Психологическое занятие в 6-м классе "Конференция с элементами тренинга групповой сплоченности «Как решать конфликты?»"

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛЬ:

  1. Информирование о способах конструктивного решения конфликтов.
  2. Формирование навыков анализа конфликтов.
  3. Групповое сплочение классного коллектива.

МЕТОДЫ: словесный, наглядный, практический, ИКТ.

ПРИЕМЫ: прием конференции, элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, работа в группах и коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, карточки, мультфильм, мультимедийная презентация, рефлексия.

МАТЕРИАЛЫ: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, пространство для активных упражнений и 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников, карточки с ситуациями, мультфильм “Зима в Простоквашино”, листы и письменные принадлежности для работы команд.

Ход урока

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас на необычную журналистскую конференцию, посвященную разрешению конфликтов. Но попасть на это мероприятие непросто, нужно заслужить это право. Как видите, у нас запланированы 2 команды (по числу столов), а команд еще нет. Поэтому я предлагаю вам пройти ряд испытаний, которые помогут сформировать дружные команды для работы в нашем конференц-зале. Итак, первое испытание.

2 Разминка “Атомы”.

Я буду называть число, а вам нужно будет объединяться в группы с названным числом. Если кто-то останется лишним, будет подходить ко мне. Проводит разминку, основная цель которой – поделить команды на 2 группы (последнее объединение). Итак, вот у нас и получились 2 команды. Но до конференц-зала далеко. Путь туда полон опасных препятствий и запутанных дорог. У каждой команды будет свой путь, преодолеть который можно только, действуя сообща. Итак, каждая команда выстроится в колонну друг за другом, возьмется друг за друга (за талию) и аккуратно, не теряя одноклассников в пути, пойдет, преодолевая указанные мною препятствия.

3. Упражнение “Тропинка” (2 варианта).

3.1. Вам на пути попалась скользкая грязь… Дальше низкая горная пещера… Хорошая ровная дорога… И последнее препятствие – узкая горная расщелина, через которую нужно протиснуться. Поздравляю, вы в конференц-зале! (Усаживает за 1 стол).

3.2. У вас на пути – болото, которое можно преодолеть, только перепрыгивая с кочки на кочку… Показался мост над пропастью, состоящий из одной узкой дощечки… На пути последнее препятствие – небольшой забор (стул), который нужно всем преодолеть…Вот и вы добрались до конференц-зала, поздравляем. (Усаживаются за 2 стол).

4. Конференция.

Итак, можно теперь начинать нашу конференцию! (1 слайд – приложение 1). Она посвящена умению разрешать конфликты. Каждый из вас сможет принять активное участие, высказать свое мнение на эту тему.

4.2. Обсуждение.

Итак, что такое, по-вашему, конфликт? (Высказываются мнения, затем суммируются, анализируются, и предъявляется следующее определение “Конфликт – столкновение, разногласие интересов и целей, которое нарушает нормальное взаимодействие людей, препятствует достижению их целей” (2 слайд – приложение 1)). Приведите примеры конфликтов из жизни или мультфильмов, сказок.

4.2. “Конфликт – это хорошо или плохо?”

А теперь я предлагаю вам подумать, конфликт – это хорошо или плохо? 1 команда в течение 3-х минут выпишет как можно больше минусов конфликта, вторая – как можно больше плюсов. Выполнение и обсуждение. Можно дополнить теорией.

Минусы:

  • ухудшение отношений между людьми,
  • затрата времени, сил,
  • различные потери.

Плюсы:

  • решение ситуации,
  • движение с мертвой точки, развитие,
  • выяснение и удовлетворение целей участников конфликта,
  • начало совместной деятельности.

Делается вывод о положительной роди конфликтов при умении их правильного (конструктивного) разрешения. Наша с вами сегодняшняя задача – с помощью специальных знаний и умений научиться правильно решать конфликты.

4.3. “Основные стили поведения в конфликте”.

Обсуждается случай:

Миша забросил на шкаф шапки пяти одноклассниц и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Девочки отреагировали на выходку по-разному: Валя тихо плакала и стала просить Мишу достать шапку. Вера сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила еще дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Таня сказала: “Если ты мне отдашь шапку, я тебе дам списать математику”, а Лена предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без прогулки, и обсудить, как можно быстро достать шапки.

