А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников? (Травы)

- Какие травы мы можем увидеть у нас в степи?

- На какие же группы можно поделить все растения? (Культурные и дикорастущие).

3. Введение в тему.

- Отгадайте загадки:

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца)

У кого рога длиннее хвоста? (Коза)

Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)

Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Рыжая птичница в курятник пришла,
Всех кур перечла и с собой унесла. (Лиса)

На овчарню он похож.
Что не зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

- Как можно назвать всех этих животных? (Домашние и дикие животные)

4. Задачи.

1. Узнать на какие группы можно разделить всех животных.

2. Выяснить когда и кого человек приручил первым.

5. Проблемные вопросы.

1. Как мы бы жили без домашних животных?

2. Зачем держать в доме животных?

3. Что произойдет, если дикого зверя решим сделать домашним?

4. Что произойдет, если домашнее животное выпустим в дикую природу?

6. Гипотеза.

- Представим, что на планете Земля нет домашних животных.

- Как вы считаете, нужны ли они людям?

- Если да, то кого бы вы приручили первым?

Вам предлагается провести исследование и попытаться ответить на непростые вопросы.

7. Работа в группах.

Правила работы в группе.

А) Распределить обязанности в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, исследователь).

Б) Соблюдать правила поведения в группе:

  • доброжелательность;
  • слушать друг друга (я тебя правильно понял).

В) Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.

Г) Подготовьтесь к выступлению.

1. Раздел “ Виды животных”.

(Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением различных животных).

“Экспериментаторы” - раскладывают карточки на группы.

звери птицы насекомые рыбы земноводные пресмыкающиеся
           

“Аналитики” - делают выводы о главных признаках животных.

“Иллюстраторы” - оформляют страницу альбома.

“Испытатели” - готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

2. Раздел “Влияние человека на животных”. (Одомашнивание животных)

“Экспериментаторы” - чтение сказки Киплинга “Кот, который гулял сам по себе”. Отгадывание загадок.

“Аналитики” поясняют, откуда появились домашние животные по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.

“Иллюстраторы” - оформляют страницу альбома.

“Испытатели” - составляют текст сообщения.

3. Раздел “Отличие диких животных от домашних”. (Карточки диких и домашних животных)

“Экспериментаторы” - раскладывают картинки на группы.

Домашние животные Дикие животные
   

“Аналитики” - делают выводы об отличиях диких и домашних животных.

“Иллюстраторы” - оформляют альбом.

“Испытатели” готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

4. Раздел “Правила ухода за домашними животными” (получают набор карточек, состоящих из двух групп.

А) Запрещающие условные знаки и словесные формулировки ухода за домашними животными.

Б) Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем.

- Летом для домашних животных заготавливают корма, до наступления холодов утепляют жилища.

“Экспериментаторы” - раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.

“Аналитики” - работают со вторым набором карточек. Их задача – по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на животных.

“Иллюстраторы” - оформляют страницу альбома.

“Испытатели” - готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

5. Раздел (учителя). Чем животные платят людям за их любовь, ласку, внимание?

- А чем же мы (люди) можем отплатить животным?

- Заполнение таблицы “Какие продукты получает человек от домашних животных и диких”.

Рассказ о том, что одни животные помогают человеку перевозить тяжести, другие дают мед, молоко, пух, яйца, шерсть, третьи становятся преданными друзьями людей.

7. Физминутка. Игра “ Отгадай детеныша”.

Зимой и весной у домашних животных животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?

(Учитель называет взрослое животное, а дети – детенышей этого животного). Озвучить.

Свинья - Поросята.

Корова – Телята.

Утка – Утята.

Гусь – Гусята.

Лошадь – Жеребята.

Овца – Ягнята.

Кошка – Котята.

Курица – Цыплята.

Собака – Щенята.

8. Закрепление.

Тест “Найти ошибки”.

- А запомнили ли вы, чем отличаются дикие животные от домашних?

(Появляется слайд с признаками диких и домашних животных.Все признаки перепутаны. Детям предлагается найти ошибки.)

Дикие животные. Домашние животные.
Живут в лесах, водоемах. Живут с человеком.
Человек строит им жилье. Сами заботятся о себе.
Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве.
Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними.
Сами строят себе жилье. Человек кормит их.
Заботятся о потомстве.  

9. Рефлексия.

- Итак, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне.

10. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике текст “Легенды о животных”. (С. 70-73)

Выполнить задания к тексту. (С. 73)

Работа в тетрадях. (С. 26-27)