Цель: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.
Материалы: Схема "Кувшин эмоций", аудиозапись, 6 ленточек, листочки, ручки (по количеству участников).
Хотите ли вы, не хотите ли
Но дело товарищи в том,
Что, прежде, всего вы родители
А все остальное потом.
Ход встречи
1. Приветствие
- Доброе утро, уважаемые родители, приглашаю вас в "круг радости". Мне очень приятно видеть вас вновь. Цель нашей встречи - выстраивание доброжелательных отношений с детьми. Давайте поприветствуем, друг друга, называем имя и одно - два слова о своем ребенке.
Н: Меня зовут Елена, мой сын очень активный, любознательный и своенравный.
- Спасибо! Присаживайтесь, пожалуйста.
- У меня как у мамы возникали вопросы:
- Как построить хорошие отношения с ребенком?
- Как сделать так, чтобы он прислушивался к моим советам?
- Как избежать конфликтов в общении с ребенком?
Начались поиски, поиски доброжелательных отношений. Сейчас мои отношения с сыном я могу назвать дружескими. И, сегодня, мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с детьми, которые, надеюсь, помогут вам в личной и семейной жизни.
Помечтаем:
- Расположитесь удобно. Подумайте и представьте, что есть такие удивительные минуты общения с вашими детьми. Минуты, когда дети откликаются на ваши просьбы с открытой душой и пониманием. Осознайте свои чувства и эмоции в эти минуты.
- Поделитесь, пожалуйста, что вы почувствовали?
- Какие чувства Вы испытали? (высказывается каждый родитель)
2. Упражнение "Кувшин эмоций"
- Давайте рассмотрим схему, напоминающую кувшин. Переживания детей и родителей можно сравнить с полным или даже с переполненным кувшином, когда эмоции выплескиваются через край. Давайте попробуем разобраться в причинах.
1 слой
Начнем с верхнего первого слоя разрушительных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Они разрушают психику ребенка, его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Но это чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода - таких как боль, страх, обида и составляют второй слой.
2 слой
Чувства второго слоя можно назвать страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из-за боязни унизиться, показаться слабыми. Причина их возникновения - в неудовлетворении потребностей.
3 слой
За любым негативным переживанием мы всегда можем найти нереализованную потребность в ласке, внимании, любви, уважении, понимании и т.д.
4 слой
Четвертый слой "кувшина эмоций" отражает отношение к самому себе, формирует самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам взрослых, близких. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он нужен.
3. Упражнение "Статуя ребенка"
- Прошу одного из вас, временно, стать ребенком. Выберете среди присутствующих любого, в ком вы видите поддержку. (Тот, кого выбрали, становится за спиной "ребенка", приложив руки к его спине, и не отпускает его во время всего действия).
- Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. И вот - ваша маленькая дочь, вы спешите в детский сад, вам надо успеть на автобус. Она энергичный, любознательный ребенок, задающий много вопросов.
- Мама, что там такое посмотри! - говорит она
- (1 родитель) Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! (завязываете глаза лентой).
- И вы дальше спешите в детский сад. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы:
- Мама, ты слышала, как пропела птичка? Кто такой дядя Саша?
- (2 родитель) Ты, что вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать? Не слушай! (завязываете уши ленточкой).
- Вы выходите из автобуса, и бежите с дочерью по дороге. Опаздываете:
- Ой, какой сегодня день будет! Мам, меня Малика ждет, мы с ней будем играть, я ей пообещала:
- (3 родитель) Отстань некогда сейчас, мы опаздываем! Что ты разболталась? Быстро рот закрой! Не говори! (завязываете рот)
- И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете ее по рукам и начинаете ругать:
- (4 родитель) Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываете руки лентой).
Но тут дочь начинает скакать и задирать ноги. Вы в ужасе кричите на нее:
- (5 родитель) Ты где этому научилась? Это что еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И завязываете ноги)
- Смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребенка:
- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю (прошу всех присутствующих произнести громко те фразы, которые выделены). Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой смирно! (родители произносят все фразы одновременно)
И ребенок начинает плакать. А вы говорите:
- (6 родитель) Что ты плачешь? Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (на этих словах вы сильно перевязываете живот).
Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.
Объятия:
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать,- это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Обнимаю того родителя, который исполнял роль ребенка). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. Вы просто его обнимайте.
- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?
- Какие чувства вы испытали?
- Что вы почувствовали, когда я вас обняла?
- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимы восемь объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально- 12 раз в день! И, между прочим - не только ребенку, но и взрослому.
Ребенку знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, переходящие в нервно-психические заболевания.
(слайды с картинками объятий)
4. Творческая деятельность
- Перед вами несколько правил безусловного принятия ребенка:
1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
3. Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы "непозволительными" они ни были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.
- Напишите правила безусловного принятия своего ребенка. (2-3 минуты)
- Зачитайте их, пожалуйста (правила зачитывает каждый родитель).
5. Круг "От сердца к сердцу"
- Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме:
1. Я узнала:
2. Меня заставило задуматься то, что:
- Спасибо за активную работу! До свидания!