Требования стандарта направлены на кардинальное изменение подходов к процессу обучения истории и обществознания, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к самосовершенствованию.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Одной из них является технология модульного обучения.
Особая привлекательность технологии модульного обучения заключается в том, что её теоретические основы интегрируют все основные теории дидактики, педагогической психологии и передовой опыт, позволяют обеспечить личностно-ориентированное, эффективное обучение.
1. модульное обучение базируется на деятельном подходе к обучению. Требования к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Учитель организовывает не эпизодические действия, а их систему, но для этого он должен знать состав учения.
Компоненты учения:
Мотивационный: потребности, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах познания;
Ориентировочный: принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, её планирование и прогнозирование;
Содержательно-операционный: система ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способы учения, как инструмент получения и переработки информации.
Энергетический: внимание, воля, эмоции.
Оценочный: самооценка и самоконтроль хода и результата выполнения действий. самоуправление процессом учения.
2. Модульное обучение опирается на теорию развивающегося обучения: ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития. Реализация этой теории в модульном обучении осуществляется путём:
а) дифференциации содержания и дозы помощи ученику,
б) организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной
3. Модульное обучение использует идеи программированного обучения:
– чёткие действия каждого ученика в определённой логике,
– активность и самостоятельность действий,
– индивидуализированный темп,
– самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Из теории поэтапного формирования умственных действий берётся главное – ориентировочная основа действий, которая осуществляется через материальную форму деятельности, громкую речь без предметов, внешнюю речь про себя и собственно внутреннюю речь, наибольший эффект деятельности достигается при обобщённой ориентировке, когда её строит сам ученик с дозированной помощью других.
5. Из кибернетики модульное обучение использует идею гибкого управления, переходящего в самоуправление.
6. Теория проблемного обучения предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения, что и обеспечивает развитие личности школьников.
7. Модульное обучение является очень эффективной технологией, поэтому следуя теории оптимизации, организовывать обучение нужно с наименьшей затратой сил времени и средств.
Модульное обучение опирается на рефлексию, как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния, учитывающей оценки других.
Вся учебная деятельность в школе должна начинаться с рефлексии и заканчиваться ею. Поэтому учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и завершить контролем. Каждое учебное занятие должно завершаться рефлексией каждого ученика. Ученика нужно учить оценивать себя. Для этого можно использовать следующие советы:
“Я” – как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли собой.
“Мы” – насколько мне было комфортно работать в составе малой группы, я помогал товарищам, они мне помогали, что было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.
“Дело” – я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы, для практики, он просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы.
Основополагающей идеей технологии модульного обучения является идея модуля. Модуль-это функциональный узел (блок), в котором объединено: учебное содержание и технология владения им в систему высокого уровня целостности. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучении, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При работе с модулем ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
– цель усвоении модуля,
– где найти учебный материал,
– как овладеть им?
– как проверит правильность выполнения задания?
– контроль (тесты, письменные работы, сообщения).
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал его на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три:
УЭ 0– в нём записываются цели модуля
УЭ n-1– в нём даётся резюме
УЭ n– выходной контроль
Требования к учебным модулям:
– модуль должен строиться так, чтобы в
основе деятельности учащихся лежал механизм
усвоения знаний, восприятия, осмысления,
запоминания, применения, обобщения,
систематизации,
– в модуле должно быть предусмотрено повторение
изученного,
– это может быть обобщение изученного,
составление таблиц сравнительной
характеристики и т.д.,
– в них должна осуществляться непрерывность
внутрипредметных и межпредметных связей,
– задания в учебных модулях должны быть
дифференцируемы по содержанию и уровню
познавательной деятельности,
– в заданиях стремиться осуществлять
проблемность, ориентируя учащихся, как на поиск
самих проблем, так и на выбор и осуществление
путей их решения.
Главное, чтобы содержание всех УЭ интегрировалось целью модуля.
