ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Особую актуальность в России приобретает обеспечение безопасности школьников на дорогах населенных пунктов. К сожалению, статистика ДТП с участием детей неутешительна. За 2008-09гг. на территории Мурманской области зарегистрировано 182 ДТП с участием несовершеннолетних.
Основные причины ДТП с годами не изменяются: это неудовлетворительное состояние дорог, нарушения правил дорожного движения пешеходами, несоблюдение очередности проезда, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости. Практически каждое третье ДТП совершено по вине пешеходов. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательным и предупредительным друг к другу.
Основу взаимодействия и “мирного сосуществования” всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное – неуклонно выполнять. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении.
Одним из направлений учебно-воспитательной работы в нашей школе является профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
В нашей школе в 2002 г. создан Центр профилактики предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), разработана программа по профилактике ДТП и изучению правил дорожного движения среди учащихся начальных классов, функционирует специализированный класс по изучению ПДД. Необходимость в этом возникла после того, как по нашей школе стал расти показатель правонарушений ДТП учащихся младших классов (приложение I). Здесь, конечно, сыграло свою роль то, что наша школа со всех сторон окружена дорогами, по которым движется городской транспорт.
В связи с этим обстоятельством потребность углубленного изучения в образовательном учреждении правил дорожного движения (ПДД) с младшими школьниками остается актуальной.
Цель работы – исследовать влияние интегрированного внеклассного занятия по физической культуре с использованием подвижных игр и эстафет на формирование навыков безопасного поведения на дороге младших школьников.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – подвижные игры и эстафеты с дорожными знаками как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге младших школьников.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть гипотезу – интегрированное внеклассное занятие способствует формированию навыков безопасного поведения на дороге младших школьников.
В соответствии с целью и положениями гипотезы были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать статистику нарушений Правил дорожного движения младшими школьниками нашей школы с 2006 учебного года;
- разработать и апробировать различные виды игровых упражнений (с изучением дорожных знаков), которые будут способствовать сокращению нарушений ПДД;
- провести письменное тестирование, позволяющее проверить качество знаний по ПДД в контрольной и экспериментальной группах;
- сравнить результаты;
- в экспериментальной группе провести анкетирование после проведенного занятия.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой нами гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, контрольные испытания.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ШКОЛЕ
1.1. Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ
Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ – это одно из звеньев большой внеклассной работы. Она начинается с составления плана мероприятий по профилактике ДТП на год, который включает в себя проведение декад, месячников “Внимание, дети!”, организацию книжных выставок, конкурсов плакатов, рисунков, сочинений, проведение экскурсий по нашему городу, проведение родительских собраний, классных часов, посвященных данной теме. В начальной школе традиционными стали викторины, музыкальные праздники, инсценирование интермедий. Важным в работе с младшими школьниками является изучение Правил дорожного движения на внеклассных мероприятиях по физической культуре.
Для формирования навыков безопасного поведения на дороге младших школьников нами разработано интегрированное внеклассное занятие по физической культуре с элементами правил дорожного движения, включая подвижные игры и эстафеты. История мировой педагогики свидетельствует, что школьникам гораздо больше нравится играть, соревноваться, чем заставлять себя учиться. И творчески мыслящему учителю физической культуры необходимо воспользоваться этой склонностью детей в профессиональных целях, грамотно включая ситуационно подходящие игры в свои уроки, внеклассные занятия и мероприятия. Связанный с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывает у ее участников проявление смелости, смекалки, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и других ценностных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, в эстафете повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. Игры, эстафеты и соревнования формируют навыки честного, равноправного соперничества, приучают к коллективным действиям, эффективно воспитывают интерес к преодолению препятствий на пути к поставленной цели.
