Внеклассное мероприятие по физике. Интеллектуальная игра "Посвящение в физики"

Разделы: Физика, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Физика является одним из самых трудных предметов школьной программы для учащихся. Поэтому учителю для успешного освоения ребенком данной науки приходится заниматься и внеурочной деятельностью.

Самым ярким примером внеклассной работы является организация интеллектуальных игр по физике, которые повышают интерес к предмету, развивают творческие способности ребенка. Особенно такие игры важны на первой ступени обучения физики. Поэтому я предлагаю интеллектуальную игру «Посвящение в физики» для учащихся 8 физико-математического класса общеобразовательной школы (можно провести данное мероприятие и для класса нормы). Эту игру целесообразно проводить после изучения раздела «Тепловые явления» и начальных тем по разделу: «Электрические явления».

Цели игры:

  1. Обобщить и систематизировать знания по предмету, сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
  2. Повторить пройденный материал и раскрыть способности воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
  3. Развить аналитико-синтезирующее мышление, умений действовать самостоятельно, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, сформировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
  4. Воспитать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям.
  5. Развивать способность учащихся к толерантному общению, чувство товарищества и взаимовыручки

Подготовительный этап:

  1. Преподаватель делит класс на две команды, капитанам команд даются задания: 1) придумать название команде, девиз и приветствие болельщикам, а также эмблему; 2) подготовить физическую сценку.
  2. Для украшения сцены используются портреты ученых физиков и рисунки с физическим содержанием (см. рисунок 1)
  3. Игра сопровождается мультимедийной презентацией, поэтому необходимо перед сценой поставить переносной экран (см. рисунок 2) и мультимедийную установку.
  4. На столах у команд должны быть ручки с листочками, «картонная рука» для ответов, стеклянный большой цилиндр для «жемчужин»ю.
  5. Для жюри подготовлены бланки для заполнения и карточки с правильными ответами.
  6. У ведущего заготовлены конверты с заданиями для конкурсов 4 и 5
  7. Демонстрационное оборудование для опытов должно быть размещено на столике у сцены.
  8. Черный ящик с аэрозолем для конкурса болельщиков.
  9. Для награждения команд приготовлены грамоты, сладкие призы.

Оборудование для опытов: бутылка из-под молока, вареное яйцо, бумага и спички; бумажное кольцо, монетка, линейка.


  ‹Рисунок 1› Оформление сцены


‹Рисунок 2› Переносной экран

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники игры, а также их болельщики! Сегодня в нашем зале собрались команды физико-математического класса для того, чтобы показать свои знания по физике, проявить смекалку и актерские способности. Поприветствуем команды 8 класса. Оценивать вас будет жюри: (ведущий представляет членов жюри).

Та из команд, которая больше заработает баллов – победит. Прошу команды занять свои места.

Настало время командам представиться.

1 конкурс. Представление команд.

(Команда должна была придумать себе название, эмблему и приветствие) (1 балл) Уважаемое жюри, мы просим вас оценить выступление команд.

2 конкурс. Разминка.

Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если команда не отвечает, то право ответа получает другая команда. За правильный ответ команда получает 2 балла, за половину – одну.

Вопросы:

  1. Почему чернильные, жирные пятна легче удалить сразу после того, как они были оставлены, и значительно труднее сделать это впоследствии? (ответ: из-за явления диффузии: молекулы чернил проникают между молекулами твердого тела)
  2. Почему из кусков разбитой чашки невозможно без применения клея изготовить новую, хотя известно, что между молекулами стекла действуют силы притяжения? (ответ: чтобы силы притяжения стали действовать между молекулами чашки надо приблизить осколки на расстояние сравнимое с размерами молекул)
  3. Почему подводным лодкам запрещается ложиться на дно, если оно песчаное или илистое? (ответ: архимедова сила в этом случае равна нулю)
  4. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (ответ: холодная. С горячего хлеба происходит интенсивное испарение воды – и влаги в хлебе становится меньше)
  5. Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее? [4](ответ: металл обладает хорошей теплопроводностью и быстрее забирает тепло от человеческой руки, чем карандаш)
  6. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры? [4](ответ: внутренняя энергия пара больше внутренней энергии воды при одинаковой температуре)
  7. Зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка? (ответ: Если бы дырочки не было, то над водой скапливался бы пар, давление повышалось и вода выливалась из носика.)
  8. Чай в стакане, вставлен в металлический подстаканник. Зачем? (Такой подстаканник охлаждает чай, так как сам нагревается благодаря малой удельной теплоемкости металла и его высокой теплопроводности.)

Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.

3 конкурс.«Устами младенца»

Вы когда-то тоже были маленькими и пытались самостоятельно объяснить смысл непонятных вам вещей, попробуйте угадать, о чем идет речь в детских объяснялках. Если вы угадываете, о чем идет речь с первой подсказки, то получаете 3 балла, со второй – два, с третьей – один.

Подсказки.

  • У каждого человека она есть. У кого-то больше, у кого-то меньше.
  • Эта величина не векторная, а скалярная
  • У кого она большая, сидят на диетах. (масса)
  • Оно течет, как река, только в одном направлении.
  • Его можно повернуть назад , но только в сказках.
  • Измеряют часами. (время)
  • Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, чем у женщин и детей.
  • Её мало совсем у больных. Она не вещь и не сохраняется.
  • Величина векторная, чтобы сдвинуть шкаф, она нам нужна. (Сила)
  • Из-за него нарушаются законы сохранения энергии.
  • Без него мы не смогли бы ходить, держать ложку в руках.
  • В руках удержать живую рыбу трудно, так как оно мало. (трение)

Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.

4 конкурс. Угадай-ка.

Член команды получает карточку с заданием. Не называя слова, написанного на карточке, он должен объяснить своей команде, суть вопроса, чтобы команда угадала физическое слово в течение 1 минуты. Например: броуновское движение. Объяснение: Движение цветочной пыльцы, которое наблюдал английский ботаник в микроскоп, названо в его честь.

Задания на карточке: инерция, атмосферное давление, конвекция, батарейка. За отгаданное понятие команда получает 2 балла.

Уважаемое жюри, мы просим вас подвести итоги данного конкурса и общий итог.

5 конкурс. «Любимый учебник».

(командам выдаются карточки с таблицами к данному заданию)

Я сейчас покажу вам на слайде картинки из ваших учебников по физике 7 и 8 класса (автора Перышкин А.В.), вам надо указать напротив номера картинки класс, название того, что изображено на картинке. За правильный ответ вы получите 1 балл, за неправильный ответ у вас вычитается 1 балл. Например, на слайде изображен опыт по инерции:

класс Название картинки
1 7 инерция


‹Рисунок 3›

Правильные ответы:

Класс Название картинки
1 8 Портрет А.Ф. Иоффе (см. рис. 1)
2 8 Амперметр (см. рис. 2)
3 7 Портрет Г. Галилео (см. рис. 3)
4 8 Опыт, демонстрирующий конвекцию (см. рис. 4)
5   Не из учебника (см. рис. 5)
6 7 Опыт по инерции (см. рис. 6)
7 8 Опыт, способ изменения внутренней энергии тела (совершение работы) (см. рис. 7)
8 7 Шар Паскаля (см. рис. 8)
9 7 Опыт, демонстрирующий изменение давления с глубиной (см. рис. 9)
10 7 Водяной барометр Торричелли (см. рис. 10)
11 7 Эталон массы (см. рис. 11)
12 7 Металлический манометр (см. рис. 12)
13   Не из учебника (см. рис. 13)
14 7 Рычаг (см. рис. 14)

6 конкурс. «Занимательные опыты». (2 балла за полный ответ, 1 балл за неполный ответ)

Физику невозможно представить без эксперимента. Поэтому в следующем конкурсе вам надо объяснить опыт с физической точки зрения. (опыты могут показывать заранее подготовленные старшеклассники)

