Интегрированное занятие по математике в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные задачи.

  • Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов.
  • Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части.
  • Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры, умение выполнять задание, руководствуясь данным образцом.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного внимания и восприятия, мыслительных операций, речевого слуха, творческого воображения, осязания, тонкую моторику, умения воспроизводить изображения по памяти.

Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, навыков сотрудничества в игровой и учебной деятельности.

Оборудование. Плоскостные изображения семи гномов, наборное полотно, барельефные изображения фруктов, "волшебный мешочек", апельсин, разделочная доска, "заколдованные фрукты" по числу детей, контейнеры с карандашами, контейнеры с наклеенными на них карточками с изображениями геометрических фигур, карточки с изображениями пар предметов, соломенная шляпа.

Предварительная работа. Знакомство с цифрами от "1" до "8" и с числом "10" в игровой и совместной деятельности. Разучивание подвижной игры "Яблоки, груши и сливы", заучивание считалки "Мы делили апельсин", "Мы играем".

Ход занятия

Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона занятия.

(Педагог предлагает детям занять места на стульчиках перед наборным полотном. Он помещает на наборное полотно плоскостные изображения семи гномов.)

Игровая ситуация.

Гномы пришли к нам за помощью. Их угостили апельсином. Но разделить между собой его поровну они не смогли.

1. Упражнение "Мы делили апельсин".

Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части.

Детей педагог приглашает к столу. На столе лежит большой апельсин. Педагог начинает чистить и делить апельсин на дольки, читая при этом вместе с детьми, ранее выученную считалку.

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта для долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - Беда!!!
Разбегайтесь - Кто куда!

- Сколько долек получилось? Сосчитайте.

(Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Всего восемь долек).

- Одинаковые ли эти дольки по размеру? Проверьте.

(Дети прикладывают и накладывают дольки друг на друга.) ( Дольки одинаковые по размеру.)

- Значит, из скольких одинаковых долек состоит апельсин?

(Апельсин состоит из восьми одинаковых долек.)

- Что больше, целый апельсин или одна долька?

(Целый апельсин больше, чем одна долька. Одна долька меньше, чем целый апельсин.)

2. Игра "Угощение гномов".

Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос "Сколько всего?" Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.

- В считалке, которую мы с вами прочитали, дети угощали дольками апельсина животных, а мы угостим наших гостей - семь гномов. Раздайте им по одной дольке.

(Дети кладут перед каждым изображением одну дольку.)

(Одна долька осталась.)

- Что можно сказать о количестве гостей и долек апельсина? (Значит, долек больше, чем гостей. Гостей меньше, чем долек.)

- Сколько долек у нас получилось? (Восемь долек.)

- Гостей сколько? Сосчитайте. (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь)

- На сколько восемь больше, чем семь? (Восемь больше, чем семь, на один.)

- На сколько семь меньше, чем восемь? (Семь меньше, чем восемь, на один.)

Педагог убирает изображения и дольки, благодарит от имени Гномов детей и в знак благодарности дарит детям большую коробку, в которой лежат листы с недорисованными фруктами по числу детей, контейнеры с карандашами, контейнеры с наклеенными на них карточками с изображениями геометрических фигур, карточки с изображениями пар предметов. соломенная шляпа, "Волшебный мешочек", апельсины по количеству детей.

3. Игра "Волшебный мешочек".

Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Развитие осязания.

Педагог достает разноцветный мешочек с барельефными изображениями фруктов слива, абрикос, яблоко, гранат, виноград, мандарин, груша, апельсин, лимон, вишня и предлагает детям подойти к нему.

- Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там и узнавать разные фрукты. Вы будете не просто называть фрукт, но и говорить, какой он по форме.

(Дети выполняют задание.)

1-й ребенок. Это круглое яблоко.

2-й ребенок. Это треугольная кисть винограда.

3-й ребенок. Это овальный абрикос.

Когда все дети достанут из мешочка по одному фрукту, педагог ставит на стол три контейнера, на которые наклеены круг, овал и треугольник.

