Цель: в ходе анализа предлагаемого материала дать возможность учащимся поразмышлять, осознать серьёзность надвигающейся опасности на Русь; содействовать более глубокому пониманию трагического исхода для Руси битвы на Калке, могла ли она закончиться иначе?
Задачи.
1. Рассказать о возникновении и завоеваниях монгольской империи.
2. Разъяснить причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии; причины поражения русских войск на Калке.
3. Развивать логические умения учащихся через выделение причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, ассоциативное мышление.
4. Воспитывать любознательность, интерес к предмету,чувство патриотизма и любви к Родине.
Основные понятия и термины: хан, нукеры, найоны, араты, тьма (тумен), яса, курултай, улус.
Тип урока: изучение нового материала (тематическая лекция).
Оборудование урока:
- презентация;
- учебники по истории:
- А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс, Москва “Просвещение” 2006 год.
- Загладин Н.В., Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ в. Учебник для 10 класса – М.: “Русское слово”, 2003.
- карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке”.
Этапы урока.
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала. Работа со слайдами и учебником. Анализируя новый материал, учащиеся отвечают на проблемные вопросы.
3. Рефлексия.
4. Закрепление изученного материала (тестирование или блиц-викторина).
5. Опережающее задание на следующий урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя (урок - звено в блоке, поэтому предполагает опору на предыдущие знания учащихся и на их самостоятельную работу).
- Ребята, мы переходим к изучению третьей главы “Русь в XIII-XV вв.” - это время становления новой Российской государственности в условиях раздробленности и внешней опасности с Запада и Востока. Сегодня мы поговорим о надвигающейся угрозе с Востока, с монгольских степей.
Презентация 1. (Слайд 1)
Тема урока: "Начало монголо-татарского вторжения"
(Слайд 2)
План изучения нового материала:
1. Рождение монгольской империи.
2. Чингисхан.
3. Завоевания монголов.
4. Трагедия на Калке.
Ребята, вы должны сегодня узнать:
- где и когда возникла монгольская империя, в каких условиях происходило формирование государственности;
- Чингисхан как историческая личность, его роль в мировой истории;
- завоевания монголов были грандиозными и их завоёванные территории превышали в 4 раза завоевания Александра Македонского. Вы должны уметь перечислить завоёванные территории.
- первая встреча русских князей с монголо-татарами произошла на р. Калка, которая закончилась трагедией. С поля битвы вернулся лишь каждый десятый. Почему русская рать проиграла битву?
(Слайд 3)
Определяется главная проблема для обсуждения на этом уроке.
Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии.
(Слайд 4)
П. Изучение нового материала.
Показать учащимся презентацию, рассказать о создании Чингисханом Монгольской империи.
1. Рождение Монгольской империи.
Урок начать с вопроса “где и когда возникла монгольская империя?”. Во 2-й пол. XII – начале XIII века в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии (к северу от Китая) проживали монгольские племена:
- монголы;
- татары;
- кереиты;
- меркиты;
- найманы.
После рассказа учителя с опорой на слайд №4 учащиеся с лёгкостью отвечают на поставленный вопрос “где и когда возникла монгольская империя?”.
По такому же принципу учащиеся отвечают на вопрос “почему племена монгольской степи называли монголо-татары?” (т.к. монголы и татары были самыми многочисленными).
- Монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелия монголы не знали. Монголы жили в шатрах – юртах, городов не строили. К концу ХII века племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, появлялась частная собственность. Начинает выделяться родоплеменная знать: вожди, старейшины, князья, которые остро нуждались в боевых дружинах для защиты и завоевания новых пастбищ. Поэтому возникновение и развитие государственности носило военизированный характер.
Попробуйте найти отличие в развитии государственности у Восточных славян и монголов.
Ребята пытаются ответить, а учитель наводит на правильные ответы, акцентируя их внимание на веке и главных занятиях: “В каком веке возникло государство у восточных славян?”, “Что было их главным занятием?”.
После диалога учитель выводит правильные ответы на слайд, а дети сравнивают их со своими записывают в тетрадь где, когда проживали монгольские племена и их главное занятие.
1. Возникло позже, чем у восточных славян (IX в. у нас и XII в. у них).
2. Восточные славяне вели осёдлый образ жизни, а не кочевой.
3. Военизированный характер государственности скорее сходство, чем отличие.
(Слайд 5)
Работа с учебником стр. 147 (последний абзац)
- Военизированный характер общества прослеживается через социальное расслоение. Среди монголов выделились главы племён - ханы. Рядом с ними встали и помогали им нойоны. У монголо-татар также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. Поэтому ханы и нойоны нуждались в нукерах и подчинили себе аратов. Точно также происходило и у славян. Попробуйте при помощи учебника выстроить такую же схему только славянского общества.
(Слайд 6)
Почему военизированный характер государственности в отличие от славян, был с самого начала? (Работа с учебником стр. 148 + рассказ учителя)
- В монгольском обществе велось кочевое хозяйство и не строились города. Захват новых пастбищ, уничтожение других народов, которые владели этими пастбищами раньше, часто становились для скотоводов жизненной потребностью – иначе им грозила смерть от голода.
