Физика является одним из самых трудных предметов школьной программы для учащихся. Поэтому учителю для успешного освоения ребенком данной науки приходится заниматься и внеурочной деятельностью.
Самым ярким примером внеклассной работы является организация интеллектуальных игр по физике, которые повышают интерес к предмету, развивают творческие способности ребенка. Особенно такие игры важны на первой ступени обучения физики. Поэтому я предлагаю интеллектуальную игру «Посвящение в физики» для учащихся 8 физико-математического класса общеобразовательной школы (можно провести данное мероприятие и для класса нормы). Эту игру целесообразно проводить после изучения раздела «Тепловые явления» и начальных тем по разделу: «Электрические явления».
Цели игры:
- Обобщить и систематизировать знания по предмету, сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
- Повторить пройденный материал и раскрыть способности воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
- Развить аналитико-синтезирующее мышление, умений действовать самостоятельно, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, сформировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
- Воспитать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям.
- Развивать способность учащихся к толерантному общению, чувство товарищества и взаимовыручки
Подготовительный этап:
- Преподаватель делит класс на две команды, капитанам команд даются задания: 1) придумать название команде, девиз и приветствие болельщикам, а также эмблему; 2) подготовить физическую сценку.
- Для украшения сцены используются портреты ученых физиков и рисунки с физическим содержанием (см. рисунок 1)
- Игра сопровождается мультимедийной презентацией, поэтому необходимо перед сценой поставить переносной экран (см. рисунок 2) и мультимедийную установку.
- На столах у команд должны быть ручки с листочками, «картонная рука» для ответов, стеклянный большой цилиндр для «жемчужин»ю.
- Для жюри подготовлены бланки для заполнения и карточки с правильными ответами.
- У ведущего заготовлены конверты с заданиями для конкурсов 4 и 5
- Демонстрационное оборудование для опытов должно быть размещено на столике у сцены.
- Черный ящик с аэрозолем для конкурса болельщиков.
- Для награждения команд приготовлены грамоты, сладкие призы.
Оборудование для опытов: бутылка из-под молока, вареное яйцо, бумага и спички; бумажное кольцо, монетка, линейка.
‹Рисунок 1› Оформление сцены
‹Рисунок 2› Переносной экран
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники игры, а также их болельщики! Сегодня в нашем зале собрались команды физико-математического класса для того, чтобы показать свои знания по физике, проявить смекалку и актерские способности. Поприветствуем команды 8 класса. Оценивать вас будет жюри: (ведущий представляет членов жюри).
Та из команд, которая больше заработает баллов – победит. Прошу команды занять свои места.
Настало время командам представиться.
1 конкурс. Представление команд.
(Команда должна была придумать себе название, эмблему и приветствие) (1 балл) Уважаемое жюри, мы просим вас оценить выступление команд.
2 конкурс. Разминка.
Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если команда не отвечает, то право ответа получает другая команда. За правильный ответ команда получает 2 балла, за половину – одну.
Вопросы:
- Почему чернильные, жирные пятна легче удалить сразу после того, как они были оставлены, и значительно труднее сделать это впоследствии? (ответ: из-за явления диффузии: молекулы чернил проникают между молекулами твердого тела)
- Почему из кусков разбитой чашки невозможно без применения клея изготовить новую, хотя известно, что между молекулами стекла действуют силы притяжения? (ответ: чтобы силы притяжения стали действовать между молекулами чашки надо приблизить осколки на расстояние сравнимое с размерами молекул)
- Почему подводным лодкам запрещается ложиться на дно, если оно песчаное или илистое? (ответ: архимедова сила в этом случае равна нулю)
- Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (ответ: холодная. С горячего хлеба происходит интенсивное испарение воды – и влаги в хлебе становится меньше)
- Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее? [4](ответ: металл обладает хорошей теплопроводностью и быстрее забирает тепло от человеческой руки, чем карандаш)
- Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры? [4](ответ: внутренняя энергия пара больше внутренней энергии воды при одинаковой температуре)
- Зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка? (ответ: Если бы дырочки не было, то над водой скапливался бы пар, давление повышалось и вода выливалась из носика.)
