Раздел программы: “Моделирование. Технология обработки текстовой информации”.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель урока:
- проверить знания учащихся по теме “Моделирование”;
- упорядочить и закрепить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях;
- повторить и закрепить навыки создания таблиц в среде текстового процессора.
Задачи урока:
Учебные:
- обеспечить применение полученных знаний на практике;
- привить навыки самостоятельной работы, работы в группе, работы в паре при изучении возможностей программного средства
Воспитательная:
- создать условия для сотрудничества на уроке;
- способствовать выявлению способностей учащихся при работе с программными средствами;
Развивающая:
- развивать умение работать в группе, парах.
- развивать умение осуществлять самооценку своей работы на уроке;
- развивать умение оценивать работу товарищей;
Основные понятия:
- информационная модель;
- смешанная информационная модель;
- табличная информационная модель;
- таблица.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран;
- Раздаточный материал: карточки с заданиями по группам, тестовые задания, карточки с заданиями по работе в паре;
- Сигнальные карточки (красного, зеленого, желтого цвета);
- Презентация.
Программное обеспечение:
- Microsoft Office Word;
- Microsoft PowerPoint;
- Два варианта тестов по теме “Моделирование”.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Постановка целей урока.
Сегодня нам предстоит проверить, ваши знания по теме “Модели объектов и их назначение”. Закрепить знания по теме: “Табличные модели” и навыки построения таблиц в среде текстового процессора.
3. Разминка.
Сначала мы с вами немного поиграем. Приготовьте пожалуйста сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Я буду демонстрировать модели и называть их, а вы, соглашаясь или не соглашаясь с моими утверждениями, поднимайте вверх карточки: зеленую, если согласны, красную, если не согласны.
(Ребятам демонстрируется презентация “Модели объектов”. На слайдах подобраны различные типы и виды моделей: натурные, информационные, знаковые, образные, смешанные. Учитель или учащиеся правильно (неправильно) называют их, остальные ребята корректируют, если необходимо, утверждения с помощью карточек).
4. Тестирование.
Работа с интерактивными тестами (2 варианта). На компьютерах установлены тесты методического комплекса [3] по теме “Моделирование”. Приложение 8, Прилолжение 9.
5. Проверка домашнего задания.
Работа в парах. Ученики обмениваются тетрадями на печатной основе [2]. Проверяют домашнее задание: №№33-36 на стр. 54-55. На странице рядом с каждым упражнением ставят отметки “+”, если считают, что задание выполнено верно, “+-” – задание выполнено частично, “-” – задание выполнено неправильно. Здесь же указывают фамилию проверяющего. После взаимопроверки тетради сдаются учителю.
6. Работа в группах.
Учащиеся разбиты на 4 группы.
Задание 1. На каждую группу раздаются клей и комплекты разрезных карточек: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3. Необходимо соединить вместе по типам табличных моделей: структуру таблицы, название, определение. В итоге у каждой группы должно получиться по четыре листа с описанием типов табличных информационных моделей.
После того, как работа завершена, по одному представителю от каждой группы подходят к доске, где во время работы учащихся учитель на цветных листах вывешивает правильные ответы. Представители групп сверяют полученные результаты, ставят отметки на своих работах (“+”, если задание выполнено верно, “+-” – задание выполнено частично, “-” – задание выполнено неправильно). Листы сдают учителю.
Задание 2.
Каждой группе по жеребьевке достается заготовка на листе формата А3 со структурой одного из видов таблиц (Объекты – Свойства, Объекты – Объекты – Один, Объекты – Объекты – Нестколько, Объекты – Свойства – Объекты) Приложение 6.
– А теперь представьте следующую ситуацию. Скоро Новый год. Вы хотели бы на праздник получить в подарок, например, электронную книгу. Перед вами шесть различных экземпляров таких книг, одной ценовой категории, разных производителей, с разными характеристиками Приложение 5.
– Вам необходимо, используя структуру таблицы, которая вам досталась Приложение 6, алгоритм построения табличной модели Приложение 4, составить сводную таблицу, в которой в удобном виде была бы представлена и информация о данных технических средствах.
– Шапку таблицы, данные которые будете указывать и учитывать при выборе той или иной электронной книги, занести в заготовку.
7. Практическая работа.
Учащиеся получают карточки-задания Приложение 7.
8. Подведение итогов.
Итак, подошел к концу наш урок.
– С какими моделями мы с вами сегодня работали?
– Когда нам удобно использовать информационные табличные модели?
– Почему?
– Всегда ли необходимую нам информацию мы можем представить в виде таблицы?
– Почему?
На следующем уроке мы с вами продолжим работать с информационными табличными моделями. Познакомимся с табличными способами решения логических задач. Поэтому домашнее задание для вас будет следующим.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия
.– У каждого из вас на столе лежат сигнальные карточки (зеленая, желтая, красная). Мы с ними сегодня уже работали. Уходя из класса, возьмите одну из них и оставьте у меня на столе:
- Зеленую, если вы удовлетворены уроком, урок был полезен для вас, вы много и с пользой поработали, вы понимали все, о чем говорилось на уроке.
- Желтую, если урок был интересен для вас, на уроке чувствовали себя комфортно, часть заданий для вас были понятны и выполнимы..
- Красную, если пользы от урока вы получили мало, не очень понимали, о чем идет речь, к ответам на уроке вы не были готовы.
Спасибо за урок! Мне с вами сегодня было очень интересно работать! До свидания!
Список литературы:
- Л. Босова “Информатика и ИКТ”. Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. 2011 г.;
- Л. Босова “Информатика и ИКТ”. Рабочая тетрадь для 7 класса М.: БИНОМ. 2011 г.;
- Л. Л. Босова, А.Ю. Босова “Информатика и ИКТ”. Методическое пособие. М.: БИНОМ. 2011 г.