Конспект занятия с детьми средней группы "Кто как к зиме приготовился?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Умственное развитие ребенка сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Но основным его содержанием является развитие тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования при решении разнообразных задач.

Основа развития этих способностей - овладения действиями замещения и наглядного моделирования.

Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей, схематических рисунков, ведет к появлению возможности употреблять заместители и наглядные модели "в уме", представлять себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее "видеть" возможные результаты собственных действий.

В статье представлен конспект совместной деятельности с детьми средней группы, построенный на основе системы развивающих игр Леонида Абрамовича Венгера и модели ступенчатой интеграции Дианы Ивановны Воробьевой.

Цель:

  • Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, лиса, медведь, еж).
  • Показать зависимость между живой и неживой природой.

Задачи:

  • Развивающие
  • Активизировать словарь детей за счет слов: нора, дупло, логово, берлога.
  • Развивать слуховую, двигательную, зрительную память у детей.
  • Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
  • Развивать просодическую сторону речи: сила голоса (громко, тихо).
  • Развивать у детей навыки связной речи (речь - диалог)

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к животным.
  • Учить отзывчивости, умению переживать за того, кто попал в беду.

Образовательные

  • Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой.
  • Формировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
  • Закрепить представления о том, что у каждого времени года свои особенности, от которых зависят образ жизни и внешний вид животных.

Материал:

1. Старичок - лесовичок

2. Картинки с изображением осенних и зимних пейзажей.

3. Картина со спрятанными животными.

4. Для коллажа: изображение зверей, их жилищ, зимний пейзаж.

5. Волшебные снежинки.

6. Аудиозапись с волшебной музыкой.

7. Игрушка Зайчик, платочек.

Ход занятия

I.

Волшебная музыка

В.: Ребята, что это за музыка такая волшебная, откуда она, смотрите, кто это появился у нас в гостях. Это Старичок-лесовичок.

Л.: Я пришел к вам из волшебного леса. У нас в лесу сейчас красиво - зима! А у вас что - осень еще. (Нет, у нас тоже зима).

Л.: Не может быть. Вы, наверное, что-то напутали. (Дети рассказывают лесовичку приметы зимы, сравнивая с осенними).

В.: А давайте докажем лесовичку, что мы с вами все знаем, поиграем в игру "Что сначала, что потом?" (картинки осени и зимы).

Л.: Молодцы, ребята, действительно вы все знаете. А хотите, я возьму вас к себе в гости, в свой волшебный лес и вы посмотрите как у нас интересно. (Да!)

Л.: только просто так туда не попасть, чтобы мы могли там с вами оказаться, нужно нам загадки отгадать.

Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост -
Все знаем мы : (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Л.: А сейчас заиграет волшебная музыка, мы превратимся в снежинок и полетим в волшебный лес.

волшебная музыка

II.

Л.: Вот вы и у меня в гостях. Только у меня в лесу действует одно правило, говорить надо по очереди не перебивая друг друга. Чтобы мои звери не испугались. Смотрите, какую картину нарисовал для меня художник. Только картина это не простая, а волшебная - на ней спрятаны зверюшки. А ну-ка попробуйте их найти!

1.

- Как вы думаете, в дереве может кто-нибудь прятаться? (Открываем).

- Кто это? (белка)

- Почему белка спряталась в дупло? (наступила зима, стало холодно, морозно)

- Как белка приготовилась к зиме? (сделала запасы).

- Что белка запасла себе на зиму? (грибы, орехи)

- Зимой стало очень холодно, что еще сделала белочка, чтобы не замерзнуть? (поменяла шубку, шубка стала более пушистая, теплая, стала другого цвета - серая)

- Зачем белочка поменяла цвет шубки? (чтобы быть менее заметной)

(два кружка серый и оранжевый прикладываем к стволу дерева. Выясняем, кружок, какого цвета менее заметный)

2.

- Смотрите, какая снежная гора. Может там кто-то прятаться? (Открываем)

- Кто это? (Медведь)

- А как мишка приготовился к зиме? Что медведь делал все лето, что бы потом спать в берлоге всю зиму?

3.

А вот пенек. Можем мы внутри кого-нибудь найти?

- Кто это? (ежик)

- Что делает ежик, чтобы пережить холодную зиму?

- (Ежик делает запасы)

- Что приготовил себе ежик?

4. А вот сугроб кто-то там прячется? (Лиса)

- Где лиса живет? В норе.

- Как лисичка подготовилась к зиме?

- Лисичка зимой спит?

- Что делает лисичка?

5. Смотрите еще один сугроб. Кого мы там найдем? Волк

- Как называется жилище волка?

- Что делает волк зимой?

Л.: Молодцы, ребята всех зверей нашли на картине, но один житель моего леса - зайка, спрятался в другом месте. Давайте его позовем. Наверно он испугался, мы очень громко его позвали, давайте позовем его тихо. Не показывается. Ой, а тут кто-то спрятался. Давайте не будем резко открывать, и пугать, а попробуем осторожно узнать его на ощупь.

- Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали. Да правильно. Еще раз проговариваем, какой зайка. По очереди.

- какого цвета у зайки шуба?

- почему она летом серая, а зимой белая?

Л.: Ребята, пока мы с вами играли, звери мои что-то напроказили. Попросила я художника, что бы он мне еще одну картину нарисовал. Где бы всех зверей было видно, как они зимуют. А зверюшки то мои попозировать ему должны были, показать, кто как зимует. А они что сделали, посмотрите. Да наверно, вы сами не знаете в чем тут дело. (Знаем).

- тогда покажите мне как зайчик двигается (Молодцы)

- а как лисичка (умницы)

- а как мишка - медведь. Да все правильно, думаю, вы сможете помочь мне.

(Исправляем несоответствия)

Л.: ой, ой, ой, остался я без картины.

В.: Ребята, а давайте поможем лесовичку и сделаем для него картину Волшебного зимнего леса. (Создание коллажа). Вот лесовичок мы все исправили, только нам в садик возвращаться пора. Мы тебе картину в группе доделаем и пришлем в подарок.

Л.: Спасибо вам ребята, а у меня тоже для вас подарки есть - волшебные снежинки. Они помогут вам вернуться обратно в детский сад. И будут напоминать вам о нашей встрече.

А теперь взмахните снежинками. Волшебная музыка.

III.

В.: Вот ребята мы с вами и вернулись обратно. Понравилось вам в гостях у лесовичка. А что понравилось больше всего.

Дать положительную оценку детям.