Цель: дать понятие о функциях корня.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о значении корня для растений;
- познакомить учащихся с разнообразием корней;
- закреплять знания об органах растений;
- обобщать знания учащихся о разнообразии растений на Земле;
- углублять знания о взаимосвязях живой и неживой природы.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
- воспитывать аккуратность и усердие в работе.
Развивающая:
- развивать у учащихся интерес к окружающему миру;
- развивать словарный запас учащихся;
- развивать произвольность психических процессов учащихся;
- развивать познавательную активность детей.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова; мультимедиапроектор, учебная презентация “Корень”, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Олеговна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Надеюсь, что на уроке мы будем дружно работать и помогать друг другу.
– Проверьте, готовы ли вы начать урок: на месте ли учебник, тетрадь, пенал.
– Садитесь.
2. Повторение ранее изученного материала
Учитель: Ребята, вы уже знаете, что живые объекты (тела) природы принято называть живыми существами или организмами.
– Почему растения относятся к живым организмам?
Дети: Они питаются, дышат, растут, размножаются.
Учитель: Сейчас мы вместе вспомним органы растений, а несколько ребят будут работать по карточкам (5 ребят работают по карточкам) Приложение 1.doc
Учитель: Посмотрите на экран. Презентация.ppt Слайд 1
1. Назовите орган растения, закрепляющий его в земле?
Дети: корень
Учитель:
2. Наземный орган растений, на котором расположены листья, почки?
Дети: стебель
Учитель:
3. Боковой орган растений, расположенный на стебле?
Дети: лист
Учитель:
4. Самый красивый, яркий орган растений, привлекающий насекомых?
Дети: цветок
Учитель:
5. Что образуется на месте цветка у растений?
Дети: плод
Учитель:
6. Орган растения, находящийся внутри плода и служащий для размножения?
Дети: семена
Учитель: Очень трудно представить нашу жизнь без растений. Растения – важная часть природы. Они встречаются повсюду.
Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Слайд 2
Здесь вам представлены разные группы растений. Вам нужно назвать каждую группу. А ребята, работающие на карточкам будут работать вместе с нами и проверять свои работы.
Если ответили правильно, ставим плюс, если не правильно – минус.
– Называем группу под цифрой 1.
Дети: папоротник
Учитель: Под цифрой 2.
Дети: хвойные (голосеменные)
Учитель: Под цифрой 3.
Дети: водоросли
Учитель: Под цифрой 4.
Дети: мхи
Учитель: Под цифрой 5.
Дети: цветковые
Учитель: Молодцы! Сдаем карточки, в конце урока я вам выставлю оценки.
– Согласны ли вы с утверждением, что у любого растения есть корень, стебель, лист, цветок плод с семенами?
Дети: нет
Учитель: докажите
Дети:
– мхи не имеют ни корней, ни цветков;
– у папоротников нет цветков, плодов;
– водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков;
– у хвойных растений нет цветков.
Учитель: Молодцы, ребята!
3. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Но сегодня мы с вами поговорим и получше познакомимся только с одним органом растений, а вот с каким, вы мне скажите, посмотрев на экран. Слайд 3(1,2)
Дети: корень
Учитель: Правильно!
– Как вы думаете, что такое корень?
Дети: подземный орган многих растений
Учитель: Ребята, вы заметили, что слово “корень” можно объяснить по – разному, оно многозначное. Какие еще значения имеет это слово?
Дети: корень слова, корень зуба, корень волос…и т.д.
Учитель: Но нас с вами будет интересовать слово “корень” в каком значение?
Дети: орган растений
Учитель: Какой орган растений (где находится этот орган растений)? Слайд 4
Дети: подземный орган растений ( под землёй)
Учитель: Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: “Корень”.
-Записываем определение: Корень – подземный орган многих растений.
– Давайте выясним, зачем корень нужен растениям? Прочитаем сведения, данные на экране. Слайд 5
Учитель: Назовите функцию корня?
Дети: питание
Учитель: Следующую функцию корня мы узнаем, прочитав учебник. Открываем страницу 45. Находим тему: “Зачем растению корень”. Читаем 3 абзац.
