ЦЕЛЬ:
- научить распознавать тип предложений и уместно употреблять все виды односоставных предложений в устной и письменной речи;
- показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций.
Эпиграф: Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикасается к нему.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя, постановка задачи урока.
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.С.Пушкина. Сегодня на уроке будут звучать стихи А.С.Пушнина. (1 слайд)
- Запишем предложение.
Осень – перемен восемь.
- Что в записанном предложении требует объяснения?
(Постановка тире. Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными).
II. Слово учителя.
- Времена года – удивительное явление природы. Осень – это чудесная, прекрасная пора. Особенно ранняя осень. Её называют «волшебной», «золотой». Пейзаж ранней осени немного грустный и задумчивый. Многие художники обращались к теме осени.
- А кто из русских поэтов особенно любили осень?
(А.С.Пушкин).(2 слайд)
- Да, он пишет: « Каждой осенью я расцветаю вновь»… (3 слайд) Подтверждение этому – его творчество. Осенью поэту писалось легче и больше. Многие русские художники обращались к теме осени.(4-6 слайды)
- Запишем строки из стихотворений А.С.Пушкина.
- Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле… - Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад.
Задание.
- Подчеркните грамматическую основу;
- Какие перед вами предложения по наличию грамматической основы?
(Двусоставные).
- Почему мы их называем двусоставными?
(Есть и подлежащее и сказуемое).
- Какие строки поэта об осени знаете вы? Давайте запишем их.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель, дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
- Что вы видите за несколькими строками поэта?
- Подберите синонимы к словам бранить, блистать.
(Бранить – ругать; блистать – сверкать, отличаться).
- Запишем следующие строки.
Мороз и солнце; день чудесный!
- Подчеркните грамматическую основу предложений.
- Чем интересны эти предложения?
(В них один главный член).
- Как называются предложения с одним главным членом?
(Односоставные).
III. Закрепление материала.
1) (Слайды 7-8) Задание. Выразительно прочитайте строки из стихотворений А.С.Пушкина, обозначьте грамматическую основу; определите тип предложения.
- Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как–нибудь.
- Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
- Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
- Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лёд.
2) Запишите предложения.
1. - Зима!
2. – Ведут ко мне коня.
- Сделайте синтаксический разбор предложений.
- Чем отличаются предложения?
(В первом предложении только один главный член, а во втором предложении есть и главный член и второстепенные члены).
- Как мы называем такие предложения?
(Распространенные и нераспространенные предложения).
- Значит, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Прочитаем материал учебника, страница 86.
- Давайте немного поиграем.
Мы были свидетелями того, с какой необычной убедительность и поэтичности А.С.Пушкин описывает красоты природы. А сможете ли вы назвать эпитеты – прилагательные, характеризующие осень, осеннюю природу.
Игра называется «Азбука» (Вынимаю из мешочка карточки с буквами алфавита, а вы называете эпитеты – прилагательные).
Например: П - пурпурный, З – золотой, К – красивый, О – огненный, облачный, осень, Г – густые, Я – яркие, М- мокрые и т. д.
IV. Подведение итогов.
- Сегодня на уроке мы познакомились с предложениями двусоставными и односоставными. Также прочитали и записали много замечательных строк из стихотворений А.С.Пушкина. Действительно, его поэзия неиссякаема. Читая Пушкина, мы становимся лучше, в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.
V. Домашнее задание. (Слайд 9)
Предлагаю выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» шесть двусоставных предложений или шесть односоставных предложений.