Цель: cистематизировать и закрепить знания по разделам домашние и дикие животные.
Задачи:
образовательная: углубить знания детей о диких и домашних животных, относящихся к разным систематическим группам;
развивающая: способствовать развитию познавательного интереса, умению логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;
воспитательная: Воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
Формирование УУД:
личностные:
- воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним;
регулятивные:
- умение сохранять заданную цель;
- адекватная оценка правильности выполнения действий;
- работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
познавательные:
- умение использовать наглядные модели;
- использование наблюдения как способа познания окружающего мира;
- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в энциклопедиях;
коммуникативные:
- умение высказывать свое мнение;
- умение задавать вопросы;
- умение использовать речь для регуляции своего действия;
- учить выполнять различные роли в группе.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, плакаты, конверты с заданиями для групп,солнышко, тучка, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Тип урока: исследование индуктивного типа.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А теперь давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас?
- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение . Выберите ее, покажите.
- Все хорошее настроение, я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучкой (прикрепляю на доске).
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы)
- Чем деревья отличаются от остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви)
- Все ли деревья одинаковы в лесу? (Лиственные и хвойные)
- А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Кустарники)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких)
- А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников? (Травы)
- Какие травы мы можем увидеть у нас в степи?
- На какие же группы можно поделить все растения? (Культурные и дикорастущие).
3. Введение в тему.
- Отгадайте загадки:
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)
Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца)
У кого рога длиннее хвоста? (Коза)
Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)Рыжая птичница в курятник пришла,
Всех кур перечла и с собой унесла. (Лиса)
На овчарню он похож.
Что не зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
- Как можно назвать всех этих животных? (Домашние и дикие животные)
4. Задачи.
1. Узнать на какие группы можно разделить всех животных.
2. Выяснить когда и кого человек приручил первым.
5. Проблемные вопросы.
1. Как мы бы жили без домашних животных?
2. Зачем держать в доме животных?
3. Что произойдет, если дикого зверя решим сделать домашним?
4. Что произойдет, если домашнее животное выпустим в дикую природу?
6. Гипотеза.
- Представим, что на планете Земля нет домашних животных.
- Как вы считаете, нужны ли они людям?
- Если да, то кого бы вы приручили первым?
Вам предлагается провести исследование и попытаться ответить на непростые вопросы.
7. Работа в группах.
Правила работы в группе.
А) Распределить обязанности в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, исследователь).
Б) Соблюдать правила поведения в группе:
- доброжелательность;
- слушать друг друга (я тебя правильно понял).
В) Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
Г) Подготовьтесь к выступлению.
1. Раздел “ Виды животных”.
(Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением различных животных).
“Экспериментаторы” - раскладывают карточки на группы.
звери | птицы | насекомые | рыбы | земноводные | пресмыкающиеся |
“Аналитики” - делают выводы о главных признаках животных.
“Иллюстраторы” - оформляют страницу альбома.
“Испытатели” - готовят рассказ с опорой на наглядный материал.
2. Раздел “Влияние человека на животных”. (Одомашнивание животных)
“Экспериментаторы” - чтение сказки Киплинга “Кот, который гулял сам по себе”. Отгадывание загадок.
“Аналитики” поясняют, откуда появились домашние животные по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.
“Иллюстраторы” - оформляют страницу альбома.
“Испытатели” - составляют текст сообщения.
3. Раздел “Отличие диких животных от домашних”. (Карточки диких и домашних животных)
“Экспериментаторы” - раскладывают картинки на группы.
Домашние животные | Дикие животные |
“Аналитики” - делают выводы об отличиях диких и домашних животных.
“Иллюстраторы” - оформляют альбом.
“Испытатели” готовят рассказ с опорой на наглядный материал.
4. Раздел “Правила ухода за домашними животными” (получают набор карточек, состоящих из двух групп.
А) Запрещающие условные знаки и словесные формулировки ухода за домашними животными.
Б) Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем.
- Летом для домашних животных заготавливают корма, до наступления холодов утепляют жилища.
“Экспериментаторы” - раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.
“Аналитики” - работают со вторым набором карточек. Их задача – по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на животных.
“Иллюстраторы” - оформляют страницу альбома.
“Испытатели” - готовят рассказ с опорой на наглядный материал.
5. Раздел (учителя). Чем животные платят людям за их любовь, ласку, внимание?
- А чем же мы (люди) можем отплатить животным?
- Заполнение таблицы “Какие продукты получает человек от домашних животных и диких”.
Рассказ о том, что одни животные помогают человеку перевозить тяжести, другие дают мед, молоко, пух, яйца, шерсть, третьи становятся преданными друзьями людей.
7. Физминутка. Игра “ Отгадай детеныша”.
Зимой и весной у домашних животных животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?
(Учитель называет взрослое животное, а дети – детенышей этого животного). Озвучить.
Свинья - Поросята.
Корова – Телята.
Утка – Утята.
Гусь – Гусята.
Лошадь – Жеребята.
Овца – Ягнята.
Кошка – Котята.
Курица – Цыплята.
Собака – Щенята.
8. Закрепление.
Тест “Найти ошибки”.
- А запомнили ли вы, чем отличаются дикие животные от домашних?
(Появляется слайд с признаками диких и домашних животных.Все признаки перепутаны. Детям предлагается найти ошибки.)
Дикие животные. | Домашние животные. |
Живут в лесах, водоемах. | Живут с человеком. |
Человек строит им жилье. | Сами заботятся о себе. |
Сами добывают пищу. | Сами заботятся о потомстве. |
Человек выводит новые породы. | Человек ухаживает за ними. |
Сами строят себе жилье. | Человек кормит их. |
Заботятся о потомстве. |
9. Рефлексия.
- Итак, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне.
10. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике текст “Легенды о животных”. (С. 70-73)
Выполнить задания к тексту. (С. 73)
Работа в тетрадях. (С. 26-27)