В наши дни, в новых социально-экономических условиях нашей страны на первый план должна выходить личность ученика. Школа должна развивать его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ «Об образовании»). Учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Представленная методическая разработка урока содержит метапредметные связи, способствующие развитию устойчивого интереса к предмету, обучающие учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Кроме того, позволяют воспитывать профориентационные взгляды учащихся. На уроке используются задачи, позволяющие вести пропедевтическую работу по подготовке к ЕГЭ. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания по теме «Умножение обыкновенных дробей».
Цели урока:
- Обучающая: Систематизировать и обобщить полученные учащимися знания, закрепить умение применять их при решении различных задач.
- Развивающая: развитие математического мышления, внимания, способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
- Воспитательная: воспитание устойчивого интереса к предмету, дисциплины, ответственности, профориентационных взглядов учащихся, эстетическое воспитание.
План урока:
- Оргмомент (1-2 мин.).
- Вступительное слово (2-3 мин.).
- Фронтальный устный опрос. Работа с таблицей (4 мин.).
- Анкета будущего акционера. Кроссворд (2-3 мин.).
- Работа в группах (10 мин.)
- Музыкальные вопросы (2-3 мин.).
- Реклама (2-3 мин.).
- Итоги урока. Рефлексия. (2-3 мин.).
Оборудование урока:
- Раздаточный материал на каждого ученика «Пакет документов ОАО» (Приложение 1).
- Презентация к уроку PowerPoint.
- Интерактивная доска.
- Набор смайликов.
- Мультимедийный проектор.
Ход урока
I
Объявить начало урока, настроить учащихся на работу.
II
Учитель: Сегодня мы продолжим изучать действия с обыкновенными дробями, а так же повторим нахождение дроби от числа. Но наш урок будет необычным. Мы будем не просто учениками 6 класса, а членами ОАО- открытого акционерного общества.
– А кто из вас знает, что такое открытое акционерное общество?
– Наверно, на этот вопрос вы пока не можете дать точного ответа. Поэтому, цель нашего урока ответить на этот вопрос, а для этого нам помогут знания, которые вы получили по теме «Действия с обыкновенными дробями».
– ОАО –это организация, созданная для получения прибыли. Члены этой организации объединяют свои средства для приобретения некоторого предприятия, а взамен получают акции- ценные бумаги, которые говорят о том, что их держатели (акционеры) имеют право на часть имущества. Когда предприятие начинает приносить прибыль, владелец акций начинает получать её часть (дивиденды). Каждое ОАО имеет свое название.
III
– Как будет называться наше ОАО, вы узнаете, если по своим ответам на мои вопросы найдете в таблице ответов соответствующие буквы и составите из них слово.
- Выполнить умножение: =(буква «С»);
- Умножить дробь на дробь: (буква «Л»);
- Вычислить: 5*(буква «А»);
- Вычислить площадь квадрата со стороной : (буква «С»);
- Найдите от 30: 18 ( буква «Т»);
- Найдите 12% от : 0,1 (буква «Ё»);
- Длина комнаты составляет 8 м, а ширина длины. Найдите площадь комнаты: 8*3:4=6, 6*8=48(м2) (буква «Н»);
- Стоимость ремонтных работ составила 18 тыс. рублей, а стоимость строй материалов 60% от стоимости ремонтных работ. Во сколько обошелся весь ремонт:
18*0,6=10,8 (тыс. руб.)
8+10,8=28,8 (тыс. руб.) (буква «А»).
– Итак, кафе, организованное на средства акционеров, будет называться «Сластёна».
IV
– А теперь выясним кто может стать акционером? Поскольку наш класс сегодня является открытым акционерным обществом, в него может вступить каждый, купивший акцию нашего предприятия. В качестве платы мы будем принимать заполненные анкеты.
Кроссворд.
По горизонтали:
- Натуральный обмен одной вещи на другую без денег (бартер);
- Международная европейская валюта (евро);
- Тот, кто дает деньги в долг (кредитор).
По вертикали:
- Разорившийся предприниматель (банкрот).
V
– Мы собрали акционеров. Но, что еще надо сделать, что бы открыть кафе?
- Приобрести помещение;
- Сделать ремонт;
- Организовать хорошее угощение.
– Правильно! Давайте именно этим и займемся. Первая группа акционеров будет решать задачу о покупке помещения. Вторая группа займется задачей о снижении затрат на ремонт. А третья группа организует закупку продуктов.
Задание для 1 группы: «Задача о покупке помещения».
