Занятия дополнительного домашнего образования по разделу "Основы этикета и МЛО"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Из всех утрат нового века одна из самых, пожалуй, прискорбных – утрата искусства писать письма. Конечно, уже давно прошло время, когда они были единственным способом сообщения. XXI век – век научно-технического прогресса. Но не стоит думать, что электронные послания, набранные на клавиатуре, ничем не отличаются от писем, написанных от руки. Такой способ общения не отражает состояния человеческой души. Именно поэтому сейчас много говорится о важности, значимости эпистолярного жанра и о необходимости возрождения утерянных культурных традиций.

Цели:

  • познакомить учащихся с истоками письменности, правилами написания письма;
  • прививать интерес к эпистолярному жанру, развивать умение применять различные виды письма, культуру составления писем;
  • развивать мыслительные процессы учащихся и навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентация Microsoft Office PowerPoint; телевизор, DVD-плеер; мультипликационный фильм «Как было написано первое письмо» (по сказке Р. Киплинга) (Приложение 1) или книга Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (Приложение 2); образцы писем для анализа (Приложение 3); конверты.

Ход занятий

Занятие первое

I. Организационный момент

Слайд 1

Воспитатель: На сегодняшнем занятии вы познакомимся с эпистолярным жанром, который был чрезвычайно популярен в прошлом веке. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Достоевского, Чехова.Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но, тем не менее, нам не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.

Но для начала мы совершим путешествие в далёкое прошлое…

II. Вводная беседа

Слайд 2

Легенда о Минотавре.
Давным-давно на острове Крит жил страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Сбежавший из Греции архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра. В лабиринте были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него было невозможно. Никто не мог спастись от Минотавра.
Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 14 юношей и девушек для питания Минотавра.
Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами. Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления Минотавру, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся чёрными.
На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался всё глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.
Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть об обещании, данном отцу – он забыл сменить паруса с чёрного цвета на белый.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море и погиб. Именно по имени отца Тесея, море назвали Эгейским.
Чёрные и белые паруса в легенде о минотавре – это один из способов передачи информации на расстоянии. В древности существовало много подобных способов, а некоторые из них используются и до сегодняшнего дня.

Слайд 3 Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов (аборигены – это коренное население страны, в данном случае, Австралии) есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым». Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поседения к другому дробью большого барабана – тамтама. Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь, зажжённый на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал, там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвёртом, пятом холме и т. д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.

В наше время жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками – языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко. Поэтому люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Во время войны этот остров был захвачен фашистами, и партизаны, которые боролись с захватчиками, передавали друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.

И много ещё способов придумывали люди, даже передавали особо составленные букеты. Однако у всех этих способов переписки было много недостатков, и самый главный – неточность. Почему? Потому что языки сигналов не могут «принять на себя» всё, что людям надо сообщить друг другу.

Слайд 4 О создании письменности нам живо и красочно рассказал Генри Лонгфелло – американский поэт, живший в XIX веке. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате», а перевёл её на русский язык Иван Андреевич Бунин. Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что сами знают и умеют. Всё знания исчезают – растворяются во времени.

При свиданье с глазу на глаз мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу; а посланники нередко
Искажают наши вести иль другим их открывают.

И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства, Гайавата изобрёл письменность.

Из мешка я выну краски, всех цветов я выну краски
И на гладкой, на берёсте много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали наши мысли, наши речи.
Эти знаки совсем не похожи на современные.
Белый круг был знаком жизни, чёрный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья неба, звёзд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей, и всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он краской линию прямую,
Для небес — дугу над нею, для восхода — точку слева,
Для заката — точку справа, а для полдня — на вершине.
Всё пространство под дугою белый день обозначало,
Звёзды в центре — время ночи,
А волнистые полоски — тучи, дождь и непогоду.

Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

След, направленный к вигваму, был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки, грозно поднятые кверху, -
Знаком гнева и угрозы.

– Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что они хотели сказать друг другу?

(Ответы детей.)

– Правильно, ребята, много. Так много, что изучать эту грамоту надо было не недели и месяцы, а долгие годы.

III. Задание на развитие

Воспитатель: Так появилось рисуночное письмо. Письмо было написано, а трудности в передаче информации остались. Попробуйте, пожалуйста, представить, такую ситуацию: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зелёный чай. Вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами свиток, на котором нарисованы: мышь, лягушка, птица и 5 стрел. Попробуйте-ка разобраться, что все это значит! А разобраться надо, ведь дело тут серьезное! Попробуйте “перевести на русский язык” это послание. Что получилось?

(Ответы детей.)

Вот что, оказывается, сообщил гонец: “Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные градом наших стрел”. Прямо ребус какой-то!

Так что, как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал знакам одно значение, а читавший – другое, то ничего хорошего из этого не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Джозеф Кипплинг в одной из своих сказок.