1.2. Использование игровой технологии для достижения навыков безопасного поведения на дороге младших школьников
В своей работе мы используем игровую технологию, ибо в системе физического воспитания игра используется для решения всех задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Необходимо отметить, что понятие “игровой метод” предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, содействуют воспитанию физических качеств. Игровой метод может служить и действенным фактором воспитания у занимающихся положительных моральных и волевых качеств. (В.Г. Яковлев, В.П. Ратников, 1977)
Поэтому основная часть внеклассного занятия содержит различные эстафеты с дорожными знаками: бег с передачей эстафетной палочки (жезла регулировщика), эстафеты “Светофор”, “Грузовики”, “Автомобили” и другие. Таким образом, нами используются игры большой и малой подвижности, которые составлены с учетом физиологических особенностей детей (учитывается распределение нагрузки в ходе занятия), они способствуют развитию не только внимания, но и быстроты, ловкости, координации детей.
1.3. Значение межпредметных связей в процессе преподавания
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на занятиях какой-либо одной дисциплины. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
При организации интегрированного обучения (внеклассных занятий по физической культуре с изучением правил дорожного движения) мы имеем возможность не только обеспечивать более высокий уровень физической подготовки учащихся, но и сохранение жизни и здоровья детей. Мы формируем потребности в здоровом образе жизни, воспитываем навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Отметим, чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения, ибо детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной словесной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, скорость движения транспорта, поведение на дорогах всех участников движения.
Особое внимание мы уделяем жизнесберегающей технологии, реализуя принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.
1.4. Кружок физической культуры – как форма физкультурно-оздоровительной работы в школе
Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в школе является необходимым продолжением учебной деятельности. Она включает в себя организованные и целенаправленные занятия со школьниками, использование которых позволяет проводить спортивные игры, соревнования, праздники, дни здоровья и спорта, секционную работу.
Наиболее популярными и распространенными формами в начальных классах нашей школы являются секционная и кружковая деятельность, позволяющая организовать досуг учащихся согласно их интересам, склонностям и способностям.
С 2008 учебного года я веду кружок по общей физической подготовке с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время, основными задачами которого являются совершенствование и закрепление приобретенных на уроках физической культуры навыков, а также сохранение жизни и здоровья учащихся, повышение двигательной работоспособности, развитие умения целесообразно использовать свои силы, развития навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия, формирования нравственных качеств, развития волевых сфер личности.
Занятия по общефизической подготовке проводятся в течение всего учебного года, два раза в неделю по 45-60 минут. Основным на внеклассном занятии является игровой и соревновательный метод: физические упражнения, подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на детей. Внеурочная деятельность позволяет проводить подготовку детей к участию в физкультурно-спортивных праздниках, днях здоровья, показательных выступлениях.
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Подготовительный этап
Чтобы проверить эффективность проведения интегрированного внеклассного занятия по физической культуре, влияние его на формирование навыков безопасного поведения на дороге младших школьников, нами был проведен эксперимент. Разработан комплекс подвижных игр и эстафет с дорожными знаками для учащихся 2 “Б” класса (приложение 2).
Цель занятия – формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, закрепление знаний и умений ПДД, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди младших школьников при изучении дорожных знаков.
Задачи занятия:
- Расширение и углубление знаний по ПДД посредством игр и эстафет, знакомство с дорожными знаками.
- Развитие быстроты, ловкости, внимания, интереса к дорожной азбуке.
- Воспитание чувства коллективизма, сплоченности команды, бережного отношения к своему здоровью.
Ожидаемый результат – повышение уровня усвоения ПДД на внеклассном занятии и сознательное их соблюдение во внеурочное время.
Для решения поставленных задач мы использовали метод исследования – эксперимент, который включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На 1 этапе, в ходе констатирующего эксперимента, было проведено контрольное испытание – письменное тестирование уровня качества знаний ПДД младших школьников.
На 2 этапе исследовательской работы, в ходе формирующего эксперимента, во 2 “Б” классе были проведены внеклассные занятия с использованием подвижных игр и эстафет с дорожными знаками.
На 3 этапе, в ходе контрольного эксперимента, было проведено повторное контрольное тестирование, что и в ходе констатирующего эксперимента.
