Проведение уроков рефлексии в рамках технологии проблемного обучения

Разделы: Начальная школа


“Единственный путь, ведущий к знанию, –   это деятельность”

Бернард Шоу

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах. (Из книги А.Грина “Принципы педагогической техники”)

Главная задача образовательного процесса в современной российской школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из них является проблемное обучение. Многие идеи его сторонников (В.Ф. Зуева, М.Н. Скаткина, А.К. Бекитова, Б.Е. Райкова, В.А. Сухомлинского и др.) остались не реализованными и по прежнему актуальными.

Цель и назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами исследования.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций, требующих активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Способность школьников к самоизменению и саморазвитию формируется при организации учебного процесса по технологии проблемного обучения в основе которого лежит деятельностный метод, имеющий следующую структуру: мотивация к учебной деятельности, пробное действие, фиксирование индивидуального затруднения, выявление причин затруднения, построение и реализация проекта выхода из затруднения, самоконтроль, осознание собственной деятельности по выходу из затруднения и самооценка. Уроки, построенные таким образом, мы называем уроками развивающего типа. При введение нового знания они уже около 10 лет применяются в школе.

Но если новое знание – понятие, способ действия, – “открыты” учащимися, то возникают насущные вопросы: Как организовать работу, чтобы это знание было усвоено каждым из них? Может ли быть гарантией усвоения формальное решение энного количества заданий энного типа?

Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв её причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Поэтому важно и этот процесс формирования необходимых умений и навыков применения нового знания строить на основе метода рефлексии, то есть сделать развивающим. Уроки, на которых отрабатываются предметные умения и навыки и одновременно формируется общеучебное умение самостоятельно корректировать собственную деятельность получили название уроков рефлексии.

Начать подготовку к урокам необходимо с анализа типичных ошибок и затруднений, которые могут возникнуть у учащихся при изучении данной темы. Такой анализ позволит составить список понятий, правил, свойств, алгоритмов, которые требуют тренинга и коррекции.

Составленный список позволит подобрать задания для самостоятельной работы на применение зафиксированных способов действий.

Перед выполнением самостоятельной работы необходимо организовать повторение выбранных правил и алгоритмов и зафиксировать их на доске. Но это не должно быть обычным повторением правил. Нужно подобрать задания так, чтобы во время их выполнения учащиеся свободно комментировали свои действия и проговаривали правила, которые они используют. При этом разрешается, и даже считается необходимым рассматривать разные способы получения результата. Кроме того, предлагается также выбрать рациональный способ выполнения задания.

Затем актуализированные алгоритмы и определения закрываются, и ученикам предлагается выполнить самостоятельную работу.

После завершения самостоятельной работы организуется её самопроверка.

Для проведения самопроверки готовится образец и эталоны (подробное решение с их обоснованием).

После выполнения самопроверки по образцу учащиеся фиксируют свои результаты в тетрадях.

На этом этапе класс делится на две группы: те учащиеся, которые не допустили ошибок при выполнении самостоятельной работы, и учащиеся, допустившие ошибки.

Первая группа проверяет свою работу по эталону для самопроверки, затем получают дополнительные задания, задание повышенного уровня, творческого характера.

Для работы с учащимися, у которых возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы, учитель составляет диалог, с помощью которого они должны локализовать место ошибки и определить правило, на котором была допущена ошибка. Эта работа позволяет детям определить и сформировать цель своей дальнейшей деятельности по коррекции возникших затруднений.

Чтобы научиться корректировать ошибки в любых заданиях, необходимо построить с ними общий алгоритм исправления ошибок. Этот алгоритм можно построить вместе с учащимися постепенно в ходе ряда уроков рефлексии. Алгоритм может иметь вид блок-схемы, которая является результатом ответов на вопросы, подготовленных учителем.

Далее учащимся предлагается самостоятельно работать по исправлению своих ошибок, используя составленный алгоритм исправления ошибок.

После того, как учащиеся исправят допущенные ошибки, им можно предложить придумать и решить аналогичные задания или выбрать его из заданий, предложенных учителем.

В заключительной части данного урока необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная в начале урока цель, какие алгоритмы вызвали наибольшее затруднение.

Таким образом, на уроке рефлексии не только повторяется и закрепляется ранее изученный материал, но и формируются необходимые для жизни способности к коррекции собственной деятельности на основе рефлексивного метода.

Кроме того, умение видеть проблемы, задавать определение понятиям, проводить наблюдение и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире. Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся.

Презентация