Слайд 5

IV. Просмотр мультипликационного фильма «Как было написано первое письмо» (по сказке Р. Киплинга)

Воспитатель: Какое открытие сделала девочка? (Написала первое письмо.)

V. Словарная работа

Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, в словаре значение слов, которые будут часто встречаться в ходе дальнейшей работы – письмо, адресат, адресант, корреспонденция.

(Дети находят в словарях и зачитывают значения слов.)

Слайд 6

Письмо (от англ. Writing) – знаковая система фиксации речи и мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние. В своем развитии письмо прошло ряд этапов:

  • пиктографическое письмо;
  • идеографическое письмо;
  • слоговое письмо;
  • буквенно-звуковое письмо.

Адресат (от англ. Addressee) – тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение). Сино­ним: отправитель. Антоним: получатель.

Адресант (англ. addressant, sender; нем. Adressant) – тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Синоним: получатель. Антоним: отправитель.

Корреспонденция

  1. обмен письмами, переписка – вести корреспонденцию;
  2. письма и другие почтовые отправления – доставка корреспонденции;
  3. сообщения о текущих событиях, присланное откуда-нибудь в газету, журнал – корреспонденция из Благовещенска.

VI. Знакомство с основными характеристиками письма

Слайд 7

Воспитатель: «Я к Вам пишу – чего же боле?» – так начала своё письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна Ларина. Они звучит очень красиво и лирично… Сейчас странно было бы получить или написать что-то в этом роде. Другие времена, другие нравы. Всё реже и реже мы пишем письма. И многое теряем… Может быть, и правда, лучше написать длинное и доброе письмо, чем в суете и при плохой слышимости твердить громко то, что должно быть передано трепетно и нежно, ласково и несуетно только одному?

В каких ещё жизненных ситуациях люди общаются посредством писем? (Когда люди разделены расстоянием, когда нужно кого-нибудь поздравить, поблагодарить, попросить).

Слайд 8

Адресант: официальный – неофициальный.

Адресат: официальное лицо – неофициальное; знакомый = малознакомый – незнакомый; близкий – родной.

Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.

Коммуникативная задача: сообщить (оповестить); поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить.

– В зависимости от ситуации общения адресат, адресант и информация могут быть официальными и неофициальными.

– Какова коммуникативная задача письма?

VII. Задание к следующему занятию

Детям раздаются заранее подготовленные тексты писем – Приложение 2.

Проанализируйте тексты писем и назовите их основные характеристики (вид письма в зависимости от коммуникативной ситуации; адресат, адресант, информация в зависимости от ситуации общения).

Занятие второе

Слайд 9

I. Организационный момент

II. Проверка выполнения задания, данного на прошлом занятии

Ребята анализируют тексты писем и называют их основные характеристики (вид письма в зависимости от коммуникативной ситуации; адресат, адресант, информация в зависимости от ситуации общения).

Слайд 10

Воспитатель: Какими бывают письма в зависимости от коммуникативной задачи и ситуации общения? (личное, поздравление, просьба, благодарность)

III. Знакомство с правилами переписки

Воспитатель: Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем – адресатом, и тем, кому оно адресовано, то есть получателем – адресантом, соблюдается выработанный веками порядок, с которым мы сейчас и познакомимся.Уже во времена античной литературы существовал этикет составления писем. Письма античного периода начинались с имени отправителя, затем следовали имя адресата и приветствие, далее – приятные пожелания, и только за ними шел текст.

– Существуют ли правила написания письма?

(Формулирование правил с пояснениями. Некоторые из правил проецируются на экран.)

Слайд 11

Слайд 12

  1. Чужие письма – тайна за семью печатями. Попытка заглянуть в них, независимо от того, кому они адресованы: любимой подруге, маме, брату, незнакомому человеку – всё равно, что влезть в чужой карман или подсмотреть в замочную скважину. Прочесть чужое письмо можно, только если вам это позволил получатель!
  2. Ответить на полученное письмо вы должны как можно скорее. Не позднее чем через 5-7 дней после получения.
  3. Представим, что вы “нацарапали” письмо на грязной, измятой, изорванной бумажке. Оно не богато знаками препинания и пестрит орфографическими ошибками. Как вы думаете, с каким чувством друг будет читать это письмо? Конечно, письмо не контрольный диктант по русскому языку. Но если в 15 строках угнездилось 20 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, шесть зачеркиваний и исправлений, трудно поверить, что вы уважаете того, кому пишете.
  4. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений.
  5. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.
  6. Письмо начинайте с обращений и вежливых слов: “Здравствуйте”, “Добрый день”, “Дорогой…”, “Милый…” и т.д. Приветствие с обращением к тому, кому адресовано письмо (ты или Вы).
  7. Сообщить новости, поделиться мыслями, чувствами, переживаниями, посоветоваться, утешить, поспорить, убедить. Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли с ним говорить. Человеку малознакомому пишите сдержанно.
  8. Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: “Счастливо!”, “Всего доброго!” и т.д.
  9. Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, подставив 2 латинские буквы P.S., что означает post scriptum – “после написанного”.
  10. Никогда не употребляйте шаблонных, безвкусных выражений: “Лети с приветом – вернись с ответом”; “Жду ответа, как соловей лета”, “Найдете ошибку – принимайте за улыбку”. Если хотите пошутить – шутите сами; если хотите что-то сказать – скажите свое, простое, нежели чужое, пустое и вычурное.
  11. Главное требование: получатель письма должен чувствовать, что с ним как будто разговаривают, его уважают и ждут ответа.

