ЦЕЛЬ:
- Информирование о способах конструктивного решения конфликтов.
- Формирование навыков анализа конфликтов.
- Групповое сплочение классного коллектива.
МЕТОДЫ: словесный, наглядный, практический, ИКТ.
ПРИЕМЫ: прием конференции, элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, работа в группах и коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, карточки, мультфильм, мультимедийная презентация, рефлексия.
МАТЕРИАЛЫ: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, пространство для активных упражнений и 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников, карточки с ситуациями, мультфильм “Зима в Простоквашино”, листы и письменные принадлежности для работы команд.
Ход урока
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас на необычную журналистскую конференцию, посвященную разрешению конфликтов. Но попасть на это мероприятие непросто, нужно заслужить это право. Как видите, у нас запланированы 2 команды (по числу столов), а команд еще нет. Поэтому я предлагаю вам пройти ряд испытаний, которые помогут сформировать дружные команды для работы в нашем конференц-зале. Итак, первое испытание.
2 Разминка “Атомы”.
Я буду называть число, а вам нужно будет объединяться в группы с названным числом. Если кто-то останется лишним, будет подходить ко мне. Проводит разминку, основная цель которой – поделить команды на 2 группы (последнее объединение). Итак, вот у нас и получились 2 команды. Но до конференц-зала далеко. Путь туда полон опасных препятствий и запутанных дорог. У каждой команды будет свой путь, преодолеть который можно только, действуя сообща. Итак, каждая команда выстроится в колонну друг за другом, возьмется друг за друга (за талию) и аккуратно, не теряя одноклассников в пути, пойдет, преодолевая указанные мною препятствия.
3. Упражнение “Тропинка”
(2 варианта).3.1. Вам на пути попалась скользкая грязь… Дальше низкая горная пещера… Хорошая ровная дорога… И последнее препятствие – узкая горная расщелина, через которую нужно протиснуться. Поздравляю, вы в конференц-зале! (Усаживает за 1 стол).
3.2. У вас на пути – болото, которое можно преодолеть, только перепрыгивая с кочки на кочку… Показался мост над пропастью, состоящий из одной узкой дощечки… На пути последнее препятствие – небольшой забор (стул), который нужно всем преодолеть…Вот и вы добрались до конференц-зала, поздравляем. (Усаживаются за 2 стол).
4. Конференция.
Итак, можно теперь начинать нашу конференцию! (1 слайд – приложение 1). Она посвящена умению разрешать конфликты. Каждый из вас сможет принять активное участие, высказать свое мнение на эту тему.
4.2. Обсуждение.
Итак, что такое, по-вашему, конфликт? (Высказываются мнения, затем суммируются, анализируются, и предъявляется следующее определение “Конфликт – столкновение, разногласие интересов и целей, которое нарушает нормальное взаимодействие людей, препятствует достижению их целей” (2 слайд – приложение 1)). Приведите примеры конфликтов из жизни или мультфильмов, сказок.
4.2. “Конфликт – это хорошо или плохо?”
А теперь я предлагаю вам подумать, конфликт – это хорошо или плохо? 1 команда в течение 3-х минут выпишет как можно больше минусов конфликта, вторая – как можно больше плюсов. Выполнение и обсуждение. Можно дополнить теорией.
Минусы:
- ухудшение отношений между людьми,
- затрата времени, сил,
- различные потери.
Плюсы:
- решение ситуации,
- движение с мертвой точки, развитие,
- выяснение и удовлетворение целей участников конфликта,
- начало совместной деятельности.
Делается вывод о положительной роди конфликтов при умении их правильного (конструктивного) разрешения. Наша с вами сегодняшняя задача – с помощью специальных знаний и умений научиться правильно решать конфликты.
4.3. “Основные стили поведения в конфликте”.
Обсуждается случай:
Миша забросил на шкаф шапки пяти одноклассниц и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Девочки отреагировали на выходку по-разному: Валя тихо плакала и стала просить Мишу достать шапку. Вера сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила еще дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Таня сказала: “Если ты мне отдашь шапку, я тебе дам списать математику”, а Лена предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без прогулки, и обсудить, как можно быстро достать шапки.