Для того, что бы открыть кафе, необходимо приобрести помещение общей площадью не менее 90 м2. Риэлтерские фирмы А и Б предлагают свои услуги на рынке недвижимости. Сотрудничество с какой фирмой будет наиболее выгодным? Сколько придется заплатить за покупку?
Фирма | Стоимость 1 м2 (тыс. руб.) | Стоимость риэлтерских услуг (тыс.руб.) | Дополнительные условия |
А | 25 | 30 | При покупке более 80 м2 скидка 10% |
Б | 22 | 60 | Нет |
А= 25*90 +30 – 10% = 2280 – 228 = 2052 (тыс. руб.)
Б= 22*90 + 60 = 2040 (тыс. руб.)
Ответ: Наиболее выгодно сотрудничество с фирмой Б. Придется заплатить 2040 тыс. рублей.
Задание для 2 группы: «Задача о снижении затрат на ремонт».
В строительной фирме нужно приобрести стройматериалы на ремонт помещения общей площадью 100 м2. Есть два поставщика. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую покупку стройматериалов с доставкой?
Поставщик | Стоимость строй материалов на 1 м2 площади (руб.) | Стоимость доставки(руб.) | Дополнительные условия |
А | 550 | 3200 | При заказе на сумму более 55 тыс. рублей скидка 10% |
Б | 480 | 3500 | При заказе от 50 тыс. рублей доставка бесплатно |
А= 550*100 + 3200 – 10% =58 200- 5820 = 52 380 (руб.)
Б = 480*100 + 3500= 51 500 (руб.)
Ответ: Придется заплатить 51 500 рублей.
Задание для 3 группы: «Задача о закупке продуктов».
В кондитерском цехе необходимо закупить 7 тортов и пирожные на сумму 3100 рублей. Стоимость торта 300 рублей, а стоимость пирожного составляет 0,2 стоимости торта. Какое максимальное количество пирожных можно купить на эту сумму.
- 300*7= 2100 (руб.)- стоимость тортов;
- 3100-2100= 1000 (руб.)- сколько денег останется после покупки тортов;
- 0,2*300 = 60 (руб.)- стоимость пирожного;
- 1000:60= 16 (шт.) остаток 40 рублей.
Ответ: можно купить 16 пирожных.
Разобрать решения задач у доски, по 1 человеку от группы.
VI
В нашем кафе будет уютно, если в нем зазвучит веселая музыка. Но музыку надо обеспечить, ответив на вопросы. Каждый правильный ответ добавит весёлый аккорд в нашу мелодию.
Музыкальные вопросы. Если высказывание верное, учащиеся сидят на местах, если неверное- встают).
- Чтобы умножить дробь на натурально число, надо её числитель и знаменатель умножить на это число, (неверно).
- Что бы умножить дробь на дробь надо найти произведение их числителей и произведение знаменателей, ( верно).
- Чтобы найти дробь от числа, нужно разделить число на эту дробь, (неверно).
- Для того, чтобы умножить смешанные числа, надо перемножить их целые части, а затем дробные и полученные результаты сложить, (неверно).
- При умножении числа на нуль получается само это же число, (неверно).
- Умножение дробей обладает переместительным и сочетательным свойствами, (верно).
VII
Теперь следует подумать, что будет в меню. Поскольку наше кафе «Сладкоежка», то в нем обязательно должны быть булочки, пирожные, мороженное и другие сладости. Ассортимент и цены должны привлекать посетителей. Давайте подарим нашим посетителям буклеты с меню, которые вы приготовили дома. (Учащиеся вручают буклеты с меню гостям урока).
– А что является двигателем торговли? – Конечно же реклама!
Вашим домашним заданием было создание слайдов с рекламой нашего кафе. Давайте посмотрим, что у вас получилось! ( Просмотреть наиболее удачные слайды).
VIII
Подвести итоги урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что такое ОАО?
– Было ли интересно?
Предложить учащимся при выходе наклеить смайлик, отражающий его настроение после урока, на заранее заготовленный плакат.
IX
Домашнее задание: составить и решить свою задачу о снижении затрат на ремонт или покупке помещения.
Используемая литература:
- Математика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 26-е изд. – М.: Мнемозина, 2010.
- Дидактические материалы по математике для 6 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков, 2-е изд.- М.: Академкнига, 2011.
- Открытый банк заданий ЕГЭ по математике 2012.
- Журнал «Математика в школе», 2000.
Анализ урока – Приложение 2.