Цель: в процессе индивидуальной работы с ребенком старшего дошкольного возраста и на основе игрового оборудования закреплять правильное произношение звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, учить ребенка правильно строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Развивать мелкую моторику, фонематический слух, речь ребенка.
Оборудование: карта с изображением дорожки в виде кругов, кубик с цифрами 4, 5, 6, фишка, картонный колодец, верёвка с узелками, фигурка пирата, фигурка тролля, картонные брёвна с изображенными на них картинками (рак, робот, корова, трава, топор).
Ход занятия
- Здравствуй, Серёжа! Сегодня мы с тобой отправимся на поиски звука [р]. Для этого у нас есть волшебная карта (карта кладётся перед ребенком), и нужен волшебный кубик, который укажет нам путь. Но кубик упал в колодец, и нам необходимо его достать. (Ребёнок крутит ручку колодца, длительно произнося звук [р]).
- Отлично! Теперь мы можем отправиться в путь. Бросай кубик. (Ребенок бросает кубик и передвигает фишку).
- Здесь нас поджидает первое испытание. Необходимо правильно и четко повторить слоги и тогда мы сможем пойти дальше. (Игра «Повтори – не ошибись» - логопед проговаривает слоговые ряды, ребенок повторяет).
Ра – ро – ру – ры,
Ро – ру – ры – ра,
Ры – ра – ру – ро,
Ар –ор – ур – ыр,
Ор – ур – ар – ыр,
Ур – ар – ор – ыр.
- Молодец! Отлично справился с первым заданием! Идем дальше, бросай кубик. (Ребенок бросает кубик).
- Посмотри, дальше нас не пускает злой пират! Но мы можем его заколдовать. Я знаю волшебные слова, буду их говорить, а ты повторяй за мной. Вместе мы справимся. (Взрослый проговаривает чистоговорки, ребёнок повторяет).
Ра – ра – ра – рама, радуга, гора.
Ры – ры – ры – рынок, рыба, комары.
Ро – ро – ро – роза, родина, ведро.
Ар – ар – ар – повар, сахар, санитар.
Ир – ир – ир – пассажир, зефир, кефир.
Эр – эр – эр – вечер, ветер, офицер.
- Вот мы и заколдовали пирата, теперь можем отправляться дальше. Мы попадаем в горы. Чтобы перебраться через них, у нас есть веревка. Но злой пират завязал на ней много узелков и поэтому она короткая. Давай развяжем узелки и тогда сможем перебраться через гору. Но чтобы их развязать, надо выполнить задание. Я буду начинать слово, а ты заканчивать его слогом ра или ро. Если правильно угадаешь слово, сможешь развязать один узелок. (Логопед называет первую часть слова, ребенок заканчивает и произносит слово полностью).
Слова: го (ра), детво (ра), иг (ра), но (ра), люст (ра), вед (ро), доб ( ро), сереб (ро).
- Теперь нам нужно немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
Выполняется сидя за партой.
Раз, два, три, четыре, пять – (шаги на месте)
Мы идем звук [р] искать.
Перейдем через болота,
Через горы перейдем,
Заколдуем мы пирата, (сжимание – разжимание пальцев рук)
И звук [р] с тобой найдем. (хлопки в ладоши)
- Идем дальше. И тут нам встречается сказочный тролль. Он не хочет пускать нас дальше, пока мы не скажем ему, какими могут быть тролли. (Игра «Скажи наоборот»).
Тролли может быть злыми, а могут быть (добрыми).
Тролли могут быть весёлыми, а могут быть (грустными).
Тролли могут быть плохими, а могут быть (хорошими).
Тролли могут быть ласковыми, а могут быть (грубыми).
- Как ты думаешь, каким хотел бы быть наш тролль? Подбери слова, в которых есть звук [р]. (Ребёнок подбирает прилагательные и произносит словосочетания полностью (добрый тролль, красивый тролль, хороший тролль и т. д.))
- Тролль стал добрым и пропустил нас дальше. Бросай кубик, нам пора. И вот следующее испытание – болото. Чтобы перебраться через него, нужно построить мост из бревен. Только бревна не простые, на каждом изображены картинки. Необходимо составить с каждым словом предложение, чтобы наш мост был прочным. (Ребенок составляет предложение и после этого кладет бревно).
- Вот и перешли мы через болото! Посмотри, нас встречает звук [р]. Он очень рад, что мы его нашли и теперь он всегда будет с тобой!
Наше путешествие подошло к концу. Давай же вспомним, какие испытания нам пришлось преодолеть. (Ребенок перечисляет задания). Ты сегодня молодец!
Литература:
- Асташина И.В. Логопедические игра и упражненя для детей . – М., «Рипол-Классик» 2008г.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., «Просвещение», 1983г.
- Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. – М., «Мозаика-Синтез», 2006г.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии. – М., «Просвещение», 1989г.