  • Бутылка с яйцом (ответ: внутри бутылки образуется пониженное давление, атмосфера толкает яйцо в область пониженного давления)
  • Опыт по электричеству с графитовым шариком. (Пластины воздушного конденсатора присоединены к электрофорной машине, машину заряжают, между пластинами конденсатора помещают графитовый шарик и наблюдают за колебания шарика).
  • Почему заряженный графитовый шарик может колебаться между пластинами, присоединенными к электрофорной машине? (ответ: Между пластинами возникает электрическое поле, именно оно и заставляет колебаться заряженный графитовый шарик)
  • Бутылка с кольцом и монеткой (ответ: при резком выдергивании кольца монетка из-за явления инерции не успевает изменить скорость и падает внутрь бутылки)

Уважаемое жюри, мы просим вас подвести итоги 5 и 6 конкурса и огласить конечный результат.

7 конкурс. Домашнее задание.

Вам было дано домашнее задание показать сценку по физике. За данный конкурс максимальный балл 5. Прошу команды пройти за кулисы и приготовиться к выступлению. Команды приглашаются на сцену (по заранее проведенной жеребьевке).

Конкурсы для болельщиков.

Пока наши команды готовятся к выступлению, вы болельщики можете принести им дополнительные баллы. Справа половина зала болельщики 1 команды, слева – второй.

Итак, отгадайте загадки, за каждый правильный ответ 1 балл:

  1. Все поведает, хоть и без языка,
    Когда будет ясно, а когда – облака. [3](Барометр)
  2. Что с земли не поднимешь? (тень)
  3. Им силу тока изменяют,
    Если что-то в нем сдвигают (реостат)
  4. Идут, идут, а с места не сойдут. (часы)
  5. На всякий зов даю ответ,
    А ни души, ни тела нет. (Эхо)
  6. Я горячее храню и холодное храню,
    Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю. (Термос)

Конкурс для болельщиков «Черный ящик»

Отгадайте, что находится в черном ящике. За правильный ответ ваша команда получит 1 балл. Данный предмет способствует уменьшению озонового слоя Земли. (антистатик)

Жюри подводит итоги игры .

Сегодня вы показали свою эрудицию, ответы ваши были грамотными, полными, доказывающие прекрасные знания по предмету. А теперь я прошу всех встать для произнесения клятвы учащегося физико-математического класса. Я буду читать клятву, а вы должны повторять только слово «Клянусь» в тех местах, которые указаны на слайде.

Я – учащийся физико-математического класса перед лицом своих товарищей клянусь:

Верным физике быть!
Формулы всегда учить.
Знать лишь физики законы,
Где и как их применить
На уроках не балдеть,
И тихонечко сидеть.
Не писать друзьям записки,
Не хихикать и не петь.
Каждый день решать задачи,
Строить графики удачи,
Все параграфы читать,
В облаках уж не летать.
Трудно будет не сбегать,
А решать больше, решать!
На контрольной думать только
Головой своей поскольку,
Что в других мозгах не знаешь,
И два балла получаешь!
Технику не разбирать,
А по схемам изучать.
Электричества законы
На себе не проверять!
И родителей не мучить,
А пытаться удивлять.
Получать одни пятерки,
Может иногда четверки.
И экзамен потом сдать
Разумеется, на пять!
Все клянусь я выполнять
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Подведение итогов.

А теперь для поздравления команд и вручения сертификатов и призов приглашается завуч нашей школы.

Вот и подошла к концу наша встреча. Вам понравилась игра? А какие конкурсы понравились больше?

Надеюсь, что мы еще встретимся с вами на интеллектуальных играх, и вы покажете прекрасные знания по физике. Успехов Вам друзья!

Приложение 1. Бланки для жюри.

Приложение 2. Бланки для команд.

Список информационных ресурсов:

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Новая пресса, 2002.
  4. Л.А.Кирик. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс, М.: «Илекса», 2005.