Пояснительная записка
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Опыт работы показал, что прогулки дают возможность, как для физического, так и умственного, и нравственного, и эстетического развития дошкольников.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на свежем воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
В силу возрастных особенностей дошкольники не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Поэтому мы, воспитатели, должны педагогически правильно руководить деятельностью детей на прогулке, а также создать им условия для разнообразной деятельности.
Это послужило шагом к созданию методических разработок по теме "Организация образовательной деятельности старших дошкольников на прогулке".
Цель: Всестороннее развитие и воспитание детей через правильно организованные, продуманные прогулки.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- укреплять здоровье детей, способствовать правильному физическому развитию;
- учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и использовать полученные знания в играх;
- развивать мышление, память, внимание, речь, творческую активность , фантазию, восприятие и воображение;
- формировать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость, желание стать другом и защитником природы;
- расширить кругозор детей,
- воспитывать у детей активность, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр, чувство коллективизма;
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;
- совершенствовать основные виды движений.
Планирование образовательной деятельности детей на прогулке предполагает интеграцию деятельности по образовательным областям: "Коммуникация"
- "Социализация"
- "Здоровье"
- "Физическая культура"
- "Безопасность"
- "Познание"
- "Труд"
Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов прогулки.
Основными компонентами прогулки являются:
- наблюдения,
- беседы,
- подвижные игры и игровые упражнения,
- дидактические игры,
- трудовые действия,
- индивидуальная работа.
Важным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления о мире природы, обогащают детские эстетические представления. Умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать, что является одной из задач, решаемых в рамках образовательной области "Коммуникация".
Игра - как одна из форм освоения детьми образовательной области "Социализация", является одним из основных элементов прогулки. При организации деятельности на прогулке планируется проведение:
- дидактических игр, направленных на развитие внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи. Они позволяют закрепить и расширить знания детей об, окружающем мире, учат ощущать себя личностью, понимать и уважать других.
- подвижных игр, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества, фантазии. Такие игры вырабатывают у детей выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности. Дети учатся действовать в коллективе, что укрепляет эмоциональные контакты между детьми. Подвижные игры на прогулке оздоравливают, укрепляют организм и тем самым способствуют профилактике заболеваний.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный с взрослыми трудовой процесс. Именно в такой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.
Используемые на прогулке пальчиковые игры, стихи, забавы, загадки, считалки, пословицы поддерживают познавательный интерес и развивают коммуникативные навыки детей.
Не все дети одинаково активны, инициативны, выносливы, работоспособны, поэтому необходим выбор оптимальной нагрузки для каждого ребенка, подбор упражнений и заданий с учетом индивидуальных особенностей. При планировании деятельности детей на прогулке необходимо индивидуализировать нагрузку в соответствии с возможностями и способностями детей.
Последовательность проведения компонентов прогулки варьируется в зависимости от:
- предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятия по развитию речи - подвижную игру);
- от времени года (в холодный период предусматривается проведение игр с большей подвижностью);
- от познавательных интересов детей.
Планируем проведение прогулок - экскурсий, на которых дети в естественной обстановке наблюдают явления природы, сезонные изменения определенной природной зоны.
Материал подобран и систематизирован в рамках каждого из сезонов года.
Данные разработки имеют следующую структуру:
- перспективное планирование организованной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке;
- конспекты прогулок;
- подвижные игры согласно возрасту;
- дидактические игры;
- пальчиковые игры;
- загадки, считалки, пословицы, стихи, заклички.
В целях выявления интегративных качеств у детей проводится мониторинг деятельности на прогулке. Для его проведения разработан диагностический инструментарий.
Данные мониторинга позволяют сделать выводы о положительной динамике результатов работы.
У детей сформировались способности:
- овладевать основными движениями в соответствии с возрастом;
- проявлять устойчивый интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- делать самостоятельно выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и использовать полученные знания в играх;
- проявлять творческую активность, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
- работать коллективно, убеждать, объяснять, доказывать;
- сформировались нравственные качества, привычки и навыки здорового образа жизни;
- сформировалось бережное отношение к окружающему миру;
- повысилась культура речи.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.