Родительский клуб "Уроки общения с ребенком"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.

Материалы: Схема "Кувшин эмоций", аудиозапись, 6 ленточек, листочки, ручки (по количеству участников).

Хотите ли вы, не хотите ли
Но дело товарищи в том,
Что, прежде, всего вы родители
А все остальное потом.

Ход встречи

1. Приветствие

- Доброе утро, уважаемые родители, приглашаю вас в "круг радости". Мне очень приятно видеть вас вновь. Цель нашей встречи - выстраивание доброжелательных отношений с детьми. Давайте поприветствуем, друг друга, называем имя и одно - два слова о своем ребенке.

Н: Меня зовут Елена, мой сын очень активный, любознательный и своенравный.

- Спасибо! Присаживайтесь, пожалуйста.

- У меня как у мамы возникали вопросы:

- Как построить хорошие отношения с ребенком?

- Как сделать так, чтобы он прислушивался к моим советам?

- Как избежать конфликтов в общении с ребенком?

Начались поиски, поиски доброжелательных отношений. Сейчас мои отношения с сыном я могу назвать дружескими. И, сегодня, мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с детьми, которые, надеюсь, помогут вам в личной и семейной жизни.

Помечтаем:

- Расположитесь удобно. Подумайте и представьте, что есть такие удивительные минуты общения с вашими детьми. Минуты, когда дети откликаются на ваши просьбы с открытой душой и пониманием. Осознайте свои чувства и эмоции в эти минуты.

- Поделитесь, пожалуйста, что вы почувствовали?

- Какие чувства Вы испытали? (высказывается каждый родитель)

2. Упражнение "Кувшин эмоций"

- Давайте рассмотрим схему, напоминающую кувшин. Переживания детей и родителей можно сравнить с полным или даже с переполненным кувшином, когда эмоции выплескиваются через край. Давайте попробуем разобраться в причинах.

1 слой

Начнем с верхнего первого слоя разрушительных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Они разрушают психику ребенка, его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Но это чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода - таких как боль, страх, обида и составляют второй слой.

2 слой

Чувства второго слоя можно назвать страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из-за боязни унизиться, показаться слабыми. Причина их возникновения - в неудовлетворении потребностей.

3 слой

За любым негативным переживанием мы всегда можем найти нереализованную потребность в ласке, внимании, любви, уважении, понимании и т.д.

4 слой

Четвертый слой "кувшина эмоций" отражает отношение к самому себе, формирует самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам взрослых, близких. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он нужен.

3. Упражнение "Статуя ребенка"

- Прошу одного из вас, временно, стать ребенком. Выберете среди присутствующих любого, в ком вы видите поддержку. (Тот, кого выбрали, становится за спиной "ребенка", приложив руки к его спине, и не отпускает его во время всего действия).

- Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. И вот - ваша маленькая дочь, вы спешите в детский сад, вам надо успеть на автобус. Она энергичный, любознательный ребенок, задающий много вопросов.

- Мама, что там такое посмотри! - говорит она

- (1 родитель) Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! (завязываете глаза лентой).

- И вы дальше спешите в детский сад. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы:

- Мама, ты слышала, как пропела птичка? Кто такой дядя Саша?

- (2 родитель) Ты, что вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать? Не слушай! (завязываете уши ленточкой).

- Вы выходите из автобуса, и бежите с дочерью по дороге. Опаздываете:

- Ой, какой сегодня день будет! Мам, меня Малика ждет, мы с ней будем играть, я ей пообещала:

- (3 родитель) Отстань некогда сейчас, мы опаздываем! Что ты разболталась? Быстро рот закрой! Не говори! (завязываете рот)

- И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете ее по рукам и начинаете ругать:

- (4 родитель) Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываете руки лентой).

Но тут дочь начинает скакать и задирать ноги. Вы в ужасе кричите на нее:

- (5 родитель) Ты где этому научилась? Это что еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И завязываете ноги)

- Смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребенка:

- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю (прошу всех присутствующих произнести громко те фразы, которые выделены). Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой смирно! (родители произносят все фразы одновременно)

И ребенок начинает плакать. А вы говорите:

- (6 родитель) Что ты плачешь? Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (на этих словах вы сильно перевязываете живот).

Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.

Объятия:

- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать,- это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Обнимаю того родителя, который исполнял роль ребенка). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. Вы просто его обнимайте.

- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?

- Какие чувства вы испытали?

- Что вы почувствовали, когда я вас обняла?

- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимы восемь объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально- 12 раз в день! И, между прочим - не только ребенку, но и взрослому.

Ребенку знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, переходящие в нервно-психические заболевания.

(слайды с картинками объятий)

4. Творческая деятельность

- Перед вами несколько правил безусловного принятия ребенка:

1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

3. Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы "непозволительными" они ни были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.

- Напишите правила безусловного принятия своего ребенка. (2-3 минуты)

- Зачитайте их, пожалуйста (правила зачитывает каждый родитель).

5. Круг "От сердца к сердцу"

- Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме:

1. Я узнала:

2. Меня заставило задуматься то, что:

- Спасибо за активную работу! До свидания!