Начало монголо-татарского вторжения

Разделы: История и обществознание


Цель: в ходе анализа предлагаемого материала дать возможность учащимся поразмышлять, осознать серьёзность надвигающейся опасности на Русь; содействовать более глубокому пониманию трагического исхода для Руси битвы на Калке, могла ли она закончиться иначе?

Задачи.

1. Рассказать о возникновении и завоеваниях монгольской империи.

2. Разъяснить причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии; причины поражения русских войск на Калке.

3. Развивать логические умения учащихся через выделение причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, ассоциативное мышление.

4. Воспитывать любознательность, интерес к предмету,чувство патриотизма и любви к Родине.

Основные понятия и термины: хан, нукеры, найоны, араты, тьма (тумен), яса, курултай, улус.

Тип урока: изучение нового материала (тематическая лекция).

Оборудование урока:

- презентация;

- учебники по истории:

  1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс, Москва “Просвещение” 2006 год.
  2. Загладин Н.В., Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ в. Учебник для 10 класса – М.: “Русское слово”, 2003.

- карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке”.

Этапы урока.

1. Оргмомент.

2. Изучение нового материала. Работа со слайдами и учебником. Анализируя новый материал, учащиеся отвечают на проблемные вопросы.

3. Рефлексия.

4. Закрепление изученного материала (тестирование или блиц-викторина).

5. Опережающее задание на следующий урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя (урок - звено в блоке, поэтому предполагает опору на предыдущие знания учащихся и на их самостоятельную работу).

- Ребята, мы переходим к изучению третьей главы “Русь в XIII-XV вв.” - это время становления новой Российской государственности в условиях раздробленности и внешней опасности с Запада и Востока. Сегодня мы поговорим о надвигающейся угрозе с Востока, с монгольских степей.

Презентация 1. (Слайд 1)

Тема урока: "Начало монголо-татарского вторжения"

(Слайд 2)

План изучения нового материала:

1. Рождение монгольской империи.

2. Чингисхан.

3. Завоевания монголов.

4. Трагедия на Калке.

Ребята, вы должны сегодня узнать:

- где и когда возникла монгольская империя, в каких условиях происходило формирование государственности;

- Чингисхан как историческая личность, его роль в мировой истории;

- завоевания монголов были грандиозными и их завоёванные территории превышали в 4 раза завоевания Александра Македонского. Вы должны уметь перечислить завоёванные территории.

- первая встреча русских князей с монголо-татарами произошла на р. Калка, которая закончилась трагедией. С поля битвы вернулся лишь каждый десятый. Почему русская рать проиграла битву?

(Слайд 3)

Определяется главная проблема для обсуждения на этом уроке.

Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии.

(Слайд 4)

П. Изучение нового материала.

Показать учащимся презентацию, рассказать о создании Чингисханом Монгольской империи.

1. Рождение Монгольской империи.

Урок начать с вопроса “где и когда возникла монгольская империя?”. Во 2-й пол. XII – начале XIII века в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии (к северу от Китая) проживали монгольские племена:

- монголы;

- татары;

- кереиты;

- меркиты;

- найманы.

После рассказа учителя с опорой на слайд №4 учащиеся с лёгкостью отвечают на поставленный вопрос “где и когда возникла монгольская империя?”.

По такому же принципу учащиеся отвечают на вопрос “почему племена монгольской степи называли монголо-татары?” (т.к. монголы и татары были самыми многочисленными).

- Монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелия монголы не знали. Монголы жили в шатрах – юртах, городов не строили. К концу ХII века племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, появлялась частная собственность. Начинает выделяться родоплеменная знать: вожди, старейшины, князья, которые остро нуждались в боевых дружинах для защиты и завоевания новых пастбищ. Поэтому возникновение и развитие государственности носило военизированный характер.

Попробуйте найти отличие в развитии государственности у Восточных славян и монголов.

Ребята пытаются ответить, а учитель наводит на правильные ответы, акцентируя их внимание на веке и главных занятиях: “В каком веке возникло государство у восточных славян?”, “Что было их главным занятием?”.

После диалога учитель выводит правильные ответы на слайд, а дети сравнивают их со своими записывают в тетрадь где, когда проживали монгольские племена и их главное занятие.

1. Возникло позже, чем у восточных славян (IX в. у нас и XII в. у них).

2. Восточные славяне вели осёдлый образ жизни, а не кочевой.

3. Военизированный характер государственности скорее сходство, чем отличие.

(Слайд 5)

Работа с учебником стр. 147 (последний абзац)

- Военизированный характер общества прослеживается через социальное расслоение. Среди монголов выделились главы племён - ханы. Рядом с ними встали и помогали им нойоны. У монголо-татар также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. Поэтому ханы и нойоны нуждались в нукерах и подчинили себе аратов. Точно также происходило и у славян. Попробуйте при помощи учебника выстроить такую же схему только славянского общества.

