Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п., а также развитие координации речи с движением, мелкой моторики.
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Нарушена мелкая моторика и координация речи с движением.
Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий “право” и “лево”, обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.
В нашем ДОУ функционируют 5 групп для детей с ОНР и 2 группы для детей ЗПР. В настоящее время педагогами-дефектологами и учителями– логопедами разрабатывается программа по сенсомоторному развитию детей. Данный конспект бинарного занятия составлен и апробирован в рамках работы над программой. Учитывая лексическую тему недели “Дикие животные”, в ходе занятия было решено максимальное количество коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.
Программное содержание
Цель урока: коррекция недоразвития речи через сенсомоторные игры по лексической теме “Дикие животные”
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь по лексической теме “Дикие животные”;
- продолжать формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- продолжать формировать навык составления слов из букв;
- продолжать учить детей выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов по карточкам-моделям;
- автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи;
- закреплять умение согласовывать числительное с им. существительным;
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать мелкую моторику рук;
- продолжать развивать пространственную ориентацию;
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать развивать координацию речи с движением (под музыку);
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств.
Оборудование:
мягкие игрушки (дикие животные), пособие “Звуковые дорожки” (с комплектом цветных крышек), набор букв, пособие “Волшебный конверт”, блоки Дьенеша, карточки с кодами, картинки “Медведь”, “Зубр”, “Волк”, пипетки, емкости для воды, аудиозаписи “Сидит белка на тележке…”, “Зайка”, простые карандаши, листы бумаги в крупную клетку, магниты из гипса “Дикие животные”
Ход занятия
I. Оргмомент.
Воспитатель: “Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними”.
Мы осенним теплым днем
В зоопарк гулять идем.
Посмотреть хотим скорей
Мы на всяческих зверей.
Входим мы через ворота
И встречаем экскурсовода.
Логопед (экскурсовод): “Здравствуйте, ребята. Начнем нашу экскурсию с площадки молодняка. Здесь можно поиграть и пообщаться с животными. Что я и предлагаю вам сделать”.
Логопед раздает детям мягкие игрушки диких животных.
II. Дидактическая игра “Поиграем со зверятами”. (Рисунок 1)
Логопед:
Возьмите в руки своих друзей.
Над головой их подержим теперь.
Под стол положим наших зверят.
“Скучно нам там”, – они говорят.
Из-под стола тотчас достанем,
За спину спрячем, ноги расставим.
Из-за спины переложим на пол,
Между двух ног их проведем.
С ними покружимся в танце веселом
И попрощаемся добрым мы словом…
К экскурсоводу вернемся опять
Нравится вам со зверями играть?
Дети отдают игрушки логопеду.
Воспитатель: “В зоопарке живет замечательная белочка. Она очень хочет с вами поиграть”.
III. Пальчиковая гимнастика. С использованием аудиозаписи “Сидит белка на тележке”.
Логопед: “Ребята, вам понравилось с белочкой играть? А теперь пришла пора знания проверять”.
В зоопарке шел урок…
Прозвенел уже звонок.
Логопед приглашает ребят за столы.
1. Звуко-слоговой анализ слов (с использованием пособия “Звуковые дорожки”). (Рисунок 2)
Первый ряд разбирает слово “ЛИСА”, второй ряд слово “КАБАН”
– В слове ЛИСА 2 слога: -ЛИ, -СА. Ударение падает на 2-ой слог.
– В этом слове 4 звука:
[л'] – согласный, мягкий, звонкий;
[и] – гласный, безударный;
[с] – согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный, ударный.
– В слове КАБАН 2 слога: -КА, -БАН. Ударение падает на 2-ой слог.
– В этом слове 5 звуков:
[к] – согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный, безударный;
[б] – согласный, твердый, звонкий;
[а] – гласный, ударный;
[н] – согласный, твердый, звонкий.
Логопед: “Молодцы, ребята! Продолжаем нашу экскурсию. Прошу обратить ваше внимание на эту картинку”.
Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник мишке бросьте.
Воспитатель: “Ребята, давайте угостим нашего медведя пряниками. Наш зоопарк необычный, поэтому и пряники тоже необычны”.
IV. Дидактическая игра “Угощение для зверей” (с использованием блоков Дьенеша). (Рисунок 3)
Дети должны соотнести карточку-модель с блоками и выбрать нужную фигуру (по цвету, форме, размеру, толщине). Назвать эти свойства.
Воспитатель предлагает угостить не только медведя, но и других животных.
Воспитатель: “Ребята, мы с вами накормили взрослых животных, а теперь давайте позаботимся об их детенышах”.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
V. Работа с пипеткой. Дидактическая игра “Скажи правильно”. (Рисунок 4)
Воспитатель: “Детеныши еще маленькие. Давайте, ребята, накапаем им “молоко” в блюдечко с помощью пипетки. Мы будем проговаривать, кого решили напоить”.
Например, Я накапал пять капель молока бельчонку и т.д.
Воспитатель: “Звери и их детеныши благодарят вас:
За такое угощенье
Мы покажем представленье!”
Воспитатель выводит детей на ковер.
VI. Координация речи с движением (с использованием аудиозаписи “Зайка”)
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал
И устал…
Хвостиком пошевелил,
Ушки вверх поднял.
И услышал зайка
Тихий, очень тихий звук.
Посмотрел по сторонам…
В норку прыгнул вдруг.
Логопед: “Ребята! А я, ваш экскурсовод, приготовил вам новое задание. Вам нужно найти все буквы и составить слова, обозначающие обитателей зоопарка”.
VII. Дидактическая игра “Составь слово” (с использованием пособия “Волшебный конверт”). (Рисунок 5)
Дети делятся на две команды. Первая команда составляет слово “ВОЛК”, а вторая команда слово “ЗУБР”.
Воспитатель: “Наша экскурсия закончилась. Нарисуем маршрут, по которому мы шли”.
VIII. Графический диктант. (Рисунок 6)
Воспитатель:
Мы осенним тёплым днём
В зоопарк опять придём.
Будем долго здесь гулять,
Всех зверюшек будем знать.
Логопед: “Понравилось вам, ребята, по зоопарку гулять, задания выполнять? Какие задания вам понравились больше всего?”
Логопед: “Экскурсоводу тоже очень понравилось с вами. Вы любознательные, внимательные, умные, обаятельные…и мы с Ольгой Михайловной приготовили для вас подарки. Это магнитики “Дикие животные”. Раскрасите вы их дома сами и они будут напоминать вам о нашем маленьком путешествии”.