Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Табличные информационные модели"

Разделы: Информатика


Раздел программы: “Моделирование. Технология обработки текстовой информации”.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока:

  • проверить знания учащихся по теме “Моделирование”;
  • упорядочить и закрепить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях;
  • повторить и закрепить навыки создания таблиц в среде текстового процессора.

Задачи урока:

Учебные:

  • обеспечить применение полученных знаний на практике;
  • привить навыки самостоятельной работы, работы в группе, работы в паре при изучении возможностей программного средства

Воспитательная:

  • создать условия для сотрудничества на уроке;
  • способствовать выявлению способностей учащихся при работе с программными средствами;

Развивающая:

  • развивать умение работать в группе, парах.
  • развивать умение осуществлять самооценку своей работы на уроке;
  • развивать умение оценивать работу товарищей;

Основные понятия:

  • информационная модель;
  • смешанная информационная модель;
  • табличная информационная модель;
  • таблица.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран;
  • Раздаточный материал: карточки с заданиями по группам, тестовые задания, карточки с заданиями по работе в паре;
  • Сигнальные карточки (красного, зеленого, желтого цвета);
  • Презентация.

Программное обеспечение:

  • Microsoft Office Word;
  • Microsoft PowerPoint;
  • Два варианта тестов по теме “Моделирование”.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задачи урока.
  3. Разминка.
  4. Тестирование.
  5. Проверка домашнего задания.
  6. Работа в группах.
  7. Практическая работа.
  8. Подведение итогов
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Постановка целей урока.

Сегодня нам предстоит проверить, ваши знания по теме “Модели объектов и их назначение”. Закрепить знания по теме: “Табличные модели” и навыки построения таблиц в среде текстового процессора.

3. Разминка.

Сначала мы с вами немного поиграем. Приготовьте пожалуйста сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Я буду демонстрировать модели и называть их, а вы, соглашаясь или не соглашаясь с моими утверждениями, поднимайте вверх карточки: зеленую, если согласны, красную, если не согласны.

(Ребятам демонстрируется презентация “Модели объектов”. На слайдах подобраны различные типы и виды моделей: натурные, информационные, знаковые, образные, смешанные. Учитель или учащиеся правильно (неправильно) называют их, остальные ребята корректируют, если необходимо, утверждения с помощью карточек).

4. Тестирование.

Работа с интерактивными тестами (2 варианта). На компьютерах установлены тесты методического комплекса [3] по теме “Моделирование”. Приложение 8, Прилолжение 9.

5. Проверка домашнего задания.

Работа в парах. Ученики обмениваются тетрадями на печатной основе [2]. Проверяют домашнее задание: №№33-36 на стр. 54-55. На странице рядом с каждым упражнением ставят отметки “+”, если считают, что задание выполнено верно, “+-” – задание выполнено частично, “-” – задание выполнено неправильно. Здесь же указывают фамилию проверяющего. После взаимопроверки тетради сдаются учителю.

6. Работа в группах.

Учащиеся разбиты на 4 группы.

Задание 1. На каждую группу раздаются клей и комплекты разрезных карточек: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3. Необходимо соединить вместе по типам табличных моделей: структуру таблицы, название, определение. В итоге у каждой группы должно получиться по четыре листа с описанием типов табличных информационных моделей.

После того, как работа завершена, по одному представителю от каждой группы подходят к доске, где во время работы учащихся учитель на цветных листах вывешивает правильные ответы. Представители групп сверяют полученные результаты, ставят отметки на своих работах (“+”, если задание выполнено верно, “+-” – задание выполнено частично, “-” – задание выполнено неправильно). Листы сдают учителю.

Задание 2.

Каждой группе по жеребьевке достается заготовка на листе формата А3 со структурой одного из видов таблиц (Объекты – Свойства, Объекты – Объекты – Один, Объекты – Объекты – Нестколько, Объекты – Свойства – Объекты) Приложение 6.

– А теперь представьте следующую ситуацию. Скоро Новый год. Вы хотели бы на праздник получить в подарок, например, электронную книгу. Перед вами шесть различных экземпляров таких книг, одной ценовой категории, разных производителей, с разными характеристиками Приложение 5.

– Вам необходимо, используя структуру таблицы, которая вам досталась Приложение 6, алгоритм построения табличной модели Приложение 4, составить сводную таблицу, в которой в удобном виде была бы представлена и информация о данных технических средствах.

– Шапку таблицы, данные которые будете указывать и учитывать при выборе той или иной электронной книги, занести в заготовку.

7. Практическая работа.

Учащиеся получают карточки-задания Приложение 7.

8. Подведение итогов.

Итак, подошел к концу наш урок.

– С какими моделями мы с вами сегодня работали?

– Когда нам удобно использовать информационные табличные модели?

– Почему?

– Всегда ли необходимую нам информацию мы можем представить в виде таблицы?

– Почему?

На следующем уроке мы с вами продолжим работать с информационными табличными моделями. Познакомимся с табличными способами решения логических задач. Поэтому домашнее задание для вас будет следующим.

9. Домашнее задание.

  1. Для всех: § 2.5 учебника;
  2. Творческое: найти примеры логических задач, решаемых с помощью таблиц., самые интересные мы разберем на одном из уроков.

10. Рефлексия.

– У каждого из вас на столе лежат сигнальные карточки (зеленая, желтая, красная). Мы с ними сегодня уже работали. Уходя из класса, возьмите одну из них и оставьте у меня на столе:

  • Зеленую, если вы удовлетворены уроком, урок был полезен для вас, вы много и с пользой поработали, вы понимали все, о чем говорилось на уроке.
  • Желтую, если урок был интересен для вас, на уроке чувствовали себя комфортно, часть заданий для вас были понятны и выполнимы..
  • Красную, если пользы от урока вы получили мало, не очень понимали, о чем идет речь, к ответам на уроке вы не были готовы.

Спасибо за урок! Мне с вами сегодня было очень интересно работать! До свидания!

Список литературы:

  1. Л. Босова “Информатика и ИКТ”. Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. 2011 г.;
  2. Л. Босова “Информатика и ИКТ”. Рабочая тетрадь для 7 класса М.: БИНОМ. 2011 г.;
  3. Л. Л. Босова, А.Ю. Босова “Информатика и ИКТ”. Методическое пособие. М.: БИНОМ. 2011 г.