(Слайд 6)

Почему военизированный характер государственности в отличие от славян, был с самого начала? (Работа с учебником стр. 148 + рассказ учителя)

- В монгольском обществе велось кочевое хозяйство и не строились города. Захват новых пастбищ, уничтожение других народов, которые владели этими пастбищами раньше, часто становились для скотоводов жизненной потребностью – иначе им грозила смерть от голода.

- С раннего детства жизнь монголов связана с лошадьми.

Лошадь: средство передвижения; друг на охоте и войне; мясо и молоко.

“Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”.

- Монголы с детства были превосходными наездниками, стрелками из лука. Они великолепно управлялись с арканами. Они крепкие, ловкие, смелые, мужественные.

- Ханы использовали особенности своих соплеменников – их военную сноровку, способность к быстрым передвижениям. Это были уже готовые воины.

Почему же государственность монгол с самого начала носила военизированный характер?

Учащиеся отвечают: “Потому что их главное занятие скотоводство и борьба за пастбища вынуждала их с самого детства сидеть в седле и метко стрелять, т.е. быть воинами.

(Слайд 7)

2. Чингисхан - Тэмучин.

- В XII веке в одном таком столкновении победу одержал выходец из знатного нойонского рода Темучин (ему не было и 30-ти лет). Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился со своими врагами.

Работа с учебником стр. 148

- Прочитайте, дайте оценку личности Тэмучина и ответьте на вопрос: отличался ли он от лидеров других раннефеодальных государств Западной и Восточной Европы? (Уч-ся быстро находят ответ)

- Силой, жестокостью и хитростью он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию, которая покорила многие страны и народы.

(Слайд 8-10)

Тэмучин и его реформы

Чтобы укрепить свою территорию и завоёванные племена Темучин проводит ряд реформ.

1. Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице.

2. Чингисхан установил закон - Яса - коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага - казнили весь десяток, за бегство казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный не попадал в воины.

Поэтому в бою монголы были упорны и отважны. Была установлена жёсткая дисциплина.

(Слайд 9)

3. Темучин создает армию.

Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Он создал личную гвардию, которая делилась на “ночную” и “дневную” + привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от налогов.

(Слайд 10)

4. Войско состояло из легкой конницы (кожаные доспехи, на вооружении кривая сабля, боевой топор, аркан, лёгкое копьё и два лука (лёгкие и тяжёлые стрелы) и тяжелой конницы (всадника защищает кольчуга и шлем. Длинное копьё, прямой меч. Лошадь покрыта шкурами). По закону Чингисхана у каждого воина было не менее трех лошадей.

5. Продолжал подчинять себе племена. Последними были татары.

(Слайд 11)

В начале XIII века в 1206 г. на съезде монгольской знати - курултае - Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и назван именем - Чингисхан (великий хан). Он стремился завоевать весь мир - мечтал дойти до Моря Франков (Атлантический океан). Целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства.

Так зародилось новое государство, впоследствии ставшее самой большой державой в мировой истории.

(Слайд 12)

3. Завоевания монголов.

Используя карту, рассказать о завоевательных походах монголо-татар:

• Они покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров.

• Разгромлено крупное государство - Тангутское царство, монголо-татары стерли с лица земли созданную там цивилизацию.

  • В 1211 году Чингисхан вторгся в Китай. В 1215 году Северный Китай был покорен.
  • В 1218 году полководцы Чингисхана завоевали Корею.
  • В 1219 году монгольское войско напало на крупное среднеазиатское государство Хорезм.

Многие города Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Например, Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд - 5 дней, Ургенч сопротивлялся несколько месяцев. Средняя Азия полностью оказалась под властью монголов. Города лежали в развалинах, земледелие вытеснилось кочевым скотоводством.

(Слайд 13-14)

Войско Чингисхана

Чингисхан создал мощную армию.

Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Византия для варварских славянских племён. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлёк к себе на службу китайских учёных, военных специалистов.

Значения завоевания Китая:

1. Введена уйгурская письменность.

2. На службу китайские учёные + военные специалисты.

3. Использовали китайскую военную технику:

- стенобитные машины

- камнемётные орудия

- огнемётные орудия

(Слайд 14)

- Превосходная разведка через купцов, путешественников, тайных агентов.

- Угнетающее психологическое воздействие на врагов оказывали жестокие расправы.

Вывод: Чингисхан использовал опыт и знания каждой покорённой страны, что ещё более усиливало его империю. На мощь Монгольской империи работали все завоёванные народы.

(Слайд 15)

Вопрос урока: “Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии”.

Ответ: преимущества монголо-татарской армии.

(Слайд 16)

В чём заключалось преимущество монголо-татарской армии?

(Учащиеся должны поэтапно восстановить все новшества и тактики монголо-татар их хитрости)

1. Кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств.

2. Десятичная система организации армии.

3. Железная дисциплина. Коллективная ответственность за поведение в бою (яса).

4. Жестокость. Тактика устрашения врага.

5. Превосходная разведка.

6. Использование военного опыта и орудий завоеванных народов.

(Слайд 17)

4. Трагедия на Калке 1223 год

Работа с картой: помочь определить местоположение монголо-татар в указанное время.