- Положите свой фрукт в один из контейнеров в соответствии с обозначениями на них. (Дети раскладывают фрукты.)

- Волшебный мешок в нас пустой? (Дети в мешке нащупывают салфетку, разворачивают и рассматривают)

- Расскажите, как расположены фрукты на этой салфетке.

(На этой салфетке яблоко нарисовано в верхнем правом углу, а слива - в верхнем левом углу, вишни нарисованы в нижнем левом углу, а груша - в нижнем правом углу.)

4. Подвижная игра "Яблоки, груши и сливы".

Развитие координации речи с движением, тонкой моторики, внимания, интонационной выразительности речи.

Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им встать в круг. Ребёнок считалкой выбирает ведущего-"садовника"

Мы играем, мы играем,
Фрукты дружно выбираем.
Яблоко - раз, Груша - два,
Слива - три,
Ну а ты - иди води!

"Садовник" надевает на голову соломенную шляпу и становится в центр. Остальные играющие - "фрукты". Дети произвольно, по желанию, разбиваются на тройки и встают в колонны по три вокруг "садовника". Дети, стоящие в колоннах первыми, - "яблоки", стоящие в колонках вторыми - "груши", третьи игроки в колоннах - "сливы".

Во время чтения детьми текста:

Садовнику осенью.
Много заботы,
Садовнику осенью.
Много работы:
Нужно с деревьев.
Все фрукты сорвать,
Яблоки, груши.
И сливы убрать.

Все играющие хлопают в ладоши. Затем "садовник" идет по "саду" - внутри круга - и говорит:

Я корзиночку возьму,
А я фрукты соберу!

Дети-"фрукты" хором ему отвечают:

Мы в корзинку не хотим,
От тебя мы убежим!

После этого педагог произносит громко одно из названий фруктов, например "Яблоки!" "Яблоки" - дети, стоящие в колоннах первыми, - должны поменяться друг с другом местами, а "садовник" в это время старается занять одно из освободившихся мест в первом ряду детей. Если "садовник" успел занять свободное место, то оставшийся без места игрок становится новым водящим-"садовником"; в противном случае игра продолжается дальше и педагог произносит название следующего фрукта, например "Груши!" В этом случае местами меняются игроки, стоящие в колоннах вторыми. Если педагог говорит: "Сливы!", то выполняют перебежку третьи по счету игроки.

5. Игра "Найди сходство и отличие".

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и речевой деятельности.

Педагог расставляет на наборном полотне карточки с изображениями пар предметов груша и яблоко, яблоко и апельсин, слива и огурец, помидор и гранат и т. п.

- Выбираете себе одну карточку, рассматриваете и сравниваете предметы, изображенные на ней, по всем признакам, а потом рассказываете, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Послушайте, как это сделаю я.

- На моей карточке нарисованы огурец и слива. Они похожи тем, что они плоды, и тем, что они овальные. Но у них есть и различия: огурец - овощ, растет в огороде на грядке; а слива - фрукт, растет в саду на дереве. Огурец зеленый, а слива синяя. У огурца семена внутри, а у сливы косточка.

Далее каждый из детей рассказывает о паре предметов на своей карточке. Педагог оценивает их работу.

6. Игра "Заколдованный фрукт".

Развитие мыслительных операций, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, умения воссоздавать изображение по памяти.

Педагог вытаскивает с коробки листы с недорисованными фруктами.

- Фрукты из заколдованного сада. Посмотрите внимательно. Не все фрукты в этом заколдованном саду дорисованы. Сейчас каждый из вас выберет себе один предмет и дорисует его.

Дети выполняют задание, а потом по предложению педагога выбирают самые интересные работы.

Организация итоговой части образовательной деятельности.

Педагог предлагает детям вспомнить, чему они научились на занятии, что запомнили про соотношение целого и части, а потом оценивает работу каждого ребенка и угощает их апельсинами, которые передали гномы.