Урок русского языка в 8-м классе. Тема: "Понятие о предложениях двусоставных и односоставных"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (913 кБ)


ЦЕЛЬ:

  • научить распознавать тип предложений и уместно употреблять все виды односоставных предложений в устной и письменной речи;
  • показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций.

 Эпиграф: Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикасается к нему.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя, постановка задачи урока.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.С.Пушкина. Сегодня на уроке будут звучать стихи А.С.Пушнина. (1 слайд)

- Запишем предложение.

Осень – перемен восемь.

- Что в записанном предложении требует объяснения?

(Постановка тире. Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными).

II. Слово учителя.

- Времена года – удивительное явление природы. Осень – это чудесная, прекрасная пора. Особенно ранняя осень. Её называют «волшебной», «золотой». Пейзаж ранней осени немного грустный и задумчивый. Многие художники обращались к теме осени.

- А кто из русских поэтов особенно любили осень?

(А.С.Пушкин).(2 слайд)

- Да, он пишет: « Каждой осенью я расцветаю вновь»… (3 слайд) Подтверждение этому – его творчество. Осенью поэту писалось легче и больше. Многие русские художники обращались к теме осени.(4-6 слайды)

- Запишем строки из стихотворений А.С.Пушкина.

  1. Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле…
  2. Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей.
    Дохнул осенний хлад.

Задание.

- Подчеркните грамматическую основу;

- Какие перед вами предложения по наличию грамматической основы?

(Двусоставные).

- Почему мы их называем двусоставными?

(Есть и подлежащее и сказуемое).

- Какие строки поэта об осени знаете вы? Давайте запишем их.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель, дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

- Что вы видите за несколькими строками поэта?

- Подберите синонимы к словам бранить, блистать.

(Бранить – ругать; блистать – сверкать, отличаться).

- Запишем следующие строки.

Мороз и солнце; день чудесный!

- Подчеркните грамматическую основу предложений.

- Чем интересны эти предложения?

(В них один главный член).

- Как называются предложения с одним главным членом?

(Односоставные).

III. Закрепление материала.

1) (Слайды 7-8) Задание. Выразительно прочитайте строки из стихотворений А.С.Пушкина, обозначьте грамматическую основу; определите тип предложения.

  1. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как–нибудь.

  2. Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница зима.

  3. Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадёт ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.

  4. Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
    Махая гривою, он всадника несёт,
    И звонко под его блистающим копытом
    Звенит промерзлый дол и трескается лёд.

2) Запишите предложения.

1. - Зима!

2. – Ведут ко мне коня.

- Сделайте синтаксический разбор предложений.

- Чем отличаются предложения?

(В первом предложении только один главный член, а во втором предложении есть и главный член и второстепенные члены).

- Как мы называем такие предложения?

(Распространенные и нераспространенные предложения).

- Значит, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Прочитаем материал учебника, страница 86.

- Давайте немного поиграем.

Мы были свидетелями того, с какой необычной убедительность и поэтичности А.С.Пушкин описывает красоты природы. А сможете ли вы назвать эпитеты – прилагательные, характеризующие осень, осеннюю природу.

Игра называется «Азбука» (Вынимаю из мешочка карточки с буквами алфавита, а вы называете эпитеты – прилагательные).

Например: П - пурпурный, З – золотой, К – красивый, О – огненный, облачный, осень, Г – густые, Я – яркие, М- мокрые и т. д.

IV. Подведение итогов.

- Сегодня на уроке мы познакомились с предложениями двусоставными и односоставными. Также прочитали и записали много замечательных строк из стихотворений А.С.Пушкина. Действительно, его поэзия неиссякаема. Читая Пушкина, мы становимся лучше, в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.

V. Домашнее задание. (Слайд 9)

Предлагаю выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» шесть двусоставных предложений или шесть односоставных предложений.