Бинарное занятие по лексической теме "Дикие животные" с использованием сенсомоторных игр

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п., а также развитие координации речи с движением, мелкой моторики.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Нарушена мелкая моторика и координация речи с движением.

Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий “право” и “лево”, обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.

В нашем ДОУ функционируют 5 групп для детей с ОНР и 2 группы для детей ЗПР. В настоящее время педагогами-дефектологами и учителями– логопедами разрабатывается программа по сенсомоторному развитию детей. Данный конспект бинарного занятия составлен и апробирован в рамках работы над программой. Учитывая лексическую тему недели “Дикие животные”, в ходе занятия было решено максимальное количество коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.

Программное содержание

Цель урока: коррекция недоразвития речи через сенсомоторные игры по лексической теме “Дикие животные”

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь по лексической теме “Дикие животные”;
  • продолжать формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза слов;
  • продолжать формировать навык составления слов из букв;
  • продолжать учить детей выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов по карточкам-моделям;
  • автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи;
  • закреплять умение согласовывать числительное с им. существительным;

Коррекционно-развивающие:

  • продолжать развивать мелкую моторику рук;
  • продолжать развивать пространственную ориентацию;
  • продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;
  • продолжать развивать координацию речи с движением (под музыку);

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств.

Оборудование:

мягкие игрушки (дикие животные), пособие “Звуковые дорожки” (с комплектом цветных крышек), набор букв, пособие “Волшебный конверт”, блоки Дьенеша, карточки с кодами, картинки “Медведь”, “Зубр”, “Волк”, пипетки, емкости для воды, аудиозаписи “Сидит белка на тележке…”, “Зайка”, простые карандаши, листы бумаги в крупную клетку, магниты из гипса “Дикие животные”

Ход занятия

I. Оргмомент.

Воспитатель: “Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними”.

Мы осенним теплым днем
В зоопарк гулять идем.
Посмотреть хотим скорей
Мы на всяческих зверей.
Входим мы через ворота
И встречаем экскурсовода.

Логопед (экскурсовод): “Здравствуйте, ребята. Начнем нашу экскурсию с площадки молодняка. Здесь можно поиграть и пообщаться с животными. Что я и предлагаю вам сделать”.

Логопед раздает детям мягкие игрушки диких животных.

II. Дидактическая игра “Поиграем со зверятами”. (Рисунок 1)

Логопед:

Возьмите в руки своих друзей.
Над головой их подержим теперь.
Под стол положим наших зверят.
“Скучно нам там”, – они говорят.
Из-под стола тотчас достанем,
За спину спрячем, ноги расставим.
Из-за спины переложим на пол,
Между двух ног их проведем.
С ними покружимся в танце веселом
И попрощаемся добрым мы словом…
К экскурсоводу вернемся опять
Нравится вам со зверями играть?
Дети отдают игрушки логопеду.

Воспитатель: “В зоопарке живет замечательная белочка. Она очень хочет с вами поиграть”.

III. Пальчиковая гимнастика. С использованием аудиозаписи “Сидит белка на тележке”.

Логопед: “Ребята, вам понравилось с белочкой играть? А теперь пришла пора знания проверять”.

В зоопарке шел урок…
Прозвенел уже звонок.

Логопед приглашает ребят за столы.

1. Звуко-слоговой анализ слов (с использованием пособия “Звуковые дорожки”). (Рисунок 2)

Первый ряд разбирает слово “ЛИСА”, второй ряд слово “КАБАН”

– В слове ЛИСА 2 слога: -ЛИ, -СА. Ударение падает на 2-ой слог.

– В этом слове 4 звука:

[л'] – согласный, мягкий, звонкий;
[и] – гласный, безударный;
[с] – согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный, ударный.

– В слове КАБАН 2 слога: -КА, -БАН. Ударение падает на 2-ой слог.

– В этом слове 5 звуков:

[к] – согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный, безударный;
[б] – согласный, твердый, звонкий;
[а] – гласный, ударный;
[н] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед: “Молодцы, ребята! Продолжаем нашу экскурсию. Прошу обратить ваше внимание на эту картинку”.

Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник мишке бросьте.

Воспитатель: “Ребята, давайте угостим нашего медведя пряниками. Наш зоопарк необычный, поэтому и пряники тоже необычны”.

IV. Дидактическая игра “Угощение для зверей” (с использованием блоков Дьенеша). (Рисунок 3)

Дети должны соотнести карточку-модель с блоками и выбрать нужную фигуру (по цвету, форме, размеру, толщине). Назвать эти свойства.

Воспитатель предлагает угостить не только медведя, но и других животных.

Воспитатель: “Ребята, мы с вами накормили взрослых животных, а теперь давайте позаботимся об их детенышах”.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

V. Работа с пипеткой. Дидактическая игра “Скажи правильно”. (Рисунок 4)

Воспитатель: “Детеныши еще маленькие. Давайте, ребята, накапаем им “молоко” в блюдечко с помощью пипетки. Мы будем проговаривать, кого решили напоить”.

Например, Я накапал пять капель молока бельчонку и т.д.

Воспитатель: “Звери и их детеныши благодарят вас:

За такое угощенье

Мы покажем представленье!”

Воспитатель выводит детей на ковер.

VI. Координация речи с движением (с использованием аудиозаписи “Зайка”)

Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал
И устал…
Хвостиком пошевелил,
Ушки вверх поднял.
И услышал зайка
Тихий, очень тихий звук.
Посмотрел по сторонам…
В норку прыгнул вдруг.

Логопед: “Ребята! А я, ваш экскурсовод, приготовил вам новое задание. Вам нужно найти все буквы и составить слова, обозначающие обитателей зоопарка”.

VII. Дидактическая игра “Составь слово” (с использованием пособия “Волшебный конверт”). (Рисунок 5)

Дети делятся на две команды. Первая команда составляет слово “ВОЛК”, а вторая команда слово “ЗУБР”.

Воспитатель: “Наша экскурсия закончилась. Нарисуем маршрут, по которому мы шли”.

VIII. Графический диктант. (Рисунок 6)

Воспитатель:

Мы осенним тёплым днём
В зоопарк опять придём.
Будем долго здесь гулять,
Всех зверюшек будем знать.

Логопед: “Понравилось вам, ребята, по зоопарку гулять, задания выполнять? Какие задания вам понравились больше всего?”

Логопед: “Экскурсоводу тоже очень понравилось с вами. Вы любознательные, внимательные, умные, обаятельные…и мы с Ольгой Михайловной приготовили для вас подарки. Это магнитики “Дикие животные”. Раскрасите вы их дома сами и они будут напоминать вам о нашем маленьком путешествии”.

IX. Сюрпризный момент. (Рисунок 7)