Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Здоровье - не всё,
но всё без здоровья - ничто.
Сократ

Организм ребёнка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем ( центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только овладению общеучебными умениями и навыками, Нои благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка - период интенсивного развития, формирования организма.

Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей.

Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология нашего района влияют на состояние здоровья учащихся. Частые болезни детей приводят к тому, что они пропускают учебные занятия. Знания не переходят в навыки. Не успевают созревать психические процессы, память, мышление, внимание. Причин этого немало, а как следствие - многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи.

Основную часть дня дети проводят в школе, и доля ответственности перемещается на учителя.

На мой взгляд, выход из создавшегося положения заключается в разработке единого русла формирования здоровья , позволяющих сотрудничать между собой педагогам, врачам, родителям.

Наиболее благоприятное влияние на организм ребёнка оказывают физические упражнения. Ежедневно провожу перед первым уроком зарядку.

Зарядка до занятий помогает ребёнку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение. Зарядка ускоряет вхождение организма в работу, в учебную деятельность.

Физкультминутки. Форма кратковременного активного отдыха. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока. Подбираю такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает.

При этом учитываю условия.

*Физкультминутка должна зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние).

*Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Она должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

*Необходимо выработать 1-2 условных знака, позволяющих быстро и эффективно переключать школьников в другой режим деятельности.

С началом обучения в 1 классе у детей возникает нагрузка на зрение. Это связано с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, работой на близком расстоянии с мелкими объектами при чтении и письме. Поэтому наряду с учебной деятельностью на уроках провожу работу по предупреждению утомляемости глаз.

Виды физминуток:

Гимнастика для глаз

1. по тренажёрам В. Ф. Базарного

Глазами водят по:

- горизонтали,

- вертикали,

- овалу по часовой стрелке,

- овалу против часовой стрелки,

- восьмёрке.

Детям 1 класса предлагаю названия овощей и фруктов( огурец, помидор, слива, банан). Какого цвета фрукт по той направляющей тренажёра выполняют движения глазами.

2. Комплекс упражнений.

Часто поморгай несколько раз. Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.

Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3. Затем открой глаза и посмотри вдаль, сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.

Вытяни правую руку вперёд. Медленно двигай указательным пальцем влево - вправо, вверх-вниз и следи за ним взглядом. Голову держи неподвижно. Повтори упражнение 4-5 раз.

Вытяни руку вперёд. Слегка согни её в локте. Посмотри на указательный палец, сосчитай до 4. Затем переведи взгляд, сосчитай до 6. Повтори упражнение 4-5 раз.

Пальчиковая гимнастика

Использую упражнения, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность и несут в себе здоровьесберегательную направленность. Это пальчиковая гимнастика в начале урока.

Например:

1. Игра: "Наши алые цветы".

Наши алые цветы (ладони обеих рук соединены в форме бутона тюльпана)

Раскрывают лепестки (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит, (плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет (пальцы быстро шевелятся)

Наши алые цветы

Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму бутона)

Тихо засыпают,

Головой качают (покачивание головой).

2. Гимнастика с использованием специального кольца.

СПЕЦИАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

 

Специальное кольцо, сделанное из металлической проволоки так, что может, легко растягиваясь, свободно проходит по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Этот простейший массажер имеет массу преимуществ - не нужно знать специальные точки, процесс самомассажа не требует присутствия внимания.

 

Схема использования такого колечка очень проста и через пару раз доводится до автоматизма. Массируются пальцы, начиная с мизинца левой руки, затем мизинец на правой, потом безымянный палец левой, потом опять правая и так далее по порядку. Рекомендуется проводить подобную процедуру по нескольку раз в день на разных уроках, во время физминуток . Методика хороша тем, что ей сложно причинить вред организму, а, кроме пользы, она может принести и приятные ощущения.

(Выполняем движение пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения.)

4.JPG (5165 bytes)

1).

Взгляни на ручку поскорей,
Сколько пальчиков на ней?
Раз! - это пальчик большой,
Толстенький, важный такой!
Два! - указательный пальчик,
Он - непоседливый мальчик!
Три! - средний пальчик, на ладошке
Он остальных длинней немножко!
Четыре! - безымянный, он
С мизинцем вместе бьёт поклон!
Пять! - самый маленький братишка -
Мизинчик, озорник, плутишка!
Возьмёмся братцев посчитать,
Их на руке, конечно, пять!

Гимнастика для пальчиков

(Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.)

2).

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

Работать с колечками детям доставляет большое удовольствие.

Упражнения для снятия общего утомления:

Игра "Дождь в лесу"(релаксация).

(Дети становятся друг за другом - они "превращаются" в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).

"Учитель: - В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни. "

Дыхательная гимнастика:

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания.

Дыхание животом. Встать у парты. Выполнить плавный выдох, максимально втягивая живот. После этого без задержки выполнить максимальный плавный вдох, выпячивая живот. Выполнить 6-8 раз.

Шарик. Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Гимнастика для пальчиков рук.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведёт к нарушению речевой сферы коры головного мозга.

Кинезиологическая гиммнастика

"Перекрестные движения".

Выполняются перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделать это же левой рукой и правой ногой.

"Кулак - ребро - ладонь"

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз.

Вывод.

В школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Но перечисленные виды гимнастик активизируют внимание детей, снимают психологическое и физическое напряжение, облегчают восприятие нового материала.

И, хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип "Не навреди!" должен стать основным не только врачей, но и педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волина В. Рпаздник числа. Учимся играя. - М.: Новая школа,1994.

2. Выготский Л.С. Психология - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.- 244 с.

3. Жиренко О.Е. Интегрированные уроки - М: Вако, 2006 г. - 236 с.

4. Ковалько В.И. Школа физкульминуток - М: Вако, 2010 г. - 206 с.

5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.- 208 с.

6. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. - Ярославль, 1998 г.

8. Харитонова Л.А., "Как лучше провести физкультминутку?"Начальная школа № 12, 1994.