Сводная таблица целей и задач уроков по изобразительному искусству в 1-м классе
№ и тема урока |
Видеть |
Понимать |
Создавать |
1. Учимся наблюдать. Какое бывает небо? | – Видеть и воспринимать красоту мира с радостью и любовью. | – Понимать значение этой красоты не только умом, но и сердцем | – Учиться создавать красоту с радостью и любовью. |
2.Учимся любоваться. Что такое красота? |
– Видеть и воспринимать красоту мира с радостью и любовью. | – Понимать значение этой красоты не только умом, но и сердцем | – Учиться создавать красоту с радостью и любовью. |
3. Зачем люди рисуют? Художник и зрители. | – Видеть и воспринимать красоту мира с радостью и любовью. | – Понимать значение этой красоты не только умом, но и сердцем | – Учиться создавать красоту с радостью и любовью. |
4. Материалы Художника-живописца. | – Видеть взаимосвязь цвета, эмоций,
чувств и настроения. – Видеть красоту и богатство цвета в природе и в работах художников-живописцев. – Расширение диапазона цветовой чувствительности и зрительных представлений у ребёнка. |
– Живопись – это искусство писать
жизнь (один из видов изобразительного искусства). – Цвет – главное выразительное средство. – Название красок и их особенности. – Название цветов и умение их различать. – Бумага для живописи. – Кисти разного размера и формы. Назначение палитры, тряпочки. |
– Подготовка рабочего места. – Подготовка красок к работе. (Гуашь или акварель). – Использование тряпочки и палитры. – Работа кисточками разного размера и формы. – Проведение прямых и волнистых линий, точек, кругов, капелек в разных направлениях и разного размера. |
5. Основные и составные цвета. Цветовой круг и радуга. |
– Видеть взаимосвязь цвета, эмоций,
чувств и настроения. – Видеть красоту и богатство цвета в природе и в работах художников-живописцев. – Расширение диапазона цветовой чувствительности и зрительных представлений у ребёнка. |
– Основные цвета: красный, синий,
жёлтый. – Составные цвета и их получение из основных: оранжевый, зелёный, фиолетовый. – Порядок расположения цветов в радуге (7 цветов) и цветовом круге (6-12 цветов). |
– Используя 3 основных цвета получить
различные составные цвета при помощи палитры,
приёма лессировки (для акварели), оптического
смешения цветов. – Совершенствовать приёмы работы кистью (кончиком, плоскостью и т.д.), освоить приём заливки. |
6. Тёплые и холодные цвета. Совершенствование приёмов работы кистью. | – Видеть взаимосвязь цвета, эмоций,
чувств и настроения. – Видеть красоту и богатство цвета в природе и в работах художников-живописцев. – Расширение диапазона цветовой чувствительности у ребёнка. |
– Деление цветов на тёплые и
холодные. – Влияние тёплых и холодных цветов на эмоциональное состояние человека. – Цвет – главное выразительное средство в живописи. |
– Выполнять заливку акварелью на
большой плоскости широкой мягкой кистью. – Совершенствовать приёмы работы кистью. – Использовать в работе палитру и тряпочку. |
7. В стране Графики. Линия, штрихи,
пятно – выразительные средства графики. Рисунок линией. |
– Видеть взаимосвязь линий и
настроения. – Видеть многообразие линий в
природе и работах художников-графиков – Обогащение зрительных представлений о рисунке. |
– Выразительные средства графики:
линия, штрихи, пятно, точка и их возможности – Материалы художника-графика и их выразительные возможности: простой карандаш, ручка, линер и резинка. |
– Подготовка карандаша к работе. – Работа простым карандашом: тонкая и толстая линии, линии в разных направлениях, штриховка, растушёвка. – Выполнение рисунков карандашом и ручкой на больших и маленьких форматах. |
8. Штрихи и их возможности. Рисунки штрихами. | – Видеть взаимосвязь линий и
настроения. – Видеть многообразие линий в природе и работах художников-графиков – Обогащение зрительных представлений о рисунке. – Видеть выразительные возможности штриха. – Характер штриха и его влияние на настроение произведения, передачу материальности изображённых объектов. |
– Значение характера штриха при
передаче фактуры объекта. – Отличие линейных рисунков от рисунков штрихами, их разные выразительные возможности. |
– Отрабатывать умение штриховать в
разных направлениях. – Выполнять рисунки, используя различные виды штрихов на большом, среднем и малом форматах. – Использовать в работах простые и цветные карандаши, ручку или линер. |
9. Как работает пятно? Контур и силуэт. Рисунок пятном. | – Видеть взаимосвязь линий и
