Цели урока:
- Образовательная: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звуков [б] и [б’], дифференцирование звуков на слух и в произношении; знакомство с буквой Б.
- Коррекционно-развивающая: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; закрепление правописания заглавной буквы; развитие общей и мелкой моторики; развитие логического мышления, памяти, внимания; закрепление умения подбирать слов с противоположным значением (антонимов).
- Воспитательная: формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: индивидуальные зеркала; звуковые обозначения; картинки: большой и маленький барабаны, батон, ботинки, банан, баран, облака, береза; карточки-схемы слов на каждого ребенка; фломастеры; трафарет букв Б, б; образец “На что похожа буква”; букварь Г.Е. Сычевой на каждого ребенка; цветные карандаши; разрезные части буквы Б (60см x 35см в целом виде).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: – Поиграем в игру “Скажи наоборот”.
Зло – добро; враг – друг; глупость – ум; жадность – щедрость; крик – тишина; грусть – веселье, радость.
Улыбнитесь друг другу, гостям, подарите свое хорошее, радостное настроение.
Проходите на свои места.
II. Основная часть.
1. Игра “Четвертый лишний”.
Логопед: – Послушайте внимательно цепочку слов и скажите, какое слово лишнее и почему. (Дети отвечают, а логопед выставляет картинки-отгадки).
Яблоко, апельсин, банан, гранат. (Банан, т.к. имеет овальную форму).
Туфли, ботинки, босоножки, сланцы. (Ботинки, т.к. их обувают в холодное время года).
Собака, кошка, лошадь, баран. (Баран, т.к. у него есть рога).
Батон, сыр, сметана, творог. (Батон, т.к. это хлебобулочное изделие).
2. Фонетическое упражнение “Угадай звук”. Характеристика звука [б].
(Логопед произносит слова: банан, ботинки, баран, батон).
Логопед: – Отгадайте, какой один и тот же звук слышится в начале всех слов-отгадок?
Дети: – Звук [б].
Логопед: – Как вы думаете, звук [б] – гласный или согласный, если он произносится отрывисто? Возьмите зеркало, произнесите звук, посмотрите внимательно на артикуляционный аппарат.
Дети: – Согласный, так как не поется, губы создают преграду воздуху. Они смыкаются и мешают воздушной струе свободно выйти изо рта.
Логопед: – А сейчас поставим ладошку перед собой и быстро произнесем звук [б]-[б]-[б]. Какая воздушная струя?
Дети: – Воздушная струя прерывистая.
Логопед: – Звук [б] в слове банан – звонкий или глухой?
Дети: – Звонкий, потому что в горлышке “звенит звоночек”.
Логопед: – Как звучит звук [б] в слове ботинки – твердо или мягко?
Дети: – Твердо.
Логопед: – Правильно. Звук [б] – согласный, твердый, звонкий.
(Логопед прикрепляет звуковое обозначение на ковролин). Бобр бьет в большой барабан. Ксюша, какой слышим звук? (Б-б-б). (Логопед прикрепляет картинку с большим барабаном на ковролин).
А белочка бьет в маленький барабанчик. Ярик, какой слышим звук? (Бь-бь-бь).
(Логопед прикрепляет звуковое обозначение и картинку на ковролин).
А кто мне расскажет про звук [б’]?
Дети: – Согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: – Совершенно верно.
3. Динамическая пауза. Игра “Поймай звук”.
Логопед: – Встаньте, пожалуйста, около стульчика. Сейчас поиграем в игру “Поймай звук”. Я буду произносить ряд слогов, а вы:
хлопните один раз, если услышите звук [б];
топните один раз, если услышите звук [б’].
Внимание! Ба, бу, бя, би, бы, бе, бэ, бо, бё, бю.
А сейчас, я произнесу ряд слов, а вы:
если услышите звук [б], то делайте крышу над головой;
если звук [б’], сцепляете руки в замочек.
