Урок математики в 1-м классе "Прибавить и вычесть 2. Составление и заучивание таблиц"

Разделы: Начальная школа


Урок по математике дан в 1-м классе и входит в сетку планирования уроков по математике.

Тема: “Прибавить и вычесть 2. Составление и заучивание таблиц”.

Цель урока: составление и заучивание таблицы +– 2; повторить приёмы сложения и вычитания числа 2;повторить термины, изученные на предыдущих уроках “Слагаемое”, “Слагаемое”, “Сумма”; закрепить знания о частях задачи, этапах её оформления.

Учебные материалы: учебник, тетрадь № 1, макбуки, карточки с названием этапов задачи, записи на доске, наглядный материал, карточки с 3-мя видами смайликов для каждого ученика, интерактивная доска.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение работать в паре, самостоятельно; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя; нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию; осуществление поиска и выделение конкретной информации с помощью учителя.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самими обучающимися, учителем; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознаёт качество и уровень усвоения.

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности.

– Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!

II. Актуализация знаний.

1. Устная работа.

– Приготовьте кассу цифр.

А) – Покажите число, которое идёт за числом 3; предшествует 7; последующее 9.
– Покажите соседей числа 5, 8, 4.
– Назовите числа через одно от 0 до 10; от 1 до 7;от 9 до 1.
Б) – У меня в руке карточка с числом. Покажите мне, из каких чисел мы можем составить, получить это число (8, 6, 9, 10, 5).
В) Занимательные задачи.

Игра “Белка и грибы”.

Белка спрятала 8 грибов в 2 дупла. Как вы думаете, сколько грибов она могла положить в каждое дупло?

Задача-смекалка.

У Лены 3 ленты. Одну из них она разрезала на 2 части. Сколько лент стало у Лены?

III. Проблемное объяснение нового знания.

– А теперь внимание на доску. Решите примеры:

5+1+1= 5+ =7
7+1+1= -2=4
8-1-1= +2=3
10-1-1= -2=3

– Найдите мне пример с ответом 9; с ответом 6; пример, в котором неизвестно второе слагаемое; из какого числа мы вычтем 2 и получим 3; пример, в котором неизвестно первое слагаемое.

– Ребята, как по-другому можно записать примеры в первом столбике. Сколько раз прибавляли число 1? (5+2; 7+2). Сколько раз вычитали число 1? (8-2; 10-2).

1. Постановка темы и цели урока.

– Какое число повторяется в двух столбиках? (2). Как вы думаете, о чём мы с вами узнаем на уроке? (Выслушиваются предположения детей)

– Сегодня на уроке мы будем к числу прибавлять 2 и из числа вычитать 2.

2. Составление таблицы.

– Откройте учебник на с. 92. Вверху страницы есть 2 таблицы: 1-ая на сложение, 2-ая – на вычитание. Знакомы нам некоторые примеры, умеем их вычислять? Возьмите простой карандаш и подчеркните примеры, которые вы уже хорошо знаете и быстро сумеете вычислить.

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Работа с числовым рядом.

– Под таблицей найдите ряд чисел. Используя его, мы будем вычислять примеры.

4+2. На какую цифру ставим пальчик (4). Когда прибавляем, число увеличивается или уменьшается? (Увеличивается). Значит, куда пойдём? (Вправо). Прибавьте 2. Сколько получится? (6) Через сколько чисел мы перешагнули? (Через 1). И т. д.

Физкультминутка (зрительная).

2. Работа в тетради со взаимопроверкой.

– Откройте тетради на с. 35. Заполните самостоятельно таблицу, учебник – наш помощник.

– А теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите карандаш и проверьте работу соседа по парте.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Работа в учебнике (с. 92).

А) № 1.

– Ребята, перед нами задача. Давайте вспомним, из скольких частей состоит задача? (4). Из каких? (Условие, вопрос, решение, ответ).

– Прочитайте условие. Что мы узнали?

– Прочтите вопрос.

– Составьте решение, схема поможет нам. Что на схеме обозначают зелёные кружки, красные?

– Как мы решим задачу?

– Каков ответ задачи?

Б) № 4 (с. 93).

– Составьте задачу по первому рисунку, напишите внизу решение; по второму рисунку, запишите решение.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

I вариант – № 2 в учебнике на с. 92

II вариант – работа на макбуках в интерактивном тренажёре “Примеры на сложение чисел в пределах 10”.

Затем, варианты меняются заданиями.

VII. Рефлексия. Итог урока.

– Что важное вы сделали на уроке? Какие цели ставили? Каких достигли? Выберите для себя пиктограмму самооценки. (У каждого ученика 3 вида смайликов).

Презентация