В качестве примера предлагаю следующую разработку модульного урока по истории.
“Внешняя политика России в 20-30 годы” (9-й класс)
№ |
Содержание материала |
Руководство деятельностью |
УЭ 0 |
Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны: Знать: – основные направления внешней
политики СССР в 20-30 годы, их содержание и
результаты, Уметь: – обобщать материал, анализировать,
делать выводы; |
В рабочей тетради запишите название модуля, дату. |
УЭ 1 |
Входной контроль: Цель: проверить свою готовность к изучению нового материала. Выполняйте задания входного контроля, Предложены задания разного уровня сложности. |
Используйте приложение №1. Выберите свой вариант задания, определите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях. Проведите самоконтроль: правильность выполнения проверяйте по листу ответов. Результат занесите в лист контроля |
УЭ 2 |
Цель: определить содержание внешнеполитической деятельности СССР в 20-30-е г.г. Заполните таблицу: “ Задачи и результаты внешней политики СССР в 20-30-е годы” Задача Деятельность СССР |
Используйте учебник “История Россиис20-нач. 21 в.в.” под ред. Данилова А,А., Косулиной Л.Г. пар.20, 27 Проверьте правильность выполнения задания, по эталону предложенному учителем. Таблица соответствует эталону – 2 балла, соответствует частично– 1 балл, не соответствует– 0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1) |
УЭ 3 |
Цель: определить какие изменения происходят во внешнеполитическом курсе СССР в 30-е годы. В ходе сообщения учителя, вы должны дать ответы на вопросы: 1) Какая задача становится главной во
внешней политике СССР в 30-е годы? |
Слушайте сообщение учителя. Подготовьтесь к устным индивидуальным ответам. |
УЭ 4 |
Цель: используя предложенный материал, определить содержание направлений внешнеполитической деятельности СССР в 30-е г.г. Прослушайте ответы представителей групп и ответьте на вопрос: какие из внешнеполитических шагов советского правительства соответствовали безопасности СССР? |
Работайте в группах. Подготовьтесь к ответам у доски. Ответ оценивает учитель. Прослушайте ответы представителей каждой группы. Определите долю своего участия в работе группы: принимал активное участие – 2 балла, работал не в полную силу – 1 балл, участия в работе не принимал-0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1) |
УЭ 5 |
Промежуточный контроль. Цель: проверить усвоение нового материала Ответьте на вопросы: 1) Какова была цель создания
Коминтерна? Работу выполняйте в тетрадях |
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите взаимопроверку, Если возникли вопросы, обратитесь к учителю. Оцените выполненную работу. Даны правильные ответы на все вопросы-3 балла, на 2 вопроса – 2 балла, на 1 вопрос – 1 балл, правильных ответов нет-0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1) |
УЭ 6 |
Цель: обобщить полученные знания. Существует мнение, что СССР и Германия в одинаковой мере виновны в развязывании Второй мировой войны. Согласны ли вы с этим? |
Вспомните понятия. Подготовьтесь к устному ответу. Выскажите свою точку зрения, используя ПОПС– формулу |
УЭ 7 |
Завершающий контроль Цель: Проверить усвоение нового материала. Выполните задания завершающего контроля. Предложенные задания разного уровня сложности |
Используйте приложение №2 Выберите свой вариант задания, определите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях. Работу оценивает учитель |
УЭ 8 |
Запишите домашнее задание пар. 20,27. Подготовьте сообщения о деятельности Литвинова М.М., Чичерина Г.В. |
|
УЭ 9 |
Резюме: вернитесь к цели урока. Достигли ли вы её. Подсчитайте количество набранных вами баллов по листку контроля (таблица №1). |
Оцените себя. Если вы набрали 11-10 баллов, вы получаете оценку “5”, 9-8 баллов – оценку “4”, 7-6 баллов – оценку “3”. Занесите отметку в лист контроля. Заполните лист рефлексии. Оцените свою работу на уроке. |