Конспект логопедического занятия

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: Развитие у детей лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

  • уточнять представления о смысловой (семантической) значимости предлогов;
  • уточнять конкретно-пространственное значение предлогов;
  • уточнять представления о предлогах, как отдельных словах;
  • дифференцировать предлоги;
  • употреблять различные предложные конструкции;
  • закреплять выполнение графических схем предложений и определять место предлогов в предложениях;
  • развивать оптико-пространственные представления;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • учить планировать и контролировать свою деятельность;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: электронная презентация либо демонстрационные схемы предлогов, картины с изображением героев приключения, фигурки животных, сюжетные картинки, индивидуальные карточки с текстом, диалогами, карточки со словами для составления словосочетаний, калька, ручки, карандаши, тетради.

Ход занятия

Организационный момент.

Организация начала деятельности, настрой детей на работу.

Логопед предлагает детям подойти к столу логопеда. Просит назвать детёнышей тигра, волка, зайца, медведя, белки, мамонта, найти и выбрать себе фигурку этого животного и занять место за партой.

Дети называют детёнышей животных, берут фигурки и садятся за парты.

Введение в тему.

Логопед. Сегодня нам предстоит совершить необыкновенное путешествие в древние времена ледникового периода. В те времена, когда животным, в поисках пищи, приходилось преодолевать большие расстояния. И вот в один из таких походов случилась беда. Мамонтёнок, волчонок, зайчонок, тигрёнок и бельчонок заигрались и отстали от своих мам. Пурга быстро замела следы и детёныши остались одни. (Рисунок 1)

Слайд 2


Рисунок 1

Чтобы зверята могли догнать всех и не заблудились в пути, их мамы оставляли по дороге разные подсказки, в виде заданий. Выполняя эти задания, мы поможем животным догнать своих мам.

А помогут нам сегодня слова – предлоги.

Логопед обращает внимание детей на схему – маршрут. (Рисунок 2)

Дети слушают, рассматривают схему-маршрут.


Рисунок 2

Основная часть.

1. Работа с предлогом сквозь. Уточнение смысловой значимости предлога, уточнение представления о предлоге, как отдельном слове, употребление предложных конструкций.

Логопед. Назовите первый предлог. (Рисунок 2), Слайд 3

Дети. Предлог сквозь.

Логопед. Обратите внимание на схему этого предлога. Как вы думаете, на что он указывает?

Дети. Указывает на то, что нужно двигаться внутри.

Логопед. Правильно, предлог сквозь указывает на то, что путь проходит внутри чего-то, являющегося препятствием. Причём это препятствие обычно очень трудное.

Логопед. Проденьте карандаш сквозь листики тонкой бумаги – кальки.

Дети. Продевают карандаши сквозь кальку.

Работа по карточкам.

Логопед. Нужно подобрать подходящие по смыслу слова из 1-го и 2-го столбика и используя предлог сквозь, составить словосочетания.

Слайд 4 

Пробирались   огонь
Пролетели   дым
Пролетели сквозь метель
Пробежали   облака

Дети. Составляют словосочетания.

Осуществляется проверка, получившихся словосочетаний.

Логопед. Получились бы у вас словосочетания без предлога?

Дети. Нет.

Логопед. Для чего нужен предлог?

Дети. Для связи слов.

Логопед. Чем похожи слова 1-го столбика?
Дети. Все начинаются на про-.

Логопед. Правильно слова-действия с приставкой про часто требуют предлог сквозь.

Логопед. Молодцы, ребята. Вот мы и прошли1-й этап пути. Убирает лист с предлогом сквозь и открывается картина с изображением зверят, пробирающихся сквозь пургу.

– Сквозь какую непогоду мы помогли пройти животным? (Рисунок 3) Слайд 5


Рисунок 3

Дети. Животные прошли сквозь метель.

2. Работа с предлогом через. Уточнение смысловой значимости предлога через, определение места предлога в схеме предложения.

Логопед. Схема какого предлога изображена на 2-м этапе пути? (Рисунок 2), Слайд 6.

Дети. Через.

Логопед. На что указывает этот предлог?

