Урок по математике дан в 1-м классе и входит в сетку планирования уроков по математике.
Тема: “Прибавить и вычесть 2. Составление и заучивание таблиц”.
Цель урока: составление и заучивание таблицы +– 2; повторить приёмы сложения и вычитания числа 2;повторить термины, изученные на предыдущих уроках “Слагаемое”, “Слагаемое”, “Сумма”; закрепить знания о частях задачи, этапах её оформления.
Учебные материалы: учебник, тетрадь № 1, макбуки, карточки с названием этапов задачи, записи на доске, наглядный материал, карточки с 3-мя видами смайликов для каждого ученика, интерактивная доска.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение работать в паре, самостоятельно; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя; нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию; осуществление поиска и выделение конкретной информации с помощью учителя.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самими обучающимися, учителем; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознаёт качество и уровень усвоения.
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности.
– Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
II. Актуализация знаний.
1. Устная работа.
– Приготовьте кассу цифр.
А) – Покажите число, которое идёт за числом 3;
предшествует 7; последующее 9.
– Покажите соседей числа 5, 8, 4.
– Назовите числа через одно от 0 до 10; от 1 до 7;от 9
до 1.
Б) – У меня в руке карточка с числом. Покажите мне,
из каких чисел мы можем составить, получить это
число (8, 6, 9, 10, 5).
В) Занимательные задачи.
Игра “Белка и грибы”.
Белка спрятала 8 грибов в 2 дупла. Как вы думаете, сколько грибов она могла положить в каждое дупло?
Задача-смекалка.
У Лены 3 ленты. Одну из них она разрезала на 2 части. Сколько лент стало у Лены?
III. Проблемное объяснение нового знания.
– А теперь внимание на доску. Решите примеры:
5+1+1= | 5+ =7 |
7+1+1= | -2=4 |
8-1-1= | +2=3 |
10-1-1= | -2=3 |
– Найдите мне пример с ответом 9; с ответом 6; пример, в котором неизвестно второе слагаемое; из какого числа мы вычтем 2 и получим 3; пример, в котором неизвестно первое слагаемое.
– Ребята, как по-другому можно записать примеры в первом столбике. Сколько раз прибавляли число 1? (5+2; 7+2). Сколько раз вычитали число 1? (8-2; 10-2).
1. Постановка темы и цели урока.
– Какое число повторяется в двух столбиках? (2). Как вы думаете, о чём мы с вами узнаем на уроке? (Выслушиваются предположения детей)
– Сегодня на уроке мы будем к числу прибавлять 2 и из числа вычитать 2.
2. Составление таблицы.
– Откройте учебник на с. 92. Вверху страницы есть 2 таблицы: 1-ая на сложение, 2-ая – на вычитание. Знакомы нам некоторые примеры, умеем их вычислять? Возьмите простой карандаш и подчеркните примеры, которые вы уже хорошо знаете и быстро сумеете вычислить.
IV. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Работа с числовым рядом.
– Под таблицей найдите ряд чисел. Используя его, мы будем вычислять примеры.
4+2. На какую цифру ставим пальчик (4). Когда прибавляем, число увеличивается или уменьшается? (Увеличивается). Значит, куда пойдём? (Вправо). Прибавьте 2. Сколько получится? (6) Через сколько чисел мы перешагнули? (Через 1). И т. д.
Физкультминутка (зрительная).
2. Работа в тетради со взаимопроверкой.
– Откройте тетради на с. 35. Заполните самостоятельно таблицу, учебник – наш помощник.
– А теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите карандаш и проверьте работу соседа по парте.
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Работа в учебнике (с. 92).
А) № 1.
– Ребята, перед нами задача. Давайте вспомним, из скольких частей состоит задача? (4). Из каких? (Условие, вопрос, решение, ответ).
– Прочитайте условие. Что мы узнали?
– Прочтите вопрос.
– Составьте решение, схема поможет нам. Что на схеме обозначают зелёные кружки, красные?
– Как мы решим задачу?
– Каков ответ задачи?
Б) № 4 (с. 93).
– Составьте задачу по первому рисунку, напишите внизу решение; по второму рисунку, запишите решение.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
I вариант – № 2 в учебнике на с. 92
II вариант – работа на макбуках в интерактивном тренажёре “Примеры на сложение чисел в пределах 10”.
Затем, варианты меняются заданиями.
VII. Рефлексия. Итог урока.
– Что важное вы сделали на уроке? Какие цели ставили? Каких достигли? Выберите для себя пиктограмму самооценки. (У каждого ученика 3 вида смайликов).