Задачи урока:
– закрепление умения делить слова на слоги;
– закрепление умения определять порядок слогов в слове;
– усвоение количества и порядка звуков в слове;
– составление схем звукового состава;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие зрительных анализаторов;
– развитие самоконтроля, выдержки, настойчивости;
– развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование.
1. Игровые пособия Института новых технологий:
– “Фростиг-бокс”;
– “Гонщик”;
– мозаика “Fingertip”.
2.Наборы: “Буквы”, “Слоги”.
3. Схемы слов, предложений.
4.Предметные картинки.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети, отвечая на вопросы логопеда, повторяют: на какие две группы делятся все звуки? Как можно определить, что звук является гласным? Согласным? С помощью чего можно записать звуки?
2. Игра “Буквы перепутались”
(пособие “Гонщик”) <Рисунок 1>.Распределить гласные и согласные буквы по столбикам: слева – гласные, справа – согласные <Рисунок 2>.
По цепочке – придумать слово, чтобы первый звук был: [о], [и], [а], [у], [х], [н], [c], [р], [л], [ ш], [г], [ м], [ к], [ б], [ ж], [ д].
3. Игра “Светофор”
(пособие “Фростиг – бокс”) <Рисунок 3>.Прослушайте слова. Определить место звука [х] в словах:
– в начале слова (красная палочка);
– в середине слова (желтая палочка);
– в конце слова (зеленая палочка).
Бесцветная палочка – пропуск хода.
Слова: мех, храбрый, лопух, грохот, хлопок, смех, ухо, хмурый, глухой, хлястик, охрип, хвастун, лохматый, хорь, вихрастый, скоморох, халат, петух, хлеб, мухомор, муха, халва, хохлатка.
4. Игра “Вагончики”
(пособие “Фростиг – бокс”).Раздаются предметные картинки. С помощью фишек надо разделить слово на слоги, определить звуки, вставив цветные палочки <Рисунок 4>. Дать характеристику каждому звуку.
Картинки: утюг, гриб, вишня, гусенок.
5. Игра “Построй звуковую дорожку”
(пособие “Гонщик”) <Рисунок 5>.Слуховой диктант – построение “звуковой дорожки”:
- первый звук – согласный твердый, второй звук – гласный, третий звук – согласный твердый.
- согласный твердый, гласный, согласный мягкий, гласный;
- согласный мягкий, гласный, согласный твердый, гласный, согласный мягкий;
- согласный твердый, гласный, согласный мягкий, гласный, согласный твердый;
- согласный твердый, гласный, согласный твердый, гласный, согласный твердый, гласный, согласный твердый.
Придумай слово по заданной схеме. Выложи из букв. Составь предложение.
Например: кот, поле, писать, полет, барабан.
6. Игра “Выложи узор”
(пособие “мозаика Fingertip”) <Рисунок 6>:а) выложи шарики по схеме;
б) придумай:
1 – слог;
2, 3 – слово;
4 – предложение.
в) выложи буквы;
г) составь предложение.
Например:
1 – ок, роз, фоль, ми, дис.
2 – мох, нора, кошка, баул, арбуз.
3 – лиса, мясо, моль, песок, налей.
4 – Кошка сидит на белом стуле.
7.Физкультминутка.
8. Игра “Буквы разбежались”
(пособие “Гонщик”) <Рисунок 7>.Собери из букв слова, раздели на слоги, назови какой звук первый, какой второй,… Дай характеристику каждому звуку. <Рисунок 8>.
Слова: он, дом, шар, жук, лиса, хлеб, грибы.
9. Игра “Слоги перепутались”
(пособие “Гонщик”) <Рисунок 9>.Составь из слогов слово. Сделай схемы слов. Дай характеристику каждому звуку. <Рисунок 10>.
Слова: лужа, забор, щенок, репка, веник, щетка, фартук, ландыш, чемодан, заяц, человек.
10. Игра “Волшебные шарики”
(пособие “Фростиг – бокс”) <Рисунок 11>.– слуховой диктант – выкладывание цветных шариков;
– придумывание слов;
– выкладывание букв.
Например
11. Игра “Звуковая башня”
(пособие “Фростиг – бокс”) <Рисунок 12>.
I уровень сложности:
– слуховой диктант – построение башни
из бесцветных палочек;
– составить словосочетание, используя нужное
количество звуков.
Например:
I I I сом |
I I I мяч |
I в |
I I I под |
I I I I реке |
I I I I I столом |
II уровень сложности:
– слуховой диктант – построение башни
из цветных палочек;
– придумать словосочетание;
– составить предложение.
Например: кот на диване
Кот лежит на диване.