2.2. Описание экспериментальной работы. Сравнительный анализ результатов исследования
В эксперименте приняли участие учащиеся 2 “А” и 2 “Б” классов в количестве 30 человек, посещающие кружок физической культуре. Именно в этих классах был высокий показатель нарушений правил дорожного движения (переход дороги в неустановленном месте, на желтый сигнал светофора и т.д.) (Рисунок 1).
Первое тестирование (приложение 3) было проведено в апреле 2009 учебного года. На основании полученных результатов были определены группы: контрольная – учащихся 2 “А” класса и экспериментальная – учащихся 2 “Б” класса.
На диаграмме мы видим, что группа учащихся 2 “Б” класса сделала больше ошибок, чем группа 2 “А” (Рисунок 2).
Отметим, что во 2 “А” классе внеклассные занятия проводились по традиционной программе, без использования игр и эстафет с дорожными знаками. А во 2 “Б” два раза в месяц я включала в занятия игры и эстафеты с элементами правил дорожного движения.
Эксперимент длился с апреля 2009 года по апрель 2010 учебный год. Первое экспериментальное занятие во 2 “Б” классе я провела в апреле 2009 года, после которого школьникам были выданы анкеты (приложение 4). Результаты анкетирования показали: занятие понравилось всем детям; все испытали радость, восторг от проведенных игр и эстафет. Дети узнали много нового о знаках дорожного движения. Особенно им понравились и запомнились такие эстафеты, как “светофор”, “грузовики”, “угадай знак”, “автомобили”. Именно на эти эстафеты указали все ребята. Отметим, что дети изъявили желание еще посоревноваться в ловкости и смекалке, но уже с ребятами из других классов.
В 2010 учебном году я продолжила работу с данной группой учащихся, теперь уже 3 “А” и 3 “Б” классов. В конце апреля этого учебного года был проведен тест и сравнительный анализ уровня качества знаний учащихся.
Его результаты мы видим на диаграмме (Рисунок 3).
Показатели в обеих группах улучшились, но результат у школьников 3 “Б” класса выше (на 22 %), чем у школьников 3 “А” класса (на 7%).
В конце мая была проведена статистика нарушений ПДД учащимися контрольной и экспериментальной групп. На диаграмме (Рисунок 4) показано, что школьниками экспериментальной группы не совершено ни одного нарушения ПДД, а у школьников контрольной группы 3 “А” класса показатель нарушений стал ниже на 3,9% (за счет мероприятий, проведенных классным руководителем).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования теоретически и экспериментально была доказана эффективность влияния интегрированного внеклассного занятия по физической культуре на формирование навыков безопасного поведения на дороге младших школьников.
Проделав данную работу:
- Мы убедились в значимости проведений внеклассных занятий с элементами правил дорожного движения для детей младшего школьного возраста.
- За небольшой промежуток времени, в ходе которого проводилась экспериментальная работа, были достигнуты заметные результаты: уровень качества знаний ПДД до начала экспериментальной работы составлял 25% сделанных ошибок, а после – 3%. Статистика нарушений ПДД в конце учебного 2009 года показывала 19 %, а в конце 2010 учебного года – 0%.
Хочется отметить, что такие занятия рекомендуется проводить в период выхода учащихся после длительных летних каникул, в период полярной ночи и перед уходом детей на летние каникулы, так как именно в данное время нарушения правил дорожного движения встречаются наиболее часто.
Таким образом, интегрированное внеклассное занятие по физической культуре способствуют формированию навыков безопасного поведения на дороге младших школьников. Выдвинутая нами гипотеза в ходе экспериментальной работы была нами доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Внеклассная работа по физкультуре в начальной школе. /Сост М.В. Видякин – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006.
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/Серия “Здравствуй, школа!”. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт._сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Использование ситуативного метода обучения на уроках физической культуры. / “Спорт в школе”, № 3, 2007.
- Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1 – 11 кл.: метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки; классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина, О.Л. Фастова, С.В. Кашлева – 3-е изд.доп. и исправ. – М.:Глобус, 2008.
- Яковлев В.Г. и Ратников В.П. Подвижные игры. Учеб. Пособие для студентов фак. Физ. Воспитания пед. Ин-тов. М., “Просвещение”, 1977.