Приготовились! Банка, бирка, труба, обивка, бинт, ботинки, бензин, изба. Молодцы! Отлично справились. Садитесь.
4. Фонетическое упражнение “Найди место звука в слове”.
Логопед: – Возьмите листочек со схемами слов и положите перед собой.
Определите, какой звук слышится в слове [б] или [б’] и обозначьте место звука на схеме. Под цифрой 1 – слово … (логопед загадывает загадку)
***
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
Дети: – облака.
Логопед: – Лиза, в слове облака, какой слышишь звук? Подойди к схеме (работа у доски) и нарисуй обозначение звука [б]. Правильно ли выполнено задание?
Дети: – Да.
Логопед: – Под цифрой 2 – слово-отгадка к загадке:
***
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Саша, какой ты звук услышал? Подойди к схеме (работа у доски) и нарисуй обозначение звука [б’]. Правильно ли выполнил задание?
Дети: – Да.
Логопед: – Уберите листочки на край стола.
5. Звуковой анализ слов. Игра “Живые звуки”.
Логопед: – Дети, у вас на столе лежат звуковые обозначения. Поиграем в игру “Живые звуки”. У кого есть звуки, выходите и составьте слово батон (показ картинки на планшете).
Прибежали дружно звуки
И друг другу дали руки.
Назовите свой звук.
Дети по очереди: – [б], [а], [т], [о], [н].
Логопед: – Получилось слово…батон. Молодцы!
6. Вывод.
Логопед: – Мы сегодня с вами учились различать согласный твердый звук [б] и согласный мягкий звук [б’].
7. Знакомство с буквой Б.
Логопед: – А сейчас познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [б] и [б’]. Эта буква называется Б (Называет букву так, как слышится согласный твердый звук, коротко)… (Логопед показывает и крепит буквы Б, б на доску). Как вы думаете на что похожа буква Б?
Дети: – фантазии детей.
Логопед: –
***
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(Логопед вывешивает картинку образа буквы).
8. Состав буквы Б.
Логопед: – Из скольких элементов состоит большая буква Б? (Показывает указкой на большую букву в печатном варианте).
Дети: – Из трех.
Логопед: – Сверху-вниз – это спинка буквы Б.
– Полукруг – это животик буквы Б.
– Вверху слева-направо – это козырек буквы Б.
Куда смотрит буква Б?
Дети: – Вправо.
Логопед показывает указкой: Б – большая буква, б – маленькая буква.
Зачем нужна большая буква Б?
Дети: – С большой буквы начинается предложение, с большой буквы пишут имена, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран и т.д.
9. Закрепление начертания буквы.
Логопед: – Указательным пальцем правой руки нарисуем букву Б на столе (опять проговаривая слова хором с детьми), затем на спине соседа.
10. Динамическая пауза. Упражнение “Тело-буква”.
Логопед: – Выходите парами на ковер и постройте букву Б.
11. Работа с букварем. Развитие мелкой моторики.
Логопед: – Возьмите буквари и откройте на странице 20. И так, какая буква напечатана вверху страницы?
Дети: – Б.
Логопед: – Подарим рубашки буквам. Большой букве Б вот такую: (штриховка: прямые линии сверху-вниз синим карандашом), а маленькой – такую (штриховка: пунктирные линии слева-направо зеленым карандашом). Закройте буквари и отнесите их на полку.
12. Игра “Буква рассыпалась”.
Логопед: – Дети я приготовила для вас красивую, нарядную букву Б, но она рассыпалась. Поможете ее собрать? (Да). Выходите на ковер и на ковролине соберите букву. (Повесить на планшет и полюбоваться).
III. Итог занятия.
Логопед: – Мы сегодня вспомнили звуки [б] и [б’]. И познакомились с буквой Б. А завтра на занятии мы будем учиться читать слоги и слова с этой буквой. Спасибо, дети, за занятие! Все молодцы!