Роль практических работ в преподавании биологии

Разделы: Биология


Обучение биологии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.

В примерной программе по биологии прописаны следующие требования к результатам обучения:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

Под практической работой мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Цель этих работ - помочь обучающимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.

Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения.

Приемы проведения практических работ с обучающимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.

Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например практические работы в курсе ботаники по определению принадлежности растений к семейству по гербарным экземплярам.

Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике, например явление плазмолиза и деплазмолиза в курсе общей биологии.

Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся.

Таким образом, практические работы проводятся при изучении биологии с различной целью, но общим для них является то, что перед каждой учитель тщательно инструктирует обучающихся, демонстрирует приемы и порядок работы, указывает, каким материалом следует пользоваться, следит за процессом выполнения работы, не допуская отступлений в процессе выполнения от указанных требований.

Практическая работа на определенном этапе обучения при наличии соответствующих умений и навыков может включать, и значительные элементы самостоятельности учащихся. Целью такой работы может быть не только закрепление и применение знаний, но и получение новых знаний. Следовательно, при определенных условиях практическая работа может стать самостоятельной работой учащихся.

Степень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий зависит от того, на каком этапе обучения практическая работа проводится, а также от цели и характера работы. Включая в процесс обучения самостоятельное выполнение практических работ, учителю следует помнить о том, чтобы освоение каждого нового вида самостоятельной работы было подготовлено предшествующими занятиями, предусмотреть нарастание трудностей заданий и необходимость проявления обучающимися все большей самостоятельности.

Все виды практических работ по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • формирование умений и навыков практического характера;
  • формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов практических работ, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Практический опыт учителей показал, что систематически проводимые практические работы (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления и самостоятельности.

При тщательно продуманной методике проведения практических работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

С течением времени при систематической организации практических работ на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

В настоящее время практические занятия не в полной мере реализуют свои функции, что связано, прежде всего, с недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы. Среди мотивов, побуждающих учащихся к самостоятельной работе, преобладают конкретные, прагматические: необходимость подготовки к практическому занятию, стремление избежать осложнений на уроке, экзамене.

К тому же не каждая школа имеет все необходимое для организации сложных практических работ.

В связи с этим вашему вниманию предлагается одна из практических работ из курса общей биологии, раздел основы генетики и селекции. Работу можно провести при изучении тем "Наследственные заболевания человека", либо "Мутагенное загрязнение окружающей среды".

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний момент особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые для человека с целью сохранения его здоровья.

Практическая работа "Виды хромосомных нарушений у домовой мыши и человека"

Цель: обеспечить усвоение понятия мутация, сформировать умение находить их.

Задачи:

  • познакомить с методиками изучения хромосомных наборов;
  • формировать умение анализировать и делать выводы по предложенной биологической задаче.

Оборудование: микрофотографии кариотипа домовой мыши с мутациями.

Предварительные теоретические сведения.

Набор хромосом для каждого вида свой и постоянен. Так в 1956 году было точно определено, что диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46. С тех пор достигнуты большие успехи в изучении кариотипа человека. Для каждой пары хромосом установлены соотношения размеров плеч хромосом и особенности расположения темно- и светлоокрашенных полос, которые позволяют безошибочно определить порядковый номер каждой хромосомы в кариотипе.

Так же как успешная работа хирурга немыслима без точного знания анатомии, так и работа генетика, немыслима без детальных сведений о строении хромосом. Поэтому для более детального генетического изучения любого вида строятся генетические карты. Успехи в построении генетических карт человека до середины 70-х годов прошлого столетия были весьма скромными. В настоящее время установлено положение многих сотен генов на соответствующих хромосомах. Что позволило использовать данную информацию при диагностике ряда тяжелых наследственных заболеваний человека.

В ходе практической работы у вас появится возможность познакомиться с кариотипом домовой мыши, который имеет диплоидный набор 40 хромосом.

Почему именно выбрана для изучения домовая мышь?

  1. Мышь, как и человек, относится к классу млекопитающих.
  2. Генетическая программа домовой мыши на 25% совпадает с генетической программой человека.
  3. Мышь является естественным спутником человека. Таким образом, она подвержена тем же мутагенам, что и человек.
  4. Мышь может часто воспроизводить себе подобных, в отличие от человека у них быстро наступает половая зрелость.
  5. Мышь воспроизводит большое количество потомства.

Ход работы

  1. Рассмотрите микрофотографии с хромосомными нарушениями.
  2. Выявите их.
  3. Определите вид хромосомных нарушений (одиночные, парные фрагменты, изменение числа отдельных хромосом, центрическое слияние хромосом, дицентрические хромосомы).
  4. Сделайте вывод.