Эмоциональная сфера представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Эта система откликов формируется и дифференцируется в ходе роста и развития человека, "узнавания" им жизни, изменения и усложнения его связей с людьми, с окружающей средой, с обществом в целом. Динамика этих откликов, заключающаяся в смене различных чувств и эмоциональных состояний в соответствии с выполняемой человеком деятельностью, с воспринятыми им воздействиями, и образует то, что можно назвать эмоциональной жизнью личности.
Эмоциональное отношение учащегося к школе в значительной мере определяет и успех воспитательного влияния педагогического коллектива школы. Когда учащийся любит школу и в связи со школой у него возникают многочисленные и затрагивающие его внутренний мир переживания, учителя могут гораздо успешнее влиять на него, чем когда он равнодушен к школе.
Школа может привлекать учащегося разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе, от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с учителем, открывающее для его духовного мира нечто новое.
Эмоциональное отношение к школе характеризуется динамичностью. Это относится не только к изменению содержания этого отношения в разные возрастные периоды учения школьника, но и к тому месту в эмоциональной жизни учащегося, которое школа занимает среди других явлений жизни.
Понятно, что учитель - именно та ключевая фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль. Но отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву "сильного" учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) все, что он о нем думает. А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о своей "оценке" учителя.
Наше исследование и есть та самая редкая возможность донести до учителей мнение учеников о них, заставив их взглянуть на себя со стороны и, возможно, усовершенствовать методы и стиль преподавания, пересмотрев свое отношение к учащимся.
Нами проведено анкетирование в двух гимназиях г.Новосибирска с целью изучения представлений учащихся об образе идеального учителя. К исследованию было привлечено 175 испытуемых из числа учащихся 8-х классов указанных учреждений образования. Основным диагностическим средством выступал "Метод незавершенных предложений".
Анализ ответов испытуемых позволил получить достаточно информативные сведения о ключевых проблемах школьников, наличии и характере конфликтов, возникающих в сфере "Учитель - ученик".
Оценка результатов анкетирования проводилась по следующим позициям:
Учителя нужны для того, чтобы:
Традиционные ответы: "учить детей разным наукам, воспитывать их" обнаружены у 55% испытуемых. Развернутые позитивно ориентированные ответы ("выводить детей в люди", "учить этикету", "чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности", "учить уму-разуму, жизни", "учить общению и хорошему поведению", "наставлять на правильный путь", "пополнять наш лексикон", "чтобы остались светлые воспоминания о школе") дали 15% испытуемых. У 30% испытуемых наблюдались негативно окрашенные ответы, иногда с оттенком агрессивности: "прикалываться над ними", "вбивать в головы детей знания и читать нотации", "жаловаться директору и родителям", "кто сказал, что они нужны?"
В моем понимании идеальный учитель должен быть:
Портрет идеального учителя получился разносторонним. Идеальный учитель должен быть: понимающим (75%); уважающим своих учеников (53%); внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (35%); справедливым в требованиях (80%) - "не орать на своих учеников", "наказывать тех, кто мешает другим на уроке"; "интеллигентным, образованным" (45%); умеющим доступно излагать материал (49%); быть сдержанным, тактичным; не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык (19%); быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними; с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (10%); красивым, добрым (23%); обладать чувством юмора (40%); не говорить плохо об окружающих его людях; не опаздывать на уроки. Были и такие ответы, как: "Это моя первая учительница", "В нашей школе только два таких учителя", "Идеальных учителей нет" (10%).
Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает:
Самая наболевшая и застарелая обида - это несправедливое оценивание учеников (80%): "двойки ни за что", "два за то, что не понял материал", "учитель занижает оценки". Также вызывает гнев учеников грубость учителей (38%), плохое настроение, срываемое на школьниках ("нервных людей нельзя пускать на работу в школу"); "когда учитель доделывает на уроке макияж, а на нас срывает злобу"; "очень быстро говорит и злится, оттого, что его не понимают" (10%), "выделение любимчиков" (15%), когда задерживают на перемене (23%), обзываются, много задают на дом ("ученик тоже человек, а не робот для приготовления уроков") (37%); лезут в личную жизнь ("следят за нами, а потом "стучат" родителям, что мы выбираем не тех друзей") (30%); сплетничают, "навешивают" ярлыки на тех, кого не любят и делают "козлом отпущения", а любимчикам и подлизам все сходит с рук" (20%); не верят, когда говоришь правду (15%), когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%).