- С раннего детства жизнь монголов связана с лошадьми.
Лошадь: средство передвижения; друг на охоте и войне; мясо и молоко.
“Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”.
- Монголы с детства были превосходными наездниками, стрелками из лука. Они великолепно управлялись с арканами. Они крепкие, ловкие, смелые, мужественные.
- Ханы использовали особенности своих соплеменников – их военную сноровку, способность к быстрым передвижениям. Это были уже готовые воины.
Почему же государственность монгол с самого начала носила военизированный характер?
Учащиеся отвечают: “Потому что их главное занятие скотоводство и борьба за пастбища вынуждала их с самого детства сидеть в седле и метко стрелять, т.е. быть воинами.
(Слайд 7)
2. Чингисхан - Тэмучин.
- В XII веке в одном таком столкновении победу одержал выходец из знатного нойонского рода Темучин (ему не было и 30-ти лет). Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился со своими врагами.
Работа с учебником стр. 148
- Прочитайте, дайте оценку личности Тэмучина и ответьте на вопрос: отличался ли он от лидеров других раннефеодальных государств Западной и Восточной Европы? (Уч-ся быстро находят ответ)
- Силой, жестокостью и хитростью он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию, которая покорила многие страны и народы.
(Слайд 8-10)
Тэмучин и его реформы
Чтобы укрепить свою территорию и завоёванные племена Темучин проводит ряд реформ.
1. Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице.
2. Чингисхан установил закон - Яса - коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага - казнили весь десяток, за бегство казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный не попадал в воины.
Поэтому в бою монголы были упорны и отважны. Была установлена жёсткая дисциплина.
(Слайд 9)
3. Темучин создает армию.
Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Он создал личную гвардию, которая делилась на “ночную” и “дневную” + привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от налогов.
(Слайд 10)
4. Войско состояло из легкой конницы (кожаные доспехи, на вооружении кривая сабля, боевой топор, аркан, лёгкое копьё и два лука (лёгкие и тяжёлые стрелы) и тяжелой конницы (всадника защищает кольчуга и шлем. Длинное копьё, прямой меч. Лошадь покрыта шкурами). По закону Чингисхана у каждого воина было не менее трех лошадей.
5. Продолжал подчинять себе племена. Последними были татары.
(Слайд 11)
В начале XIII века в 1206 г. на съезде монгольской знати - курултае - Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и назван именем - Чингисхан (великий хан). Он стремился завоевать весь мир - мечтал дойти до Моря Франков (Атлантический океан). Целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства.
Так зародилось новое государство, впоследствии ставшее самой большой державой в мировой истории.
(Слайд 12)
3. Завоевания монголов.
Используя карту, рассказать о завоевательных походах монголо-татар:
• Они покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров.
• Разгромлено крупное государство - Тангутское царство, монголо-татары стерли с лица земли созданную там цивилизацию.
- В 1211 году Чингисхан вторгся в Китай. В 1215 году Северный Китай был покорен.
- В 1218 году полководцы Чингисхана завоевали Корею.
- В 1219 году монгольское войско напало на крупное среднеазиатское государство Хорезм.
Многие города Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Например, Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд - 5 дней, Ургенч сопротивлялся несколько месяцев. Средняя Азия полностью оказалась под властью монголов. Города лежали в развалинах, земледелие вытеснилось кочевым скотоводством.
(Слайд 13-14)
Войско Чингисхана
Чингисхан создал мощную армию.
Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Византия для варварских славянских племён. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлёк к себе на службу китайских учёных, военных специалистов.
Значения завоевания Китая:
1. Введена уйгурская письменность.
2. На службу китайские учёные + военные специалисты.
3. Использовали китайскую военную технику:
- стенобитные машины
- камнемётные орудия
- огнемётные орудия
(Слайд 14)
- Превосходная разведка через купцов, путешественников, тайных агентов.
- Угнетающее психологическое воздействие на врагов оказывали жестокие расправы.
Вывод: Чингисхан использовал опыт и знания каждой покорённой страны, что ещё более усиливало его империю. На мощь Монгольской империи работали все завоёванные народы.
(Слайд 15)
Вопрос урока: “Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии”.
Ответ: преимущества монголо-татарской армии.
(Слайд 16)
В чём заключалось преимущество монголо-татарской армии?
(Учащиеся должны поэтапно восстановить все новшества и тактики монголо-татар их хитрости)
1. Кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств.
2. Десятичная система организации армии.
3. Железная дисциплина. Коллективная ответственность за поведение в бою (яса).
4. Жестокость. Тактика устрашения врага.
5. Превосходная разведка.
6. Использование военного опыта и орудий завоеванных народов.
(Слайд 17)
4. Трагедия на Калке 1223 год
Работа с картой: помочь определить местоположение монголо-татар в указанное время.