Ребята решают, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к его разрешению и почему. В результате обсуждения делается вывод: способы поведения в конфликте – соперничество, уступка, уход (избегание), компромисс и сотрудничество. (3 слайд, 1 часть – приложение 1).

4.4. “Как проявляются способы поведения в конфликте?”

Зачитываются варианты действий в конфликте, ребята определяют способы:

– полное согласие, чувство бессилия, плач, уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

– требование безоговорочного послушания, критика позиции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание (соперничество (наступление));

– молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений и решения ситуации (избегание);

– решение конфликта на основе взаимных уступок (компромисс);

– поиск справедливого исхода, заявление о своих чувствах и правах, совместное решение проблемы (сотрудничество). (3 слайд, 2 часть – приложение 1).

Каждый их этих способов еще сравнивают с каким-либо животным – проводится анализ (4 слайд – приложение 1).

Я предлагаю подумать, как вы сами ведете себя в конфликте, какой способ поведения выбираете.

4.5. “Конфликтные ситуации”.

А теперь я предлагаю каждой команде по ситуации, которую они должны обсудить и разыграть исход 2 разными путями: благоприятный исход конфликта и неблагоприятный. После демонстрации сценок другая команда должна проанализировать, какую стратегию избрали участники конфликта в обоих случаях. Команды выбирают карточки с ситуациями, ведущий помогает организовать инсценировку и последующий анализ.

1 ситуация.

2 ситуация.

5. “Как выиграть обоим участникам конфликта?”

Ребята, как вы думаете, при каком способе поведения в конфликте выигрывают оба участника? (сотрудничество). (5 слайд – приложение 1). Да, ведь при всех других вариантах один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным или испуганным. Я предлагаю подробнее рассмотреть вариант, когда оба участника чувствуют себя выигравшими, сохраняют хорошие отношения и настроение. Для этого я предлагаю командам в течение 5 минут разработать план, по которому можно решать конфликты. Что конкретно вы будете делать при возникновении конфликта? Проведение, анализ. Ведущий ориентируется на следующий план.

  1. Узнать желания друг друга (Что ты хочешь и почему?).
  2. Обсудить, какое решение будет справедливым.
  3. Договориться о том, что будет делать каждый участник конфликта, чтобы его разрешить.

6. “Применение знаний на практике”.

Ну а теперь, вооружившись разработанными вами рекомендациями, я предлагаю помочь участникам одного сказочного конфликта. Просмотр, обсуждение и разработка плана выхода из конфликта в м/ф “Зима в Простоквашино”.

Примерные вопросы для анализа.

  1. Назовите участников конфликта. Какова роль Печкина в конфликте?
  2. Из-за чего произошел конфликт?
  3. Какие ошибки допускают участники конфликта? По каким причинам участники конфликта так себя ведут?
  4. Какую модель поведения в конфликте избрали участники?
  5. Как участникам конфликта прийти к модели сотрудничества, пользуясь разработанным нами планом?

7. Итоги.

Итак, сегодня мы с вами узнали много нового о том, как решать конфликты. Кто хочет поделиться своим мнением, что было самым интересным в нашей конференции, и как он сможет применять полученные знания в жизни? Высказывания.

8. Упражнение “Спасибо за…”

И в заключение нашей встречи мне бы хотелось, чтобы все участники наших дружных команд поблагодарили друг друга за совместную работу. Сделаем мы это следующим образом. Будем передавать друг другу мягкую игрушку и хвалить своего соседа по команде за самое его лучшее качество, проявленное сегодня в игре (ум, сообразительность, доброту, поддержку, активность и т.д.).

9. Прощание.

Итак, большое спасибо вам за работу. Возвращаемся из нашего конференц-зала.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005. – 176с.
  2. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: “Речь”, Институт Тренинга, 2001. – 256с.
  3. Психологический калейдоскоп: Сборник методических находок педагогов-психологов образовательных учреждений Советского района Тюменской области./Составитель: Ильницкая Е.Б. – педагог-психолог ЦПППН УО. – Советский Тюменской области, 2007. – 80с.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4-х томах. Т.4.2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160с.
  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис, 2005. – 207с.

Презентация