Занятие по обучению грамоте для детей логопедической подготовительной к школе группы на тему "Звуки [б], [б']. Буква Б, б"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

  • Образовательная: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звуков [б] и [б’], дифференцирование звуков на слух и в произношении; знакомство с буквой Б.
  • Коррекционно-развивающая: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; закрепление правописания заглавной буквы; развитие общей и мелкой моторики; развитие логического мышления, памяти, внимания; закрепление умения подбирать слов с противоположным значением (антонимов).
  • Воспитательная: формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: индивидуальные зеркала; звуковые обозначения; картинки: большой и маленький барабаны, батон, ботинки, банан, баран, облака, береза; карточки-схемы слов на каждого ребенка; фломастеры; трафарет букв Б, б; образец “На что похожа буква”; букварь Г.Е. Сычевой на каждого ребенка; цветные карандаши; разрезные части буквы Б (60см x 35см в целом виде).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: – Поиграем в игру “Скажи наоборот”.

Зло – добро; враг – друг; глупость – ум; жадность – щедрость; крик – тишина; грусть – веселье, радость.

Улыбнитесь друг другу, гостям, подарите свое хорошее, радостное настроение.

Проходите на свои места.

II. Основная часть.

1. Игра “Четвертый лишний”.

Логопед: – Послушайте внимательно цепочку слов и скажите, какое слово лишнее и почему. (Дети отвечают, а логопед выставляет картинки-отгадки).

Яблоко, апельсин, банан, гранат. (Банан, т.к. имеет овальную форму).

Туфли, ботинки, босоножки, сланцы. (Ботинки, т.к. их обувают в холодное время года).

Собака, кошка, лошадь, баран. (Баран, т.к. у него есть рога).

Батон, сыр, сметана, творог. (Батон, т.к. это хлебобулочное изделие).

2. Фонетическое упражнение “Угадай звук”. Характеристика звука [б].

(Логопед произносит слова: банан, ботинки, баран, батон).

Логопед: – Отгадайте, какой один и тот же звук слышится в начале всех слов-отгадок?

Дети: – Звук [б].

Логопед: – Как вы думаете, звук [б] – гласный или согласный, если он произносится отрывисто? Возьмите зеркало, произнесите звук, посмотрите внимательно на артикуляционный аппарат.

Дети: – Согласный, так как не поется, губы создают преграду воздуху. Они смыкаются и мешают воздушной струе свободно выйти изо рта.

Логопед: – А сейчас поставим ладошку перед собой и быстро произнесем звук [б]-[б]-[б]. Какая воздушная струя?

Дети: – Воздушная струя прерывистая.

Логопед: – Звук [б] в слове банан – звонкий или глухой?

Дети: – Звонкий, потому что в горлышке “звенит звоночек”.

Логопед: – Как звучит звук [б] в слове ботинки – твердо или мягко?

Дети: – Твердо.

Логопед: – Правильно. Звук [б] – согласный, твердый, звонкий.

(Логопед прикрепляет звуковое обозначение на ковролин). Бобр бьет в большой барабан. Ксюша, какой слышим звук? (Б-б-б). (Логопед прикрепляет картинку с большим барабаном на ковролин).

А белочка бьет в маленький барабанчик. Ярик, какой слышим звук? (Бь-бь-бь).

(Логопед прикрепляет звуковое обозначение и картинку на ковролин).

А кто мне расскажет про звук [б’]?

Дети: – Согласный, мягкий, звонкий.

Логопед: – Совершенно верно.

3. Динамическая пауза. Игра “Поймай звук”.

Логопед: – Встаньте, пожалуйста, около стульчика. Сейчас поиграем в игру “Поймай звук”. Я буду произносить ряд слогов, а вы:

хлопните один раз, если услышите звук [б];
топните один раз, если услышите звук [б’].

Внимание! Ба, бу, бя, би, бы, бе, бэ, бо, бё, бю.

А сейчас, я произнесу ряд слов, а вы:

если услышите звук [б], то делайте крышу над головой;
если звук [б’], сцепляете руки в замочек.

