Цель:
- Уточнить представление учащихся о годе, месяце и сутках, о соотношениях между ними.
- Познакомить с 24-часовым исчислением времени.
- Учить преобразовывать единицы времени из мелких в крупные, из крупных в мелкие.
Оборудование: карта путешествия, пословицы о времени, иллюстрации, тест.
Ход урока
1. Организация класса:
- Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.
2. Актуализация знаний:
- О чём это стихотворение? Что же такое время?
- Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении - от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. И сегодня мы будем путешествовать по реке времени.
- Наше путешествие начинается со "Старта".
- А где же мы должны закончить путешествие? ("Финиш")
- Было ли с вами такое, прошёл час, другой, третий, а вам показалось, что прошло совсем мало времени. Когда так бывает? (Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом.)
- Недаром говорят: "Счастливые часов не наблюдают".
А случается и так, что время ползёт очень медленно. Было такое? (Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется.)
- Пословица гласит "Скучен день до вечера, если делать нечего".
- Немало существует пословиц и поговорок о времени "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь".
- Почему так говорят? (Жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.)
Часы.
- Измерить длину просто. С помощью чего мы сможем измерить?
Просто измерить и массу? Как можно измерить массу?
- Время же нельзя было измерить ни линейкой, ни шагами, ни с помощью гирек. Нужно было искать мерку для времени. Древний человек долго наблюдал за явлениями природы, пока не понял, что самой надёжной мерой является движение солнца. Оно всходило, двигалось и уходило за горизонт, не ускоряя, ни замедляя своего "шага". Взглянув на солнце, древний человек определял много или мало времени осталось у него, чтобы закончить работу. Но это можно было определить днём, а как же ночью? Человек заметил, что ночью звёзды перемещаются по небосклону. Надо было только выбрать звезду и следить за её движением.
11- Первым прибором, отсчитывающем время, были солнечные часы. На ровной площадке устанавливали столб, и измеряли длину тени, которую он отбрасывал на землю. По длине тени судили о часе суток.
Но солнечные часы показывали время недостаточно точно и только в солнечную погоду. А нужно было знать время в любую погоду и в любое время суток. Вот почему были изобретены водяные, песочные, огненные часы.
- Сейчас существует множество различных часов по механизму действия. (Механические, песочные, электронные, маятниковые).
- А какие существуют часы по месту их применения, размещения? (Настенные, настольные, карманные, наручные)
Работаем в парах: - Определить какое примерно время изображено на картинках.
Проверка.
- Послушайте стихотворение "Часы с боем".
Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" -
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.
Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик -
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы - любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!
Сутки.
- Что же такое сутки?
Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
- Говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния. Точность при определении времени людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь. Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца. Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".
- А как же сейчас мы определяем какое время суток?
- Почему говорят, что в сутках 24 часа, ведь на часах только 12 цифр?
- Началом суток является полночь 0 ч. Счёт часов идёт от начала суток и после полудня каждый час имеет двойной порядковый номер 1 час дня - это 13, 2 ч дня - это 14.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
- Работа в группах: Марина встала, когда зазвенел будильник, который она завела на 7 часов утра. Ей понадобилось 15 минут для того, чтобы умыться и одеться, 10 минут, чтобы позавтракать, 5 минут на уборку комнаты, 20 минут на зарядку, и 10 минут на то, чтобы дойти до школы. Сколько свободного времени осталось у Марины до начала занятий, если выяснилось, что её будильник опаздывает на 5 минут, а занятия в школе начинаются в 8.30?
Физминутка:
Громко тикают часы (наклоны в стороны)
Тик-так, тик-так.
В школу нам пора идти, (ходьба)
Тик-так, тик-так.
Мы учебники собрали, (наклоны вперёд)
Тик-так, тик-так.
В школу дружно зашагали (ходьба)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы)
Месяц.
- Многолетние наблюдения позволили подметить, что луна постоянно меняет свой вид. То она похожа на серп, а то полный круг, как блин. Люди посчитали, что от одного новолуния до другого проходит почти 30 суток. Эти 30 суток и определяли число дней в календарном месяце.
- Сколько дней в месяцах? (30, 31, 28 или 29)
- Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.
- Тест: выбрав правильные ответы, составив буквы, прочитаете слово.
1. Самая мелкая единица времени: а) час
с) секунда
м) век
е) год
2. Какое утверждение верное?
б) в одном часе - 60 секунд
у) год - это 365 суток
т) в веке - 365 месяцев
3. Найди ошибку:
с) 2ч 10 мин. = 130 мин.
п) 3 сут. = 74 час.
о) 1 в. = 100 лет.
4. В каком ряду единицы времени расположены в порядке убывания:
е) век, год, месяц, неделя
д) секунда, минута, час, сутки
и) век, сутки, год, минута
5. Какое из утверждений верное?
в) 1/2суток-14 часов
д) ? часа - 12 мин.
р) 1/12 года - 1 месяц
- Какое слово получилось? (СУПЕР)
- Вы супер как хорошо справились с заданиями.
Год.
- В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? - Это год.
- Однако по солнцу и звёздам можно определить небольшие промежутки времени. Людям требовалось заранее знать время наступления холодов или потепления. Человек должен был научиться определять сроки посева и ухода за растениями. Люди наблюдали, что дни летом постепенно убывают, зимой становятся совсем короткими, а затем начинают увеличиваться, это всё происходит в один и тот же промежуток времени. Так и была установлена единиц - год. Звездочёты установили, что смена природных явлений повторяется через 365 суток.
- Назовите осенние, зимние, летние, весенние месяцы.
- Расшифруй пословицы и поговорки, заменяя выделенные числа на более крупные единицы времени.
100 лет живи, 100 лет учись. (Век живи, век учись)
Обещанного 36 месяцев ждут. (Обещанного 3 года ждут)
Делу время, а потехе 60 минут. (Делу время, а потехе час)
7 дней 12 месяцев кормит. (Неделя год кормит)
3. Итог урока:
- Вот мы и добрались до финиша по реке времени. Что мы вспомнили, а что может быть узнали новое сегодня во время нашего путешествия? Что получилось хорошо, а над чем нужно ещё работать?
4. Домашнее задание: найти интересные факты о временных данных.