Задание:

- найдите на карте место первой встречи русских князей с монголо-татарами;

- вспомните, почему Русь напоминает лоскутное одеяло? (Ребята говорят о раздробленности, отмечая как не к стати сепаратистские настроения князей)

Страшная угроза нависла над Русью.

(Слайд 18)

- В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям

за помощью. “Нашу землю сегодня отняли, а завтра вашу возьмут!”.

Как вы думаете, помогут ли русские князья половцам?

(Слайд 19)

Русские князья еще не знали ничего о монголо-татарах, и поэтому 15 русских князей откликнулись, среди них: смоленский, киевский, галицкий, волжский.

Почему так мало?

1. Князья не доверяли своим старинным противникам.

2. Восприняли монголов как очередных степняков-кочевников, коих они и раньше били.

3. Была уверенность, что сила русского оружия сильнее пришельцев.

4. Русь переживала период раздробленности.

(Слайд 20-22)

Учитель рассказывает о битве на реке Калке в объеме учебника. При этом обращает внимание учащихся на следующее: монголо-татары выступили в поход с одним из своих корпусов (тумен - 10 тыс. человек).

- Определите недостаток организации русского войска.

Причины поражения:

1. Несогласованность действий

2. Отсутствовало единого командования.

3. Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.

4. Незнание мощи и военных хитростей монголов.

Вывод: русские войска в союзе с половцами не смогли справиться с монгольским войском.

(Слайд 23)

Монголы овладели огромной территорией – от Китая до Средней Азии и Закавказья. Чингисхан поделил её между сыновьями на улусы (уделы). Западные земли достались старшему сыну Джучи (он умер в один год с отцом, 1227 г.). Во главе Западного улуса встал сын Джучи - молодой Бату (Батый). “Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, спит на животах их женщин, любуется слезами людей, им близких”.

В 1235 году на курултае монгольских ханов было принято решение о походе в Европу “к последнему морю”. Смертельная угроза нависла над Русью.

- Почему, именно в это время, монголо-татары приступили к окончательному нападению на Русь?

(Они поняли, что Русь слаба из-за раздробленности)

III. Рефлексия.

- Какие уроки Русь должна была вынести из поражения на Калке?

- Когда и где произошла первая встреча русских с монголо-татарами? (1223 г.) А когда они принимают решение идти на Запад? (1235 г.) Соответственно, сколько лет между этими датами? (12 лет). Можно ли было за это время подготовиться к встрече с монголо-татарами?

- Предложите прогноз: можно ли было изменить историю и как бы развивались события, если бы Русь вынесла уроки из поражения на Калке?

IV. Закрепление изученного материала.

I вариант.
Тестовое задание (раздаётся каждому ученику)

1. Успехи завоевательных походов монголо-татар объясняются:

а) их многочисленностью;

б) высоким уровнем воинской организации и жесткой дисциплиной в войсках;

в) стремлением знати к обогащению за счет более развитых стран и народов;

г) хорошо поставленной разведкой;

д) применением военных машин;

е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.

Обозначьте указанные причины номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.

2. Битва на Калке произошла:

а) до первого крестового похода в Европе;

б) после гуситских войн в Чехии;

в) после принятия христианства на Руси;

г) во время правления Владимира Мономаха?

3. Последствия монголо-татарского нашествия на Среднюю Азию:

а) были уничтожены оросительные системы;

б) места исконного проживания земледельцев заняли кочевые племена;

в) замерла торговля;

г) уничтожены плодородные оазисы;

д) пришли в упадок города;

е) сократилась площадь обрабатываемых земель.

Обозначьте указанные последствия номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.

(Слайд 24)

II вариант.
Блиц-викторина (фронтальный опрос)

1. Что произошло в известные вам даты: 1206 г.; 31 мая 1223 г.; 1235 г.

2. Что означают данные понятия: курултай; тумены (тьмы); Чингисхан, хан, нукеры, найоны; яса, улус

3. Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии:

- Кочевой образ жизни.

- Десятичная система армии.

- Железная дисциплина (яса).

- Тактика устрашения.

- Использование опыта Китая .

4. Определите причины поражения на р. Калка.

- Несогласованность действий.

- Отсутствовало единого командования.

- Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.

- Незнание мощи и военных хитростей монголов.

(Слайд 25)

V. Опережающее домашнее задание:

§ 19 + сообщение “Александр невский” или “Крестоносцы”.

Интернет ресурсы:

http://www.old.kspu.ru/ffec/hist/gloss/gloss.html

http://www.islamsyzran.ru/news/414-musulmane-tatarstana-molyatsya-o-nisposlanii-dozhdya.html

http://qualityjunkyard.com/2009/02/28/mosque-in-brunei-sultan-omar-ali-saifuddin-mosque/

http://www.posylka.ru/catalog.php?item=46&amp=&page=11

http://games.cnews.ru/trophy/golden_horde/aac

http://biografiya.org/eng/g/chingisxan-genghis-khan/index.php

http://subscribe.ru/archive/home.child.cblh/200903/28215102.html