Дети. Перепрыгивает через предмет.

Логопед. Предлог через указывает на то, что движение проходит поперёк предмета, с одной стороны на другую. Покажите, как ваш герой будет перепрыгивать через тетрадь.

Дети. Берут в руки фигурки героев и переправляют через тетрадь.

Логопед. Придумайте предложение по картинке, используя предлог через. Слайд 7.

Дети. Придумывают предложения по картинкам и читают их. (Лев прыгает через обруч. Дети идут через парк. Миша идёт через дорогу. Вера перепрыгнула через ручей.)

Логопед. Сосчитайте количество слов в вашем предложении и найдите на доске соответствующую схему предложения.

Дети. Считают количество слов в предложении и ищут соответствующую схему предложения.

Логопед. Вызывает к доске ученика, который показывает свою схему и ищет на ней место предлога через.

Логопед. Убирает предлог через и открывается картинка с изображением животных, плывущих через реку.

– Через какое препятствие мы помогли перебраться животным? (Рисунок 4), Слайд 8.


Рисунок 4

Дети. Животные перебрались через реку.

3. Физминутка.

Логопед. Артём встанет между Наташей и Надей, Даша между Сережей и Наташей. Девочки между мальчиками и т.п.

Дети. Перестраиваются по команде логопеда.

4. Работа с предлогом между. Закрепление употребления предлога между в устной речи.

Логопед. Мы с вами подошли к 3-му этапу. Назовите предлог на этом этапе. На что он указывает? (Рисунок 2), Слайд 9.

Дети. Между. Предмет находится посередине.

Логопед. Правильно, он указывает на то, что предмет находится посередине чего-то. Мы в этом убедились на физминутке. А ещё, этот предлог можно употребить когда происходит беседа между людьми. Возьмите карточки с текстами, прочитайте их по очереди и догадайтесь, между кем идёт беседа. Слайд 10

Дети. Читают короткий диалог. Называют, из какой сказки этот диалог и между кем он происходил в сказке. (Например: «Колобок, колобок! Я тебя съем! – Не ешь меня, я тебе песенку спою». Сказка «Колобок», разговор лисы и Колобка.)

Логопед. Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какую преграду мы помогли преодолеть животным. Открывает картинку с изображением животных, идущих между гор. (Рисунок5),

Слайд 11.


Рисунок 5

Дети. Зверята прошли между гор.

5. Работа с текстом. Дифференциация предлогов сквозь, через, между, правильное употребление предлогов в связной речи.

Логопед. Мамы заждались своих детёнышей. Для того, чтобы они встретились, нам осталось выполнить ещё одно задание.

У детей карточки с текстом «Пожар»:

Горел дом. В горящем доме остался мальчик. Пожарные пробирались________ обломки дома. Они прошли ______ дым. ______ ними и мальчиком был огонь. Но пожарные не испугались и спасли мальчика.

Слайд 12.

Логопед. Прочитайте текст. Вставьте недостающие предлоги.

Дети. Читают текст самостоятельно и вставляют недостающие предлоги.

Логопед. Поменяйтесь карточками и проверьте у своего соседа работу.

Дети. Осуществляют взаимопроверку, поменявшись карточками. Слайд 13.

Логопед. Как вы записали пропущенные предлоги?

Дети. Раздельно со словами.

Итог занятия.

Обобщение результатов деятельности.

Логопед. Вот мы и помогли животным добраться до своих мам. Открывает последнюю картинку и предлагает детям прикрепить своего героя рядом с его мамой. (Рисунок 6),

Слайд 14.

– Какие трудности пришлось преодолеть героям? Почему?


Рисунок 6

Дети. Детёнышам пришлось одним пройти сквозь метель, переплыть через реку, пройти между гор, потому что они не слушали своих мам и отстали от них.

Логопед. Правильно, я желаю вам никогда не теряться, слушайте своих мам, любите их. Предлагаю вам спеть песенку мамонтёнка из известного мультфильма. Слайд 15

Дети. Поют песню.

Рефлексия.

Логопед. Понравилось вам наше приключение? Что запомнилось больше всего? Какие предлоги нам помогали? Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги с другими словами?