Приготовились! Банка, бирка, труба, обивка, бинт, ботинки, бензин, изба. Молодцы! Отлично справились. Садитесь.

4. Фонетическое упражнение “Найди место звука в слове”.

Логопед: – Возьмите листочек со схемами слов и положите перед собой.

Определите, какой звук слышится в слове [б] или [б’] и обозначьте место звука на схеме. Под цифрой 1 – слово … (логопед загадывает загадку)

***

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.

Дети: – облака.

Логопед: – Лиза, в слове облака, какой слышишь звук? Подойди к схеме (работа у доски) и нарисуй обозначение звука [б]. Правильно ли выполнено задание?

Дети: – Да.

Логопед: – Под цифрой 2 – слово-отгадка к загадке:

***

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

(Береза)

Саша, какой ты звук услышал? Подойди к схеме (работа у доски) и нарисуй обозначение звука [б’]. Правильно ли выполнил задание?

Дети: – Да.

Логопед: – Уберите листочки на край стола.

5. Звуковой анализ слов. Игра “Живые звуки”.

Логопед: – Дети, у вас на столе лежат звуковые обозначения. Поиграем в игру “Живые звуки”. У кого есть звуки, выходите и составьте слово батон (показ картинки на планшете).

Прибежали дружно звуки
И друг другу дали руки.

Назовите свой звук.

Дети по очереди: – [б], [а], [т], [о], [н].

Логопед: – Получилось слово…батон. Молодцы!

6. Вывод.

Логопед: – Мы сегодня с вами учились различать согласный твердый звук [б] и согласный мягкий звук [б’].

7. Знакомство с буквой Б.

Логопед: – А сейчас познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [б] и [б’]. Эта буква называется Б (Называет букву так, как слышится согласный твердый звук, коротко)… (Логопед показывает и крепит буквы Б, б на доску). Как вы думаете на что похожа буква Б?

Дети: – фантазии детей.

Логопед: –

***

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

(Логопед вывешивает картинку образа буквы).

8. Состав буквы Б.

Логопед: – Из скольких элементов состоит большая буква Б? (Показывает указкой на большую букву в печатном варианте).

Дети: – Из трех.

Логопед: – Сверху-вниз – это спинка буквы Б.

– Полукруг – это животик буквы Б.

– Вверху слева-направо – это козырек буквы Б.

Куда смотрит буква Б?

Дети: – Вправо.

Логопед показывает указкой: Б – большая буква, б – маленькая буква.

Зачем нужна большая буква Б?

Дети: – С большой буквы начинается предложение, с большой буквы пишут имена, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран и т.д.

9. Закрепление начертания буквы.

Логопед: – Указательным пальцем правой руки нарисуем букву Б на столе (опять проговаривая слова хором с детьми), затем на спине соседа.

10. Динамическая пауза. Упражнение “Тело-буква”.

Логопед: – Выходите парами на ковер и постройте букву Б.

11. Работа с букварем. Развитие мелкой моторики.

Логопед: – Возьмите буквари и откройте на странице 20. И так, какая буква напечатана вверху страницы?

Дети: – Б.

Логопед: – Подарим рубашки буквам. Большой букве Б вот такую: (штриховка: прямые линии сверху-вниз синим карандашом), а маленькой – такую (штриховка: пунктирные линии слева-направо зеленым карандашом). Закройте буквари и отнесите их на полку.

12. Игра “Буква рассыпалась”.

Логопед: – Дети я приготовила для вас красивую, нарядную букву Б, но она рассыпалась. Поможете ее собрать? (Да). Выходите на ковер и на ковролине соберите букву. (Повесить на планшет и полюбоваться).

III. Итог занятия.

Логопед: – Мы сегодня вспомнили звуки [б] и [б’]. И познакомились с буквой Б. А завтра на занятии мы будем учиться читать слоги и слова с этой буквой. Спасибо, дети, за занятие! Все молодцы!