настроения. – Видеть многообразие линий в природе и работах художников-графиков. – Обогащение зрительных представлений о рисунке. – Видеть выразительные возможности пятна. – Пятно в природе (тени, предметы против света и т.п.) и в работах художников-графиков. |
– Выразительность формы пятна. – Представление о силуэте и контуре в графике. – Представление о контрасте: тёмное и светлое, белое и чёрное. |
– Уметь работать мягкими графическими
материалами: углём, соусом, сангиной. – Использовать для силуэтных рисунков тушь (чёрную акварель) и кисть (палочку), цветную бумагу и ножницы, простой карандаш и резинку. – Использовать контрасты в работе. |
10. Цвет и тон в графике. Знакомство с ахроматическими цветами: чёрным, белым и серым. | – Обогащение зрительных представлений
о рисунке. – Выразительные возможности чёрного, белого и серого – ахроматических цветов. – Многообразие тонов в природе и работах художников-графиков |
– Цвет и тон. – Ахроматические цвета и хроматические цвета. – Влияние ахроматических цветов на хроматические при смешивании. – Понимать гармонию сочетания разных выразительных средств в одной работе. |
– Выполнять рисунки, используя
различные тона от белого до серого. – Отрабатывать умения работать графическими материалами. |
11. В гостях у Скульптора. Его
материалы, работа и произведения. Выразительные средства скульптуры. |
– Красоту природных форм. – Выразительность народных скульптур (игрушек). – Многообразие объёмных форм в природе. – Выразительные возможности скульптурных материалов. – Красоту пропорциональных отношений. |
– Объём, форма, размер, фактура –
выразительные средства скульптуры. – Отличие выразительных возможностей скульптуры от живописи и графики. – Виды скульптуры: круглая и рельеф. |
– Создавать из доступных материалов:
пластилина, глины, фольги, проволоки, бумаги
малые скульптурные формы. – Материал на выбор учителя. |
12. Удивительная бумага. Выразительные возможности бумаги. Сказка из бумаги. | – Красоту и новые возможности
привычного материала – бумаги. – Сходство природных образов с бумажными фигурками и условность их изображения. – Развитие глазомера и мелкой моторики. |
– Различать сгиб, изгиб, закручивание, надрезы и соединения при работе с бумажными полосками. | – Освоить и применять на практике
технические приёмы работы с бумагой. – Создавать новые фигурки на базе известных форм. |
13. Смешанные техники: восковые мелки и акварель. | – Выразительные возможности
комбинирования разных художественных
материалов в одной работе. – Красоту природных форм. |
– Смешанная техника это использование
разных художественных материалов в одной работе. – Смысл работы художника – поиск красоты, размышления и передача своих мыслей, чувств, настроения зрителям через свои произведения. |
– Познакомиться со смешанной техникой:
восковые мелки и акварель, в процессе
выполнения творческой работы. – Использовать выразительные возможности обоих материалов для реализации замысла. |
14. Виды изобразительного искусства и их выразительные средства. | – Формировать культуру восприятия
произведений изобразительного искусства: – а) Определять общее настроение картины. – б) Внимательно рассматривать детали картины. – в) Вырабатывать цельность видения. – г) Получать положительные эмоции от общения с произведениями искусства. – д) Узнавать виды изобразительного искусства. |
– Различие и сходство видов
изобразительного искусства: живопись, графика и
скульптура. – Выразительные средства каждого вида. |
– Передавать своё настроение с помощью
живописных и графических выразительных средств. – Научиться оформлять свои работы небольшого формата в виде открытки. |
15. Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. | – Формировать культуру восприятия
произведений изобразительного искусства: – а) Определять общее настроение картины. – б) Внимательно рассматривать детали картины. – в) Вырабатывать цельность видения. – г) Получать положительные эмоции от общения с произведениями искусства. – д) Узнавать жанры изобразительного искусства. |
– Особенности жанров портрета, пейзажа, натюрморта в живописи и графике. | – Изображать фигуру человека в
зимней одежде. – Строить композицию портрета в полный рост. |
16. В гостях у Фантазии. Приёмы создания нового: сложение, изменение цвета и формы, оживление и наоборот. | – Видеть необычное в обычном. | – Приёмы создания нового: изменение цвета и формы,сложение, оживление и наоборот. | – Творческую композицию по самостоятельному замыслу. |
17. Сказки, созданные природой и фантазия человека. Симметрия и асимметрия. | – Симметричные и асимметричные формы в
