Цели урока:
- Обогащение словаря по теме “Осень”
- Развитие внимания и образного мышления.
- Упражнение в словообразовании и словоизменении.
- Упражнение в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов.
- Формирование связной монологической речи.
- Помочь усвоить слова– антонимы “съедобный – ядовитый”
- Воспитывать экологическую культуру.
- Формировать знания о правилах безопасного поведения в природе.
Ход занятия
1. Звучит музыка (песня об осени)
2. Перед детьми на мольберте – репродукция с картины художника Зуева
“ Дары осени”
– Кричит ворона в небе: КАРР! В лесу пожар!
А было просто очень: там поселилась ОСЕНЬ!
Дети, назовите, какие признаки осени вы знаете.
Дети называют признаки осени и каждый из них подтверждается картинкой.
(Называет – садится на место)
3.
Что вы видите на этой картине?Какое название мы придумаем для неё? – “Подарки осени”.
4. Послушайте стихотворение:
На деревьях, на кусточках, на больших болотных кочках
Ягоды растут в лесу. Быстро зреют на весу.
Какие лесные ягоды вы знаете?
Какие ягоды поспевают осенью?
На подносе появляется угощение: ягоды брусники, клюквы, рябины, калины.
Дети, давайте попробуем осенние ягоды. И узнаем, какие они на вкус
Клюква – кислая,
Рябина – горькая,
Калина – горькая,
Брусника – сладкая.
Упражнение “ Назови ласково” (клюква – клюковка, рябина – рябинка, и т.д.)
А вы знаете, где растёт рябина? (рябина растёт на дереве)
Брусника? (брусника растёт на кустике)
Клюква? (на кочке в траве)
Калина? (на кусте)
Все эти ягоды не только вкусные, но и полезные. Их с удовольствием едят не только люди, но и звери и птицы.
Но есть в лесу ЯДОВИТЫЕ ягоды. Их надо знать, чтобы ими не отравиться.
Весной в лесу цветёт ЛАНДЫШ. Люди узнают по двум большим заострённым листочкам, нежным белым цветам и чудесному запаху.
Но не все люди знают, что осенью у ландыша появляются красные ягоды.
ОНИ ЯДОВИТЫ!
На лесной полянке – ковёр из трав и цветов.
Но вот подул ветер, закачались травинки. Из них вдруг выглянул чёрный внимательный глазок и снова скрылся. Там в траве притаилось растение, которое так и называется – ВОРОНИЙ ГЛАЗ.
Раздвинув траву, ты увидишь 4 широких заострённых листочка, а между ними
Одну крупную чёрную ягоду. Красивая ягода, но не вздумай брать её в рот.
Вороний глаз – ЯДОВИТОЕ растение! Будь осторожен!
5. Физминутка
.В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву
Нам деревья сбросили!
Дети вышли на ковёр.
А теперь на мох ступаем,
Выше ноги поднимаем,
Как по мягкому ковру,
Ходим тихо во бору.Мы посмотрим вправо, влево,
Вниз под ноги поглядим,
И присядем, посидим.
6. Ой, ребята, посмотрите, кто это?
Появился ЕЖИК с корзинкой грибов (картинок)
– Ой, ребята, хорошо, что я вас встретил!
Я набрал много грибов, но как они называются, я не знаю!
– Не грусти, Ёжик. Дети расскажут тебе про грибы!
Дети читают стихи о грибах и достают “свой” гриб из корзинки.
ПОДБЕРЁЗОВИК.
Подберёзовик, подберёзовик,
Ловко спрятался под берёзою.
Да не прячься ты так старательно,
Я найду тебя обязательно!
ПОДОСИНОВИК.
Этот гриб большой и крепкий,
В красной беретке.
Поищи под осинкой-
Будет полной корзинка!
БОРОВИК.
Этот гриб – господин!
Он в лесу такой один.
Отыскать его на даче –
Небывалая удача.
ВОЛНУШКА.
Розовеет на опушке
Шляпка с модной бахромой.
– Подойди! – зовёт волнушка, –
Отнеси меня домой.
ОПЯТА.
Знают взрослые и дети:
Нет грибов дружней, чем эти.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Дети ставят картинки на доску и садятся за столы
7. Ребята, какие разные и смешные названия у грибов.
Почему же их так назвали?
– Мы объясним тебе, Ёжик, почему грибы так называются.
Если вырос под берёзкой – то подберёзовик.
Если вырос под осинкой, то подосиновик.
Если вырос во мху, то моховик,
Если масляная шляпка, то маслёнок.
Если вырос на пеньке, то опёнок.
Волнистые – волнушки,
Серые – серушки.
Зелёные – зеленушки,
Беленькие – белянки.
Спасибо, ребята, я всё запомнил!
8. Упражнение “Исправь ошибку”
На пеньке вырос … подберёзовик.
Под осинкой вырос … боровик.
В бору вырос … подосиновик.
Во мху выросли …опята.
Мухомор – съедобный гриб.
9. Скажите, дети, а что можно делать с грибами?
Дети отвечают: солить, варить, жарить, сушить, морозить, тушить.
– Ой, как интересно!
Если грибы варить, то они будут ВАРЁНЫЕ.
Если грибы жарить, то…
Если грибы солить, то…
Если грибы сушить, то они будут сушёные.
10. Игра с пальчиками.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел!
11. Дети, послушайте загадку и помогите мне решить задачу
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зелёный моховик
СКОЛЬКО Я НАШЛА ГРИБОВ?
У кого ответ готов?
Перечислите их названия. Верно. Молодцы!
А теперь отгадайте другую загадку:
А вот кто-то важный на беленькой ножке.
Он в шапочке красной, на шляпке – горошки. (МУХОМОР)
ЁЖИК, а почему ты не положил мухомор в свою корзинку?
Ведь он такой красивый? Ёж: “ Я знаю, этот гриб есть нельзя. Это ядовитый гриб!”
Конечно! И назвали его МУХОМОРОМ не зря.
Когда мухомор станет старым, он будет похож на блюдечко на ножке, потому что края его шляпки поднимутся кверху. Пройдёт дождик в лесу. Наберётся в блюдечко вода. Сядет муха попить водички и погибнет. Потому что
В воде ЯД. Ядовитый гриб мухомор. Его трогать нельзя.
Очень ядовитый гриб – бледная поганка (картинка). Её тоже трогать нельзя.
12. Перед вами лежат карточки.
Найдите среди грибов мухомор. Обведите его красным карандашом.
(Красный цвет – запрещающий цвет)
13. Игра “Съедобное – ядовитое”
Перед детьми лежат два кружка – зелёный и красный
Дети, я буду называть съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
Если растение съедобное, то вы поднимаете ЗЕЛЕНЫЙ кружок.
Если растение ядовитое, то поднимаете запрещающий КРАСНЫЙ кружок.
Будьте внимательны.
Молодцы.
14. А теперь помогите мне рассказать историю о Ёжике – грибнике.
(С использованием магнитной доски)
Бежал по осеннему лесу ёж. Шуршала под его лапками осенняя листва.
Увидел он под ёлкой боровик. “Возьму боровик, пусть дочка порадуется!”
Наколол его на иголки и побежал дальше. Видит ёжик, что под берёзкой стоит крепкий подберёзовик “Возьму грибок, пусть дочка порадуется!” (Дети помогают рассказывать историю о ёжике, проговаривая его слова)
15. Итог
Нам тоже пора уходить из леса. Но мы должны запомнить правило: собирай в лесу только знакомые грибы и ягоды. А ёжик оставил нам подарок – раскраски со съедобными грибами и ягодами.