IV. Знакомство со схемой написания писем личного характера

Воспитатель: Ребята, вы часто получаете письма? А сами умеете их писать?

– Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях. А с чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на «вы» или «ты»? От чего это зависит? А чем заканчивается письмо?

– Проанализируйте тексты писем. Какие части можно выделить в письме? (Приветствие, основная часть, слова прощания или заключение).

– Попробуйте самостоятельно составьте схему письма, подчеркните слова, характерные для каждой части письма.

Выступление воспитанников. Схемы писем вывешиваются на доску, сравниваются между собой, а также с готовой схемой, составленной учителем. Зачитываются слова, характерные для каждой части.

Слайд 13

Структура письма:

  1. Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.
  2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.
  5. Подпись. Дата.

Воспитатель: А схематично письмо личного характера можно изобразить так.

V. Знакомство с правилами оформления конверта

Слайд 14

Воспитатель. B рассказе Антона Павловича Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нём адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

– Чтобы письмо нашло своего адресанта, то есть получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес.

Слайд 15

Конве́рт (нем. Kuvert, фр. couvert, couvrir — покрывать) — оболочка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов. Наиболее распространены почтовые конверты.

Слайд 16

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

Воспитатель: Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определённое место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 309277. 309 – Белгородская область, Белгород, 277 – номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте.

Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолёте. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку.

Слайд 17

Почто́вая ма́рка — специальный знак, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Служит для облегчения сборов за пересылку предметов (отправлений), осуществляемых почтой. Наклейка марки на любое почтовое отправление свидетельствует о факте оплаты услуг почтового ведомства (прежде всего — пересылки и доставки корреспонденции: писем, открыток и т. п.).

Обычно марка представляет собой листок бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесённым на оборотную сторону. Помимо номинала, на марках может указываться наименование почтовой администрации, их выпустившей; зачастую на ней изображены различные символы, декоративные элементы и рисунки.

Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.

VI. Закрепление

Воспитатель: Кто-то сказал, что письмо – фотография души. Наверно, это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чём-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях.

Итак, ребята, подходит к концу наше второе занятие. Давайте вспомним, какие правила составления писем вы узнали.

(Слайд 18 – методика незаконченного предложения – каждый воспитанник пишет в своей тетради. Слайд 19 – по окончании работы – самопроверка.)

  1. В правом верхнем углу письма должна быть поставлена… (дата).
  2. Обращение обычно пишут… (в начале письма, обычно в середине первой строки).
  3. В конце письма следует… (подписываться).
  4. Поля оставлять… (обязательно).
  5. Почерк должен быть… (таким, чтобы письмо не превращалось в ребус).
  6. Карандашом писать… (можно только в крайнем случае).
  7. Лист должен быть… (чистым, аккуратным, обрезанным, а не оторванным со всех сторон).

VII. Итог занятия

Воспитатель: Перед вами на стол лёг чистый лист бумаги. Посмотрите, как он прекрасен! Сейчас вы нарушите его белизну. Для чего? Для того чтобы кто-то читал и перечитывал то, что вы написали, бережно хранил дорогое письмо? Или для того чтобы, запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздражённо скомкал и бросил в мусорное ведро? Подумайте…

Слайд 20 И в заключение мне хочется дать вам, ребята, ещё несколько советов:

  1. Старайся писать ясно и просто.
  2. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
  3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
  4. Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.
  5. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Слайд 21 Применив всё то, о чём мы говорили на наших занятиях, вы обязательно напишете красивое и правильное письмо.

Пишите. Ваших писем ждут.

Конкурс «Напиши мне письмецо…»

В заключение детям на выбор предлагаются темы для написания писем: «Письмо президенту», «Письмо другу. Яркое событие моей жизни», «Моему учителю (воспитателю)», «Письмо моей семье», «Хочу рассказать тебе о своем родном крае», «Письмо ветерану», «Помоги нам выжить… (письмо жителям планеты от диких животных)».

Итоги конкурса подводятся по истечении 7 дней после его объявления.