Цели урока:
Коррекционные: развитие фонематического анализа, зрительного анализа, оптико-пространственного представления, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти, общей и мелкой моторики.
Обучающие: обогащение словарного запаса на основе лексической темы; знакомство с новыми звуками и буквой; обучение дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам; обучение сопоставлять фонему с графемой.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к пожилым людям; воспитание бережного отношения к животным; побуждение интереса к занятию; воспитание навыков работы в группе.
Оборудование: наглядный материал (картинки: бабушка, дедушка; домашние животные и их детёныши); цветовые символы звуков (зеленый круг – для мягких согласных, синий круг – для твердых согласных); раздаточный материал (карточки); индивидуальные зеркала; диск с музыкой.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте дети, я получила письмо от бабушки Кати и дедушки Кирилла. Они приглашают нас приехать к ним в гости. Мы с вами поедем в деревню на машине. Эта машина называется такси. (Выставляются картинки с изображением деревни, бабушки и дедушки.)
А вот и деревня! Кто нас встречает? (Бабушка Катя и дедушка Кирилл). Они хотят показать нам, какие у них есть животные. Но для этого вам нужно будет отгадать загадки.
II. Сообщение темы.
1. Выделение звуков [к], [к’] в словах. Характеристика звуков [к], [к’] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение их цветовыми символами.
Отгадав загадки, вы узнаете, не только какие животные есть у бабушки с дедушкой, но и какие звуки мы будем сегодня изучать.
Впереди пяточек,
сзади крючок,
посередине спинка,
а на ней щетинка.
(Поросенок)
Какой последний звук вы услышали в слове поросенок? (Звук [к])
Идёт, идёт,
Бородой трясёт.
Травки просит: “Ме-е-е
Дайка вкусной мне-е-е!”.
(Коза)
Какой первый звук в слове коза? (Звук [к])
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, грызёт морковку.
(кролик).
Какой первый звук в слове кролик? (Звук [к]) Какой последний звук в слове кролик? (Звук [к])
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днём спит и сказки говорит,
А ночью бродит,
Мышей ловит.
(Кошка.)
Какой первый звук в слове кошка? (Звук [к])
Что вы можете сказать о звуке [к]? Какой это звук? (согласный, твердый, глухой звук.). Каким кружочком вы его обозначите? (Синим кружочком.)
А как можно сказать ласково слово кошка? (КИСОНЬКА).
Как звучит звук [к’] в слове КИСОНЬКА? (мягко). Какой это звук? (Согласный, мягкий, глухой звук.) Каким кружочком будем обозначать звук [к’]? (Зеленым кружочком.)
2. Психогимнастика.
Покажите бабушке Кате и дедушке Кириллу, как вы умеете изображать домашних животных. Вокруг себя повернись и в животных превратись!
Дети, изобразите ласкового котенка, который просит молочка у своей хозяйки.
Изобразите сердитую козу, трясущую своей головой. Покажите, как ее испугалась
маленькая девочка.
Изобразите бегущую лошадку, а теперь жующую корову.
III. Развитие памяти, внимания; словообразования.
1. Работа по карточкам.
Посмотрите внимательно на картинки, кого мы видим во дворе? (Свинку, корову, козу, кролика, собаку, кошку). Давайте поделим эти слова на слоги.
Как можно назвать одним словом этих животных? (ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ).
Ребята у домашних животных случилась неприятность, их детёныши разбрелись по двору, давайте поможем малышам найти мам. (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКЕ).
После выполнения дети называют животных и их детенышей. У крольчихи – крольчонок. У коровы – теленок. У лошади – жеребёнок. У козы – козлёнок. У собаки – щенок. У кошки – котёнок.
За кем бы вы хотели ухаживать? Чем вы их будете кормить?
IV. Развитие мелкой моторики. Слухового восприятия, слуховой памяти. Просодических компонентов речи.
Не забывайте дети, что мы с вами в гостях. У бабушки Кати и дедушки Кирилла.
Давайте порадуем бабушку и дедушку, расскажем им стихотворение, разомнём наши пальчики.
Дай молока, Бурёнушка, (Показать, как доят корову: вытянув вперёд руки со сжатыми кулачками, попеременно опускать и поднимать их.)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название молочного продукта.)
Творогу немножко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье, (Опять показать, как доят корову.)
Молоко коровье.
V.
Знакомство с буквой к. Профилактика нарушения зрения.Скоро вы пойдёте в школу, будите учиться читать и писать.
Чтобы прочитать и написать названия домашних животных, надо знать буквы. Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы слышим и произносим.
Какие звуки мы произносили сегодня чаще других. [К], [К’].
Сейчас я прочитаю стихотворение про букву, которой обозначается звук [К].
Два столба стояли рядом.
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
Л. Леонова
Давайте поднимем руки, пальчиками в воздухе напишем букву К. А теперь глазками.
Смотрит К на нас украдкой,
Словно бабочка сама,
Так сложила аккуратно
Свои крылышки она.
На что ещё похожа буква К. (бабочка; пеликан открыл рот; человек выставил ногу и вытянул руку).
VI. Итог занятия. Релаксация.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Находясь в гостях вы узнали много нового и интересного.
Давайте вспомним, с какими новыми звуками вы познакомились. Какую букву изучили?
Бабушке Кате и дедушке Кириллу понравилось, как вы занимались. Они приготовили вам гостинец. (Молоко в коробочках)
Что вы хотите сказать на прощание бабушке Кате и дедушке Кириллу?
Домой мы с вами отправимся на машине, как эта машина называется? (Такси)
В такси можно немного подремать. Закройте глазки, откройте глазки, улыбнитесь.
Все хорошо занимались, были внимательны, любознательны. Молодцы!
Занятие окончено.