Цель урока: Создать условия для активного повторения и обобщения знаний о населении России, прочного закрепления и систематизации усвоенного материала по теме «Население России».
Задачи урока:
- Образовательные: создание условий для формирования самостоятельной деятельности учащихся при определении численности населения разных территорий России, при соотнесении народов с языковой семьей и группой. Применять в работе ранее полученные знания, продолжать формировать навыки и умения анализировать график половозрастной пирамиды, решать проблемные задачи, делать выводы.
- Развивающие: создать условия для развития внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), для закрепления навыков работы учащихся в группе, оформлять в виде единого ответа.
- Воспитательные: повышать интерес к географии, побуждать к поиску новых дополнительных знаний, формировать оценочное суждение.
Оборудование:
- Общее: ноутбук, мультимедийная презентация (приложение 6) , экран, политико-административная карта России;
- На столе у каждой группы: таблица для заполнения для капитана группы (Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент:
- проверка готовности к року;
- проверка отсутствующих;
II. Обобщающее повторение:
1 слайд – заставка
А) Тема сегодняшнего урока – «Обобщающее повторение по теме «Население России» (2 слайд)
Б) Цель нашего урока – это повторение, я постараюсь создать условия на нашем уроке для активного повторения и обобщения знаний о населении России, прочного закрепления и систематизации усвоенного материала по теме «Население России».(3 слайд)
В) Вы сегодня будете работать в группах, выполнять задания всеми членами группы, в конце урока мы подведем итоги, и вы получите отметки по результатам работы группы и личному вкладу, внесенному в общий результат.
После выполнения задания от каждой группы выступит ученик. Ответ группы оценивается при помощи фишек, если ответ правильный и полный – цветная фишка, если неполный и неточный – фишка белая, если нет ответа, то нет и фишки. Индивидуальные ответы фиксирует капитан команды в своей карточке.
Г) 1) Давайте, вспомним, какие темы мы изучили?
- Численность и воспроизводство населения.
- Половозрастной, этнический и религиозный состав населения.
- Миграции населения.
- Размещение населения.
- Трудовые ресурсы.
После ответа учеников 4 слайд.
2) Численность и воспроизводство населения (5 слайд).
Цель: закрепить знания о численности населения России, Ульяновской области, Ульяновска, Засвияжского района, обобщить знания об изменении численности населения России, учёте населения.
Задание №1 (6 слайд с заданием) каждой группе – один вопрос
- Какова численность населения России?
- Какое место Россия занимает в мире по численности населения?
- Население России увеличивается или уменьшается?
Слайд 7 – с ответами
Задание №2 (8 слайд с заданием)
- Какова численность населения Ульяновской области? (1 млн. 321 тыс. 700 человек)
- Какова численность населения города Ульяновска? (632 тыс. 700 человек)
- Какова численность населения Засвияжского района? (215 тыс. 400 человек)
(9 Слайд с ответами)
Задание №3 (10 слайд с заданием)
- Как узнают о численности населения?
- Как проводится периодический учёт?
- Как проводится текущий учёт?
Слайд 11 с ответами
3) Воспроизводство населения (12 слайд)
Цель: закрепить знания о типах воспроизводства, естественном движении населения России, обобщить и систематизировать знания о факторах влияющих на рождаемость и смертность.
Задание №4 (13 слайд с заданием)
- 1 группа – Воспроизводство населения (естественное движение)
- 2 группа – назвать факторы, влияющие на рождаемость
- 3 группа – назвать факторы, влияющие на смертность
Слайд 14 с ответами
Задание №5
1 группа – какие типы воспроизводства населения вы знаете? Чем они отличаются? (15 слайд с заданием)
2 группа (16 слайд с заданием)
- Что такое естественный прирост?
- Какой прирост может быть?
Слайд 17 с ответами
3 группа – «Русский крест» (18 слайд с заданием)
- Почему учёные-демографы применили такое название к этому событию?
- В каком году это произошло?
- Какой демографический термин можно применить к этому событию?
4) Половозрастной состав (19 слайд)
Цель: закрепить знания о половом и возрастном составе населения России, обобщить и систематизировать знания о ПВП.
Задание №6
1 группа – (20 слайд с заданием)
- Какое население преобладает в России, мужское или женское?