– Назовите функцию корня?
Дети: закрепление в почве
Учитель: Правильно, корень служит опорой для растения. Слайд 6(1)
Учитель: Прочитайте про себя сведения, данные на слайде. Слайд 6(2)
Учитель: Представьте себе ситуация: начался сильный ураган. Как вы думаете, какое дерево выдержит, а какое сильный ветер может вырвать с корнем?
Дети: дуб выдержит, а ель ветер выдернет с корнем. Слайд 6(3)
Учитель: И это ещё не всё. Есть еще несколько функций корня.
Давайте прочитаем и найдём их в учебнике. Читаем последний абзац.
Дети: место хранения питательных веществ
Учитель: Можно сказать немного по-другому: запас питательных веществ. Слайд 7(1,2)
Учитель: Следующая функция?
Дети: размножение. Слайд 8(1)
Учитель: Приведите пример.
Дети: осина. Слайд 8(2)
Учитель: Какие растения ещё размножаются с помощью корня?
Дети: малина. Слайд 8(3)
Учитель: Давайте прочитаем подсказку в учебнике, страница 46.
4. Физкультминутка
– Давайте немного отдохнём. Встали из – за парт.
Бабочка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
– Молодцы. Садимся за парты.
5. Закрепление изученного материала
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с функциями корня.
– Сколько их? Перечислите.
Дети: 4 функции: питание, опора, запас питательных веществ, размножение. Слайд 9
Учитель: Составьте в тетради схему функций корня, самостоятельно. Слайд 10(1)
Учитель: Так какие функции? Слайд 10(2)
– Но некоторые корни растений могут видоизменяться.
Рассмотрим некоторые из них. Слайд 11
Ходульные корни или корни – подпорки.
Это корни, которые отходят от ствола над землей и достигают почвы крутой аркой, создавая впечатление, будто дерево стоит на ходулях. Ботаники называют такие корни придаточными, а это просто означает, что они не на своем месте.
Змеевидные корни. Слайд 12
У многих тропических деревьев развиваются у основания ствола могучие боковые змеевидные корни, расходящиеся по поверхности почвы на расстояние до 60 м. Змеевидные корни – это корни, растущие горизонтально на самой поверхности земли. Они поддерживают ствол, как ванты, и добывают питательные вещества из подстилки и верхних слоев почвы.
Эпифитные корни или душители. Слайд 13
В тропиках многие деревья начинают жизнь
высоко над землей в ветвях другого дерева. Птицы,
белки, обезьяны, поедая лесные плоды, роняют семя
на ветку, возможно где-нибудь метрах в тридцати
над землей. Если такое семя попадает в развилку
или в другое укромное место, оно чаще всего
прорастает.
Из этого семени развивается эпифит — воздушное
растение, Которое удерживается на приютившей его
ветке, обвивая ее крепкими корнями. Оттуда его
корни сползают по стволу дерева-опоры на землю и
начинают бурно разрастаться. Этот корень ползет
по стволу. А так как они плотно прижаты к стволу
дерева-хозяина, то, утолщаясь, продавливают его
кору и в конце концов убивают его.
Учитель: Вы очень хорошо сегодня поработали и поэтому, я думаю, вы сможете ответить на мой видеовопрос.
– Посмотрите фрагмент сказки, вспомните его название и скажите, кто из героев оказался умнее и хитрее. Слайд 14
Учитель: Как называется эта сказка?
Дети: “Вершки и корешки”
Учитель: Кто хитрее? Почему?
Дети: Дед хитрее, потому что он взял репу(съедобная), а медведю достались листья(несъедобные)
Учитель: О какой функции дед знал, а медведь нет?
Дети: В некоторых корнях есть запас питательных веществ
6. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.
Учитель: Давайте подведём итог.
– Попробуйте сами задать друг другу вопросы по теме урока, но только в том случае, если вы сами знаете на него ответ(2,3 вопроса).
7. Домашнее задание
Учитель: Ваше домашнее задание: чтение учебника на странице 45.
Подготовить небольшой доклад о видоизменённых корнях.
– Большое спасибо за работу. Урок окончен.