Ребята решают, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к его разрешению и почему. В результате обсуждения делается вывод: способы поведения в конфликте – соперничество, уступка, уход (избегание), компромисс и сотрудничество. (3 слайд, 1 часть – приложение 1).
4.4. “Как проявляются способы поведения в конфликте?”
Зачитываются варианты действий в конфликте, ребята определяют способы:
– полное согласие, чувство бессилия, плач, уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
– требование безоговорочного послушания, критика позиции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание (соперничество (наступление));
– молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений и решения ситуации (избегание);
– решение конфликта на основе взаимных уступок (компромисс);
– поиск справедливого исхода, заявление о своих чувствах и правах, совместное решение проблемы (сотрудничество). (3 слайд, 2 часть – приложение 1).
Каждый их этих способов еще сравнивают с каким-либо животным – проводится анализ (4 слайд – приложение 1).
Я предлагаю подумать, как вы сами ведете себя в конфликте, какой способ поведения выбираете.
4.5. “Конфликтные ситуации”.
А теперь я предлагаю каждой команде по ситуации, которую они должны обсудить и разыграть исход 2 разными путями: благоприятный исход конфликта и неблагоприятный. После демонстрации сценок другая команда должна проанализировать, какую стратегию избрали участники конфликта в обоих случаях. Команды выбирают карточки с ситуациями, ведущий помогает организовать инсценировку и последующий анализ.
1 ситуация.
2 ситуация.
5. “Как выиграть обоим участникам конфликта?”
Ребята, как вы думаете, при каком способе поведения в конфликте выигрывают оба участника? (сотрудничество). (5 слайд – приложение 1). Да, ведь при всех других вариантах один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным или испуганным. Я предлагаю подробнее рассмотреть вариант, когда оба участника чувствуют себя выигравшими, сохраняют хорошие отношения и настроение. Для этого я предлагаю командам в течение 5 минут разработать план, по которому можно решать конфликты. Что конкретно вы будете делать при возникновении конфликта? Проведение, анализ. Ведущий ориентируется на следующий план.
- Узнать желания друг друга (Что ты хочешь и почему?).
- Обсудить, какое решение будет справедливым.
- Договориться о том, что будет делать каждый участник конфликта, чтобы его разрешить.
6. “Применение знаний на практике”.
Ну а теперь, вооружившись разработанными вами рекомендациями, я предлагаю помочь участникам одного сказочного конфликта. Просмотр, обсуждение и разработка плана выхода из конфликта в м/ф “Зима в Простоквашино”.
Примерные вопросы для анализа.
- Назовите участников конфликта. Какова роль Печкина в конфликте?
- Из-за чего произошел конфликт?
- Какие ошибки допускают участники конфликта? По каким причинам участники конфликта так себя ведут?
- Какую модель поведения в конфликте избрали участники?
- Как участникам конфликта прийти к модели сотрудничества, пользуясь разработанным нами планом?
7. Итоги.
Итак, сегодня мы с вами узнали много нового о том, как решать конфликты. Кто хочет поделиться своим мнением, что было самым интересным в нашей конференции, и как он сможет применять полученные знания в жизни? Высказывания.
8. Упражнение “Спасибо за…”
И в заключение нашей встречи мне бы хотелось, чтобы все участники наших дружных команд поблагодарили друг друга за совместную работу. Сделаем мы это следующим образом. Будем передавать друг другу мягкую игрушку и хвалить своего соседа по команде за самое его лучшее качество, проявленное сегодня в игре (ум, сообразительность, доброту, поддержку, активность и т.д.).
9. Прощание.
Итак, большое спасибо вам за работу. Возвращаемся из нашего конференц-зала.
ЛИТЕРАТУРА:
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005. – 176с.
- Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: “Речь”, Институт Тренинга, 2001. – 256с.
- Психологический калейдоскоп: Сборник методических находок педагогов-психологов образовательных учреждений Советского района Тюменской области./Составитель: Ильницкая Е.Б. – педагог-психолог ЦПППН УО. – Советский Тюменской области, 2007. – 80с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4-х томах. Т.4.2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис, 2005. – 207с.