Формирование учебной мотивации в процессе преподавания предметов общественно-исторического цикла

Разделы: История и обществознание


Путь воспитания мотивации через учебную деятельность (урок, внеклассное мероприятие по предмету) является очень эффективным и недостаточно используемым в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения.

Так, если содержание обучения строится не как готовое знание, а как система задач для учащихся, то ученик подводится к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса. Если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Формированию учебной мотивации способствуют следующие рекомендации:

  1. Осмысленная деятельность учителя – осмысленное обучение (обучение станет более эффективным). Если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения, чтобы активизировать любознательность и познавательные мотивы – учитель должен добиваться благотворительных взаимоотношений с учащимися, а так же должен знать хорошо себя, свои “слабые” и “сильные” стороны.
  2. Развитие внутренней мотивации это движение вверх. Для того, чтобы ученик по-настоящему включился в работу – нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним в ходе учебной деятельности, были не только им понятны, но и внутренне приняты, чтобы приобрели значимость для учащегося, нашли отклик в его переживаниях (В истории достаточно ярких примеров: Какую роль сыграла Жанна Д’Арк в Столетней войне? Значение подвига 300 спартанцев в Греко-персидских войнах).
  3. Эмоциональность урока – стимул или вред? (следует помнить, что продуктивность деятельности зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность. Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благотворительной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока. История – это прошлое, полное живых образов, явлений, вопросов, последствий. Покажите живую личность, а не сухую схему – и это останется в памяти ученика.
  4. Любознательность и познавательный интерес. Чтобы развить положительные мотивы учащихся – можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность. Первый, начальный уровень этой потребности – это потребность во впечатлениях. На этом уровне – ученик реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень – это потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. На высшем уровне познавательная потребность имеет цели направленный характер. Важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность (учащиеся 5,6 классов постоянно роются в энциклопедиях и т.п. в поисках мифов, описаний событий, характеристик героев), в старших классах – потребность в творческой деятельности (выразить себя в историческом проекте и т.п.).
  5. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация. Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом (Иногда от учеников можно услышать: “не люблю предмет, так как не нравится учитель). Для устранения этой ситуации следует установить:

– соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
– условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
– характер взаимоотношений учителя с лидеров класса; влияние взаимодействия “учитель-лидер” на атмосферу класса.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса – главным элементом, которого является урок.

– совершенствование методов обучения;
– разработка и использование методов проблемно-развивающего обучения;
– модернизация структуры урока;
– расширение форм самостоятельной работы на уроке;
– активизация учебной деятельности школьников на уроке;
– особая система работы по развитию приемов самообразования.

(Ученик должен охарактеризовать урок: “Мне было интересно понятно, я запомнил, могу использовать полученные знания в …)

Наиболее активным средством формирования положительной учебной мотивации является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Знания, добытые собственным трудом, занимают прочное место в памяти ученика.

Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя.

Самостоятельная учебная работа – это работа, выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время.

Очень эффективна самостоятельная работа учащихся на уроках изучения нового материала. Её можно успешно организовать с помощью инструктивных карточек по истории, обществознанию (с 5 по 11 классы).

Какова структура инструктивной карточки.

  1. Название изучаемой темы и темы урока.
  2. Цели урока (формулируются в действиях ученика – т.е. диагностические).
  3. План урока.
  4. Исторические термины (понятия).
  5. Задания по каждому пункту плана.
  6. Задание на закрепление новой темы.
  7. Инструктаж по домашнему заданию

Например: “История средних веков” 6-й класс.

Тема: Становление средневековой Европы в VI–XI вв.

Тема урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе а IX–XI в.

Цели урока:

знать: а) что такое феодальная раздробленность; б) причины ее возникновения;

уметь: характеризовать взаимоотношения феодалов на примере “феодальной лестницы”.

План изучения новой темы:

  1. Распад империи Карла Великого
  2. Междоусобные войны в Западной Европе
  3. Сеньоры и вассалы
  4. Феодальная лестница

Исторические термины и понятия:

  • феод;
  • феодал;
  • междоусобная война;
  • сеньор и др.

Задания по каждому пункту плана для самостоятельной работы с учебником.

Задание на закрепление новой темы (тест).

Домашнее задание и инструктаж. (Полный текст карточки см. Приложение)

Примеры заданий для самостоятельной работы с учебником:

Задание №…

Используя карту на стр. 32 “Раздел Франкской империи”

Заполни схему:

Задание №…

  1. Прочитать текст “Сеньоры и вассалы” с. 33
  2. Выписать определение понятия одним словом

Сеньор_____________

Вассал_____________

Задание №…

Используя карту дайте характеристику географического положения и климата средневековой Аравии (любого другого государства).

План характеристики географического положения

  1. На каком материке, или в какой части света находится?
  2. Чем омывается?
  3. С чем граничит?
  4. Крупнейшие реки.
  5. Рельеф
  6. Крупные города

Задание №… “текст с пропуском”

Используя текст учебника – закончи фразы. “В средние века шли поиски “философского камня”, с помощь которого можно любой металл превратить в золото. Этими поисками занималась особая наука…………, ставшая предшественницей современной ………..