- Почему?
2 группа (21 слайд с заданием)
Половозрастная пирамида
- Что это такое?
- Как читать ПВП?
- Что можно узнать по ПВП?
Слайд 22 – изображение ПВП
3 группа (23 слайд с заданием)
- В Рязанской, Тверской, Воронежской, Тульской областях пожилых больше, чем детей.
- В республиках Дагестан, Чечня, Ингушетия детей больше, чем пожилых.
- Почему?
5) Этнический состав населения России. (24 слайд)
Цель: закрепить знания об этническом составе населения России, языковых семьях, обобщить и систематизировать знания о народах.
Задание №7 (25 слайд с заданием) (Приложение 4; Приложение 5)
1 группа «Найди языковую семью и группу»
Карточки с названием народа на столах, карточки с языковой семьей на доске.
2 слайда с ответами 26 и 27
2 группа (28 слайд с заданием) «Найди языковую семью и группу»
Карточки с названием народа на столах, карточки с языковой семьей на доске.
29 слайд с ответами
3 группа (30-31 слайд с заданием) «Найди лишнее в северокавказской семье»
Задание №8 ( для всех групп задание одинаково) 32 слайд с заданием
«Титульный народ»
Назвать и показать на карте территории
Слайд 33 с гербами титульных территорий
6) Религиозный состав населения (Слайд 34)
Цель: закрепить знания о религиозном составе населения России, мировых и национальных религиях, обобщить и систематизировать знания о географии религий.
Задание №9 (35 слайд с заданием)
- 1 группа – Назовите мировые религии, и какие народы России их исповедают.
- 2 группа – Назовите традиционные верования и национальные религии, какие народы России их исповедают.
- 3 группа – Какие верования преследуются законом и запрещены на территории России?
Задание №10 (36 слайд с заданием)
К какой религии относится культовое заведение?
Как оно называется?
37 слайд – 1 гр – дацан, хурал, хурэ
38 слайд – 2 гр – мечеть
39 слайд – 3 гр – православный храм
Задание №11 (37 слайд с заданием)
Назовите международный религиозный центр:
- 1 группа – христиан
- 2 группа – буддистов
- 3 группа – мусульман
41, 42, 43 Слайды с ответами
7) Миграции. (44 слайд)
Цель: закрепить знания о миграциях, причинах миграций, обобщить и систематизировать знания о миграционных потоках в разные периоды.
Задание №12 «Определи форму миграции» (45 слайд с заданием)
От каждой группы по 2 человека, берут карточку с заданием и выбирают карточку с формой миграции. (Приложение 2; Приложение 3)
Задание №13 (46 слайд с заданием)
- 1 группа – перечислите причины современных миграций
- 2 группа – назовите современные потоки миграций
- 3 группа – механический прирост; где в России численность увеличивается за счёт механического прироста
8) Размещение населения России (47 слайд)
Вопросы для всех:
- Расселение…
- Как размещено население на территории России?
- Какова плотность населения России?
- Причины такого размещения?
- Какое население преобладает в России городское или сельское?
Задание №14 (48 слайд с заданием)
- 1 группа – Определение города
- 2 группа – классификация городовРоссии;
- 3 группа – назовите и покажите города-миллионеры на карте.
49 слайд с ответами
50 слайд с ответами – города-миллионеры
Задание №15
1 группа (51 слайд с заданием)
- Назовите функции городов.
- Моно- и полифункциональные города.
- К какой группе относится Ульяновск?
2 группа (52 слайд с заданием)
- Агломерация
- Назовите крупнейшие агломерации в России.
3 группа (53 слайд с заданием)
- Перечислите сельские населённые пункты
- Редко-очаговое расселение.
Д) 54 слайд Терминологический диктант – мультимедийная презентация «Терминологический диктант» (приложение 7).
Е) Подведение итогов урока – (55 слайд)
- По какому разделу мы сегодня обобщали и закрепляли знания?
- Какие темы мы повторили?
- Какие темы вызвали затруднения при изучении?
- Какие темы усвоили лучше всего?
- Помог ли сегодняшний урок в систематизации и обобщении знаний по теме?
III. Домашнее задание:
(56 слайд)
Повторить тему «Население России», подготовиться к письменному опросу.