Использование метода проектов в обучении иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки


Новая образовательная парадигма, личностно-ориентированная, предполагает изменение ценностных ориентаций в обществе. В качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, свободная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое сообщество.

В процессе модернизации обучения изменилась цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Планируемый результат обучения – достижение функциональной грамотности во владение ИЯ, реальной рабочее владение им.

В современном образовательном пространстве существует большое количество методов обучения ИЯ. Всем требованиям к обучению ИЯ вполне отвечает и метод проектного обучения, который не является принципиально новым ни для отечественной, ни для зарубежной школы.

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе и самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы имеет важное прикладное значение, он интересен и значим для самих проектантов.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Работа по проекту – процесс творческий. Обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском личностно значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию. Проект позволяет принести в учебный процесс интерактивные формы обучения. Он также является замечательным дидактическим средством для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем. Метод позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность; развивает творческие и умственные способности.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала по любой теме, поскольку отбор тематики проводиться с учетом практической значимости для школьников (человек и его окружение).

Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

В процессе прохождения курса ИЯ можно охватить такие типологии проектов как:

  1. Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, основания актуальности предмета исследования, продуманных методов, результатов.
  2. Творческие проекты. Творческие проекты предлагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результат этой деятельности может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.
  3. Ролево-игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные герои или вымышленные персонажи, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуации, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.
  4. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации, способы обработки информации, презентация самого проекта.
  5. Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.
  6. Прежде чем приступить к выполнению проекта, следует четко определить его будущий результат – форму продукта проектной деятельности. Выбор формы продукта деятельности – важная организационная задача участников проекта. Иногда вид продукта обозначен в самой теме проекта, но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. Это может быть:

  • Дневник путешествия;
  • Web – сайт;
  • Анализ данных социологического проекта;
  • Бизнес-план;
  • Видеофильм;
  • Выставка;
  • Газета;
  • Игра;
  • Коллекция;
  • Макет;
  • Мультимедийный продукт;
  • Публикация;
  • Статья;
  • Сценарий и др.

От удачного выбора формы продукта проекта зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложение решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому разрабатывая проект, следует иметь в видупризнаки и характерные особенности каждого из них.

Вот один из примеров творческого проекта “Праздники США”, выполненного учащимися восьмого класса:

Тема: “Праздники США”

Учебный предмет: Английский язык.

Цели: учащимся предстояло не только изучить историю возникновения различных праздников США, обычаи их празднования, но и заложить собственные традиции.

Продукт: мультимедийный продукт.

Перед началом работы над проектом учителем были предложены четыре темы праздников: Рождество и Новый год, День Святого Валентина, Хеллоуин и День независимости. Учащиеся разделились на четыре группы по интересам и выбрали одного лидера – координатора. Предварительная работа учителя закончилась в усиленной проработке соответствующей лексики, привлечении дополнительной литературы, организации на уроках бесед по теме. Каждой группе необходимо было подготовить устный доклад по теме, сделать буклет, красочный календарь, подготовить ребусы, какой-нибудь сувенир, напоминающий праздник. Учащиеся добывали сведения о том, как празднуют тот или иной праздник, как украшают жилища, что подают к столу, во что играют и какие песни поют.

Презентация проектов проходила с использованием английского языка. Каждый из участников проекта рассказывал об определенной особенности данного праздника, все проекты были оснащены мультимедийными презентациями, участниками, совместно с учителем был составлен сценарий прохождения презентаций.

Список используемой литературы

  1. Бим И.А. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования //Иностранные языки в школе. – 2005. – №8.
  2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации сомостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.:АРКТИ, 2003. 112с.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. 80 с.