Задание:
- найдите на карте место первой встречи русских князей с монголо-татарами;
- вспомните, почему Русь напоминает лоскутное одеяло? (Ребята говорят о раздробленности, отмечая как не к стати сепаратистские настроения князей)
Страшная угроза нависла над Русью.
(Слайд 18)
- В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям
за помощью. “Нашу землю сегодня отняли, а завтра вашу возьмут!”.
Как вы думаете, помогут ли русские князья половцам?
(Слайд 19)
Русские князья еще не знали ничего о монголо-татарах, и поэтому 15 русских князей откликнулись, среди них: смоленский, киевский, галицкий, волжский.
Почему так мало?
1. Князья не доверяли своим старинным противникам.
2. Восприняли монголов как очередных степняков-кочевников, коих они и раньше били.
3. Была уверенность, что сила русского оружия сильнее пришельцев.
4. Русь переживала период раздробленности.
(Слайд 20-22)
Учитель рассказывает о битве на реке Калке в объеме учебника. При этом обращает внимание учащихся на следующее: монголо-татары выступили в поход с одним из своих корпусов (тумен - 10 тыс. человек).
- Определите недостаток организации русского войска.
Причины поражения:
1. Несогласованность действий
2. Отсутствовало единого командования.
3. Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.
4. Незнание мощи и военных хитростей монголов.
Вывод: русские войска в союзе с половцами не смогли справиться с монгольским войском.
(Слайд 23)
Монголы овладели огромной территорией – от Китая до Средней Азии и Закавказья. Чингисхан поделил её между сыновьями на улусы (уделы). Западные земли достались старшему сыну Джучи (он умер в один год с отцом, 1227 г.). Во главе Западного улуса встал сын Джучи - молодой Бату (Батый). “Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, спит на животах их женщин, любуется слезами людей, им близких”.
В 1235 году на курултае монгольских ханов было принято решение о походе в Европу “к последнему морю”. Смертельная угроза нависла над Русью.
- Почему, именно в это время, монголо-татары приступили к окончательному нападению на Русь?
(Они поняли, что Русь слаба из-за раздробленности)
III. Рефлексия.
- Какие уроки Русь должна была вынести из поражения на Калке?
- Когда и где произошла первая встреча русских с монголо-татарами? (1223 г.) А когда они принимают решение идти на Запад? (1235 г.) Соответственно, сколько лет между этими датами? (12 лет). Можно ли было за это время подготовиться к встрече с монголо-татарами?
- Предложите прогноз: можно ли было изменить историю и как бы развивались события, если бы Русь вынесла уроки из поражения на Калке?
IV. Закрепление изученного материала.
I вариант.
Тестовое задание (раздаётся каждому ученику)
1. Успехи завоевательных походов монголо-татар объясняются:
а) их многочисленностью;
б) высоким уровнем воинской организации и жесткой дисциплиной в войсках;
в) стремлением знати к обогащению за счет более развитых стран и народов;
г) хорошо поставленной разведкой;
д) применением военных машин;
е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.
Обозначьте указанные причины номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.
2. Битва на Калке произошла:
а) до первого крестового похода в Европе;
б) после гуситских войн в Чехии;
в) после принятия христианства на Руси;
г) во время правления Владимира Мономаха?
3. Последствия монголо-татарского нашествия на Среднюю Азию:
а) были уничтожены оросительные системы;
б) места исконного проживания земледельцев заняли кочевые племена;
в) замерла торговля;
г) уничтожены плодородные оазисы;
д) пришли в упадок города;
е) сократилась площадь обрабатываемых земель.
Обозначьте указанные последствия номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.
(Слайд 24)
II вариант.
Блиц-викторина (фронтальный опрос)
1. Что произошло в известные вам даты: 1206 г.; 31 мая 1223 г.; 1235 г.
2. Что означают данные понятия: курултай; тумены (тьмы); Чингисхан, хан, нукеры, найоны; яса, улус
3. Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии:
- Кочевой образ жизни.
- Десятичная система армии.
- Железная дисциплина (яса).
- Тактика устрашения.
- Использование опыта Китая .
4. Определите причины поражения на р. Калка.
- Несогласованность действий.
- Отсутствовало единого командования.
- Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.
- Незнание мощи и военных хитростей монголов.
(Слайд 25)
V. Опережающее домашнее задание:
§ 19 + сообщение “Александр невский” или “Крестоносцы”.
Интернет ресурсы:
http://www.old.kspu.ru/ffec/hist/gloss/gloss.html
http://www.islamsyzran.ru/news/414-musulmane-tatarstana-molyatsya-o-nisposlanii-dozhdya.html
http://qualityjunkyard.com/2009/02/28/mosque-in-brunei-sultan-omar-ali-saifuddin-mosque/
http://www.posylka.ru/catalog.php?item=46&=&page=11
http://games.cnews.ru/trophy/golden_horde/aac
http://biografiya.org/eng/g/chingisxan-genghis-khan/index.php
http://subscribe.ru/archive/home.child.cblh/200903/28215102.html