- Чай в стакане, вставлен в металлический подстаканник. Зачем? (Такой подстаканник охлаждает чай, так как сам нагревается благодаря малой удельной теплоемкости металла и его высокой теплопроводности.)
Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.
3 конкурс.«Устами младенца»
Вы когда-то тоже были маленькими и пытались самостоятельно объяснить смысл непонятных вам вещей, попробуйте угадать, о чем идет речь в детских объяснялках. Если вы угадываете, о чем идет речь с первой подсказки, то получаете 3 балла, со второй – два, с третьей – один.
Подсказки.
- У каждого человека она есть. У кого-то больше, у кого-то меньше.
- Эта величина не векторная, а скалярная
- У кого она большая, сидят на диетах. (масса)
- Оно течет, как река, только в одном направлении.
- Его можно повернуть назад , но только в сказках.
- Измеряют часами. (время)
- Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, чем у женщин и детей.
- Её мало совсем у больных. Она не вещь и не сохраняется.
- Величина векторная, чтобы сдвинуть шкаф, она нам нужна. (Сила)
- Из-за него нарушаются законы сохранения энергии.
- Без него мы не смогли бы ходить, держать ложку в руках.
- В руках удержать живую рыбу трудно, так как оно мало. (трение)
Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.
4 конкурс. Угадай-ка.
Член команды получает карточку с заданием. Не называя слова, написанного на карточке, он должен объяснить своей команде, суть вопроса, чтобы команда угадала физическое слово в течение 1 минуты. Например: броуновское движение. Объяснение: Движение цветочной пыльцы, которое наблюдал английский ботаник в микроскоп, названо в его честь.
Задания на карточке: инерция, атмосферное давление, конвекция, батарейка. За отгаданное понятие команда получает 2 балла.
Уважаемое жюри, мы просим вас подвести итоги данного конкурса и общий итог.
5 конкурс. «Любимый учебник».
(командам выдаются карточки с таблицами к данному заданию)
Я сейчас покажу вам на слайде картинки из ваших учебников по физике 7 и 8 класса (автора Перышкин А.В.), вам надо указать напротив номера картинки класс, название того, что изображено на картинке. За правильный ответ вы получите 1 балл, за неправильный ответ у вас вычитается 1 балл. Например, на слайде изображен опыт по инерции:
№ | класс | Название картинки |
1 | 7 | инерция |
‹Рисунок 3›
Правильные ответы:
№ | Класс | Название картинки |
1 | 8 | Портрет А.Ф. Иоффе (см. рис. 1) |
2 | 8 | Амперметр (см. рис. 2) |
3 | 7 | Портрет Г. Галилео (см. рис. 3) |
4 | 8 | Опыт, демонстрирующий конвекцию (см. рис. 4) |
5 | Не из учебника (см. рис. 5) | |
6 | 7 | Опыт по инерции (см. рис. 6) |
7 | 8 | Опыт, способ изменения внутренней энергии тела (совершение работы) (см. рис. 7) |
8 | 7 | Шар Паскаля (см. рис. 8) |
9 | 7 | Опыт, демонстрирующий изменение давления с глубиной (см. рис. 9) |
10 | 7 | Водяной барометр Торричелли (см. рис. 10) |
11 | 7 | Эталон массы (см. рис. 11) |
12 | 7 | Металлический манометр (см. рис. 12) |
13 | Не из учебника (см. рис. 13) | |
14 | 7 | Рычаг (см. рис. 14) |
6 конкурс. «Занимательные опыты». (2 балла за полный ответ, 1 балл за неполный ответ)
Физику невозможно представить без эксперимента. Поэтому в следующем конкурсе вам надо объяснить опыт с физической точки зрения. (опыты могут показывать заранее подготовленные старшеклассники)
- Бутылка с яйцом (ответ: внутри бутылки образуется пониженное давление, атмосфера толкает яйцо в область пониженного давления)
- Опыт по электричеству с графитовым шариком. (Пластины воздушного конденсатора присоединены к электрофорной машине, машину заряжают, между пластинами конденсатора помещают графитовый шарик и наблюдают за колебания шарика).