Основа самостоятельной работы учащегося – это работа с учебником. Общие приемы работы с текстом:

  1. Приемы смысловой переработки текста
  2. Приемы культуры чтения и культуры слушания
  3. Приемы краткости и наиболее рациональной записи
  4. Общие приемы запоминания
  5. Приемы сосредоточенного внимания

Приемы смысловой переработки текста. Работа с понятиями.

  1. Выяснить общий смысл понятия.
  2. Анализ определения понятия – его признаки (смысловые части).
  3. Специальные задания на отработку понятий:

– установить соответствие между понятием и его содержанием
– определить понятие по его описанию
– исключить понятие по его описанию
– исключение лишнего понятия
– тесты на отработку содержания понятия
– кроссворды

Например:

– выяснить общий смысл понятия (смысловой части).

“Общество – это ( ) обособившаяся от природы, ( ) но тесно с ней связанная часть материального мира, ( ) которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения”.

– Определить понятие по его описанию:

“Политика насилия, отличающаяся особой жестокостью, направленностью на устранение людей ………”.

– Исключить лишнее понятие:
Колье, меч, ружье, палица.

Работа с понятиями является очень важным моментом изучения нового материала, т.к. понятия – это язык предмета. Именно знание понятий – залог успешного выполнения теста ЕГЭ по обществознанию.

Работа с текстом входит в группу заданий С по истории и обществознанию.

Начиная с 5 класса, учащиеся должны учиться, а в 10-11 классах уметь выполнять следующие задания:

  1. Найти в тексте ответы на вопросы
  2. Закончить фразы, вписать ключевые слова
  3. Состаление и заполнение таблиц
  4. Составление и заполнение схем
  5. Составление опорных конспектов
  6. Составление логических цепочек (действий, процессов, событий).

Работа с инструктивной карточкой, как одно из средств положительной мотивации учащихся очень удобна на уроках изучения и первичного закрепления новых знаний.

Данная методика предполагает:

  • Активную самостоятельность учащегося
  • Деятельность учителя в качестве организатора
  • Четкий ход урока

В процессе работы у ученика:

  • Формируется четкое представление об исторических фактах и т.п.
  • Формируются и аргументируются объективные и личные оценочные суждения
  • Развиваются логические умения (анализ, сравнение, обобщение, доказательства)
  • Формируется опыт социального общения. Ученик овладевает грамотной речью, учится слушать мнение других.

Грамотно составленная инструктивная карточка позволяет ученику любого класса средней школы самостоятельно изучить новую тему.

Учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал. Учитель может выступать в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

Итоги урока подводятся поэтапно или во второй половине урока – фронтальная беседа или инвидуальные ответы на вопросы.

Дома ученику рекомендуется просмотреть карточку и попытаться – повторить задания. Написание карточек учителем требует определенного навыка и времени. Если нет возможности написать карточку на весь учебный материал урока – можно написать на какой-то этап урока. Инструктивные карточки оказывают большую помощь при обучении учеников с ограниченными возможностями здоровья, учеников – надомников.

При использовании инструктивных карточек содержание обучения строится не как готовое знание, а как система задач для учащихся; ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, при этом у школьника складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Такая технология обеспечивает переход от пассивных форм обучения к деятельному, и посредством разнообразных заданий вовлекает учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность. Иными словами, данная технология способствует формированию положительной учебной мотивации.

  • Формирует логические умения в работе с текстом (анализ, синтез, классификация и систематизация, выводы и обобщения, доказательство).
  • Способствует развитию речи, показывает образцы формирования ответа.
  • Учит работать с понятиями, формировать определение понятий, выделять признаки понятий.
  • Задания формируются таким образом, чтобы при сохранении определенных трудностей в работе с текстом обеспечить успешность его выполнения. Успех в работе обладает большим мотивационным потенциалом.

Инструктивные карты помогают реализовать личностно-оринтированное обучение. Это обеспечивается степенью дозированной помощи.

Использование инструктивных карт реализует следующий принцип: усваивать знания можно, только оперируя ими, а, не просто запоминая их. Инструктивные карты позволяют на уроке проработать гораздо больший по объему материал.

Список литературы:

  1. Вяземский Е.Е. государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационных характер, функции, особенности.// Преподавание истории в школе – 2009. – №8.
  2. Данюшенков В.С. Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении // Педагогика. – 2008.– №5.
  3. Ершова О.Ю. Использование приемов развития мотивации (на примере урока по эпохе Николая I) // Преподавание истории в школе. – 2009.– №6.
  4. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. СПб. – 2002.
  5. Иоффе А.Н. Мотивации в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. – 2009. – №6.
  6. Нартова О.В. Изучение и формирование мотивации учащихся // Воспитание шк. – 2008.– №3.
  7. Канарская О.В. Теоретические основы формирования положительной учебной мотивации (инновационный подход). СПб. – 2002.

Приложение