Формирование грамматического механизма речи на начальном этапе обучения английскому языку (на материале present simple, повествовательное предложение)

Разделы: Иностранные языки


Начинающим изучать иностранный язык очень важно сразу же правильно формировать первичные языковые и речевые навыки и умения.

Многолетняя практика работы в школе подтверждает, что именно на начальном этапе обучения иностранному языку с учетом высокой мотивации учащихся, интереса к новому предмету, психофизиологических особенностей учащихся данного возраста и, наконец, достаточного количества часов по предмету создаются реальные возможности для формирования качественных компетенций учащихся.

Грамматика составляет основу лингвистической и коммуникативной деятельности, организует словарь (единицы смысла). Грамматика – это стержень общения. Несмотря на это, у учащихся начальной школы типичной ошибкой является, прежде всего, порядок слов в английских предложениях разного типа. Для меня, как учителя, это понятно, так как на данном этапе обучения иностранному языку слишком велика интерференция родного языка, в среде которого учащиеся находились 8-9 лет. Но поскольку грамматика – это стержень общения, она требует особого отношения со стороны учителя и ученика.

Становится совершенно очевидным обоснование заявленной мною темы. Главным вопросом методики является вопрос «как, в какой мере, в каком сочетании и на основе чего?». Почему именно Рresent Simple? Это основное грамматическое явление (основная глагольная форма, изучаемая на начальном этапе), которое я рассматриваю как отправную точку для дальнейшего совершенствования грамматических навыков и умений учащихся.

Повествовательное предложение было выбрано мною неслучайно. В акте коммуникации (подготовленная и неподготовленная монологическая речь) основной типичной ошибкой учащихся, как было указано выше, является нарушение порядка слов в английском предложении вследствие межъязыковой интерференции. Это нередко приводит к нарушению смысла высказывания учащихся. В русском языке при изменении порядка слов смысл не меняется. В английском предложении обязателен строгий порядок слов, то есть порядок следования членов предложения по отношению друг к другу. Нужно помнить, что в утвердительном предложении в английском языке:

  • подлежащее всегда стоит перед сказуемым;
  • сказуемое – после подлежащего;
  • дополнение следует за сказуемым;
  • определение без предлога всегда стоит перед определяемым словом;
  • обстоятельство обычно находится в начале или в конце предложения.

В связи с этим передо мною, как учителем-предметником, встала задача разработать такой комплекс упражнений, который бы работал на формирование грамматического механизма речи на основе данного явления. Я склонна считать, что упражнение в данном случае выступает и как единица, и как средство обучения. Упражнение – важный этап в работе над грамматикой. Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий, влияющих на успешность изучения грамматических явлений:

  • упражнение должно быть одноцелевым, то есть содержать одно грамматическое явление и проводиться на знакомом лексическом материале;
  • содержать наглядные, максимально простые образцы, показывающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении задания;
  • исключать механические приемы усвоения, отдавая предпочтение творческим упражнениям с коммуникативными и проблемными задачами.

В основу разработки комплекса упражнений положены основные дидактические принципы: сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности. Внутри каждого предложения не простой набор слов, а логически взаимосвязанные слова – логическая речевая ситуация

I. Составление повествовательных предложений из разрозненных слов:

1. to, goes, he, every, school, day;

He goes to school every day.

2. my bed, I, in, make, morning, the;

I make my bed in the morning.

3. parents, work, Pete’s, factory, the, at;

Pete’s parents work at the factory.

4. have, books, my, sister, I, and, many;

My sister and I have many books.

5. well, Sam, draw, very, can;

Sam can draw very well.

II. Составление повествовательных предложений из разрозненных слов с недостающими членами предложения:

1. Один член предложения:

Are, interesting, very, these;

These books are very interesting.

2. Два члена предложения:

My, always, parents;

I always  help my parents.

3. Три члена предложения:

Hockey, many, play, to;

Many boys usually like to play hockey.

III. Составление повествовательных предложений из разрозненных слов с «лишними» членами предложения:

1. Один член предложения:

Go, the, sleep, park, to, Sunday, go, on, they, usually;

They usually go to the park on Sunday.

2. Два члена предложения:

Watches, 8 o’clock, plays, TV, friend, always, at, his, my;

His friend always watch TV at 8 o’clock.

IV. Перевод с русского языка на английский:

1. Полное совпадение в обоих языках:

Я хожу в школу каждый день.

I go to school every day.

Том должен сделать эти упражнения.

Tom must do these exercises.

Моя маленькая сестренка умеет читать и писать.

My little sister can read and write.

Мистер Браун приходит домой поздно.

Mr. Brown comes home late.

2. Перестановка членов предложения:

Слоны живут в лесах Африки и Азии.

Elephants live in the forests of Africa and Asia.

Живут слоны в лесах Африки и Азии.

Elephants live in the forests of Africa and Asia.

В лесах Африки и Азии живут слоны.

Elephants live in the forests of Africa and Asia.

Целенаправленное, систематическое использование данных упражнений способствует формированию и формулированию мысли на английском языке с учетом специфики английского повествовательного предложения, что наблюдается на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Список литературы:

  1. Кайшева Р.П. Сам себе грамматик. Ижевск, 2002г.
  2. Старков А.П., Диксон Р.Р. Книга для чтения. М., «Просвещение», 1991г.
  3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000г.
  4. Деревянко Н.Н. New Millennium English.Обнинск. «Титул», 2006г.