- Почему заряженный графитовый шарик может колебаться между пластинами, присоединенными к электрофорной машине? (ответ: Между пластинами возникает электрическое поле, именно оно и заставляет колебаться заряженный графитовый шарик)
- Бутылка с кольцом и монеткой (ответ: при резком выдергивании кольца монетка из-за явления инерции не успевает изменить скорость и падает внутрь бутылки)
Уважаемое жюри, мы просим вас подвести итоги 5 и 6 конкурса и огласить конечный результат.
7 конкурс. Домашнее задание.
Вам было дано домашнее задание показать сценку по физике. За данный конкурс максимальный балл 5. Прошу команды пройти за кулисы и приготовиться к выступлению. Команды приглашаются на сцену (по заранее проведенной жеребьевке).
Конкурсы для болельщиков.
Пока наши команды готовятся к выступлению, вы болельщики можете принести им дополнительные баллы. Справа половина зала болельщики 1 команды, слева – второй.
Итак, отгадайте загадки, за каждый правильный ответ 1 балл:
- Все поведает, хоть и без языка,
Когда будет ясно, а когда – облака. [3](Барометр) - Что с земли не поднимешь? (тень)
- Им силу тока изменяют,
Если что-то в нем сдвигают (реостат) - Идут, идут, а с места не сойдут. (часы)
- На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет. (Эхо) - Я горячее храню и холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю. (Термос)
Конкурс для болельщиков «Черный ящик»
Отгадайте, что находится в черном ящике. За правильный ответ ваша команда получит 1 балл. Данный предмет способствует уменьшению озонового слоя Земли. (антистатик)
Жюри подводит итоги игры .
Сегодня вы показали свою эрудицию, ответы ваши были грамотными, полными, доказывающие прекрасные знания по предмету. А теперь я прошу всех встать для произнесения клятвы учащегося физико-математического класса. Я буду читать клятву, а вы должны повторять только слово «Клянусь» в тех местах, которые указаны на слайде.
Я – учащийся физико-математического класса перед лицом своих товарищей клянусь:
Верным физике быть!
Формулы всегда учить.
Знать лишь физики законы,
Где и как их применить
На уроках не балдеть,
И тихонечко сидеть.
Не писать друзьям записки,
Не хихикать и не петь.
Каждый день решать задачи,
Строить графики удачи,
Все параграфы читать,
В облаках уж не летать.
Трудно будет не сбегать,
А решать больше, решать!
На контрольной думать только
Головой своей поскольку,
Что в других мозгах не знаешь,
И два балла получаешь!
Технику не разбирать,
А по схемам изучать.
Электричества законы
На себе не проверять!
И родителей не мучить,
А пытаться удивлять.
Получать одни пятерки,
Может иногда четверки.
И экзамен потом сдать
Разумеется, на пять!
Все клянусь я выполнять
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Подведение итогов.
А теперь для поздравления команд и вручения сертификатов и призов приглашается завуч нашей школы.
Вот и подошла к концу наша встреча. Вам понравилась игра? А какие конкурсы понравились больше?
Надеюсь, что мы еще встретимся с вами на интеллектуальных играх, и вы покажете прекрасные знания по физике. Успехов Вам друзья!
Приложение 1. Бланки для жюри.
Приложение 2. Бланки для команд.
Список информационных ресурсов:
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
- Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Новая пресса, 2002.
- Л.А.Кирик. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс, М.: «Илекса», 2005.