Однажды на уроке учитель сказал:
Все варианты завершения испытуемыми данного предложения условно можно разделить на три категории. Первая категория, куда мы отнесли варианты ответов, связанные с так называемыми "учительскими ляпами", вызывающими у школьников улыбку. Например: "Вытирайте доску мокрой тряпкой, я сижу в мелу, как новогодняя елка"; "Дура я вам, что ли?"; "Нечего раздумывать - идет контрольная"; "Кто за то, чтобы я была учителем, а кто - против?!".
Вторая категория ответов, в рамках которых педагогическая речь вызывает не столько улыбку, сколько недоумение и досаду. Например: "Мы не фашисты, а укольчик поставим" (отправляя учеников на прививку в мед.кабинет); "Вы одноклеточные амебы, которые не умеют себя вести" (учитель биологии); "Художник от слова "худо"; "Ты чего, ядрена-вошь, без меня баранки жрешь?" (замечание учителя жующему ученику); "От десятого класса плохо пахнет"; "Заедрит твое пробирку, водородо-хлоро-мать"; "У меня нет врагов, но если они появляются:"; "Ты не умный, дневник на стол, два!".
Третья категория ответов испытуемых по поводу педагогической речи - это высказывания агрессивно-враждебной, умаляющей личностное достоинство учащихся направленности, недопустимые ни с точки зрения педагогической этики, ни с позиций межличностного (диалогического) общения. В частности, это ответы: "Вы - тормоза перестройки"; "Больные идиоты, обломаетесь на оценках"; "Я позабочусь, чтобы одним дебилом в школе стало меньше"; "Я буду мстить, и месть моя будет кровавой"; "Ты учишься хуже всех, хуже тебя человека найти нельзя"; "Учитель обругал меня матом".
Учитель никогда не должен:
Учащиеся единодушны во мнении о том, что педагог не имеет права "поднимать руку на учеников"; "бросать мелом, линейкой или тряпкой в учащихся"; "оскорблять их, особенно при всем классе, словами, типа: "Ты, тупоголовый баран, будешь соображать?"; "орать так, что стекла в классе звенят"; "доводить ребенка до слез"; "говорить обидные слова"; "опаздывать на урок"; "забывать давать на дом задание"; "задерживать класс на перемену"; "угрожать, показывать свое плохое настроение"; "унижать при всех, как бы плохо ученик не учился, а затем в коридоре один на один извиняться, боясь, что ученик расскажет родителям"; "быть двуличным, называя при директоре учеников "детки мои", а без него "вот уроды, навязались на мою голову"; "ставить в журнале двойку по предмету из-за поведения, или единицу за пропуски"; "не гонять за внешний вид, ведь для подростка это способ самовыражения"; "не попрекать обеспеченностью родителей"; "не оскорблять родителей учеников: "Яблоко от яблони:" или "От осинки не родятся апельсинки".
По мнению испытуемых, учитель не должен быть эгоистом, не должен ненавидеть ученика, а также нарушать устав школы и права учащихся.
Следует отметить, что далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно настроены по отношению к своим учителям. Значительная доля учащихся уважает, ценит и искренне любит своих учителей за их вдохновенный, творческий труд, заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним.
Подводя краткие итоги, можно отметить, что каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как: внимательность, эрудиция, доброта, тактичность, понимание, справедливость, искренность, любовь к детям. Одним из критериев "идеального учителя" они видят педагога, который умеет работать не только с гениями, но и с "не совсем гениями", а главное - учитель должен учить детей с желанием.
Один из учащихся написал: "Учителя нужны для того, чтобы остались светлые воспоминания о школе". На этой оптимистической ноте мы и завершим представление результатов исследования об образе идеального учителя:
Вершина знаний высока
И к ней ступенек много.
Пусть будет для ученика
Счастливою дорога!
Литература.
- Андриенко Е.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации учителя // Сибирский педагогический журнал. - 2004, №1
- Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. - Новосибирск: Наука, 1985
- Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика. - 1981, №4, с.76-84
- Якобсон Н.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 1980