природе, их красоту и выразительность. – Обогащение зрительных представлений ребёнка, развитие ассоциативного мышления. |
– Симметрия и асимметрия в природе, ось симметрии. | – Изображение симметричных форм с помощью оси симметрии в технике монотипия. |
18-19. Пейзаж и художники-пейзажисты. Сказка снега и деревьев. Рисуем зимний пейзаж. | – Красоту русской природы. – Эмоциональные состояния картин пейзажей Левитана, Шишкина, Саврасова. – Созвучие настроения пейзажей и литературных произведений (стихов о природе русских поэтов – Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева и других по выбору учителя). |
– Законы линейной перспективы: а) ближе больше, дальше меньше. б) ближние предметы загораживают, дальние загораживаются. – Законы воздушной перспективы: а) ближе ярче, дальше бледнее. б) линия горизонта. в) ближний (первый), средний (второй) и дальний (третий) планы в жизни и на картине. |
– Выполнять построение пейзажа с
учётом основных законов перспективы. – Передавать настроение природы при изображении зимнего пейзажа, используя известные выразительные средства живописи и графики. |
20-21. Анималистический жанр и художники-анималисты. Сказка зверей и птиц. Рисуем животных. | – Красоту и характер движений животных,
особенности пропорций разных животных – Как художники-анималисты передают настроение зверей и птиц в своих работах. |
– Особенности анималистического жанра. – Общее и различное при изображении разных животных. – Знакомство с творчеством художников Е.Чарушина и Б.Ватагина. Отличие наброска от картины. |
– Изображать животных и птиц, используя
приём от пятна различными художественными
материалами. – Освоить способы передачи фактуры поверхности (мех, перья) различными материалами. – Выполнять наброски. |
22-23. Портреты и художник-портретист. Как нарисовать лицо человека? Рисуем портреты сказочных героев. |
– Наблюдать за изменениями мимики лица
человека при различных эмоциональных
состояниях. – Видеть красоту человека, зависимость красоты внешней от характера, состояния души и мыслей человека. |
– Взаимосвязь внутренней и внешней
красоты человека, смысл работы
художника-портретиста и особенности портрета
как жанра изобразительного искусства. – Знакомство с творчеством художников-портретистов. – Правила изображения симметричных форм. |
– Строить лицо человека с помощью схемы
(простой вариант). – Передавать характер, настроение и мысли человека с помощью выразительных средств различных видов изобразительного искусства и собственных наблюдений. |
24-25. Сказочно-мифологический жанр. Художники-сказочники. Иллюстрация. Нарисуй свою сказку. | – Необычное в обычном. – Видеть духовное начало в окружающей нас природе (в цветке, дереве, ручейке, ветерке). Она живая – наша Земля! – Любоваться творениями Природы. |
– Дать понятие
сказочно-мифологического жанра. – Выделить способы превращения обычного в сказочное (см. ступени Волшебства). – “Иллюстрация” – как часть сказочномифологического жанра |
– Создать свою сказку (Образ своей
мечты, своего желания). – Создать иллюстрацию к любимой сказке. – Мечтать, фантазировать. |
26-27. Натюрморт – тихая жизнь вещей. Как рисовать предметы. Натюрморт с настроением | – Красоту и выразительность формы различных бытовых предметов, цветов, овощей и фруктов. | – Знакомство с натюрмортом, как жанром
изобразительного искусства. – Способы передачи положения предметов. – Цвет – как средство выразительности. – Способы составления композиции из различных по форме предметов. |
– Изображать простые по форме предметы
без передачи объёма. – Передавать отношения предметов в пространстве: а) Ближе – ниже уровень. б) Дальше – выше в рисунке. – Создавать настроение в работе, используя цвет. |
28. В гостях у Дизайнера. Создаём проект игрушки. | – Красоту и выразительность формы игрушки. | – Связь формы игрушки с цветом и назначением (функцией). | – Изображать простые по форме предметы с натуры или по представлению. |
29. В гостях у Архитектора. Человек строит сказку. Рисуем сказочную избушку. | – Красоту и выразительность архитектурных форм. | – Познакомиться с архитектурой на
примерах. – С работой художника-архитектора и его правилами: Польза, Прочность, Красота. |
– Создать проект сказочной избушки. |
30. Человек строит сказку. Рисуем сказочный дворец. | – Красоту и выразительность архитектурных форм. | – Познакомиться с архитектурой на
примерах. – С работой художника-архитектора и его правилами: Польза, Прочность, Красота. |
– Создать проект сказочного дворца. |