Модульное обучение на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Требования стандарта направлены на кардинальное изменение подходов к процессу обучения истории и обществознания, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к самосовершенствованию.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Одной из них является технология модульного обучения.

Особая привлекательность технологии модульного обучения заключается в том, что её теоретические основы интегрируют все основные теории дидактики, педагогической психологии и передовой опыт, позволяют обеспечить личностно-ориентированное, эффективное обучение.

1. модульное обучение базируется на деятельном подходе к обучению. Требования к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Учитель организовывает не эпизодические действия, а их систему, но для этого он должен знать состав учения.

Компоненты учения:

Мотивационный: потребности, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах познания;

Ориентировочный: принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, её планирование и прогнозирование;

Содержательно-операционный: система ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способы учения, как инструмент получения и переработки информации.

Энергетический: внимание, воля, эмоции.

Оценочный: самооценка и самоконтроль хода и результата выполнения действий. самоуправление процессом учения.

2. Модульное обучение опирается на теорию развивающегося обучения: ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития. Реализация этой теории в модульном обучении осуществляется путём:

а) дифференциации содержания и дозы помощи ученику,
б) организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной

3. Модульное обучение использует идеи программированного обучения:

– чёткие действия каждого ученика в определённой логике,
– активность и самостоятельность действий,
– индивидуализированный темп,
– самоконтроль и взаимоконтроль.

4. Из теории поэтапного формирования умственных действий берётся главное – ориентировочная основа действий, которая осуществляется через материальную форму деятельности, громкую речь без предметов, внешнюю речь про себя и собственно внутреннюю речь, наибольший эффект деятельности достигается при обобщённой ориентировке, когда её строит сам ученик с дозированной помощью других.

5. Из кибернетики модульное обучение использует идею гибкого управления, переходящего в самоуправление.

6. Теория проблемного обучения предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения, что и обеспечивает развитие личности школьников.

7. Модульное обучение является очень эффективной технологией, поэтому следуя теории оптимизации, организовывать обучение нужно с наименьшей затратой сил времени и средств.

Модульное обучение опирается на рефлексию, как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния, учитывающей оценки других.

Вся учебная деятельность в школе должна начинаться с рефлексии и заканчиваться ею. Поэтому учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и завершить контролем. Каждое учебное занятие должно завершаться рефлексией каждого ученика. Ученика нужно учить оценивать себя. Для этого можно использовать следующие советы:

“Я” – как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли собой.

“Мы” – насколько мне было комфортно работать в составе малой группы, я помогал товарищам, они мне помогали, что было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.

“Дело” – я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы, для практики, он просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы.

Основополагающей идеей технологии модульного обучения является идея модуля. Модуль-это функциональный узел (блок), в котором объединено: учебное содержание и технология владения им в систему высокого уровня целостности. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучении, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При работе с модулем ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

– цель усвоении модуля,
– где найти учебный материал,
– как овладеть им?
– как проверит правильность выполнения задания?
– контроль (тесты, письменные работы, сообщения).

Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал его на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три:

УЭ 0– в нём записываются цели модуля
УЭ n-1– в нём даётся резюме
УЭ n– выходной контроль

Требования к учебным модулям:

– модуль должен строиться так, чтобы в основе деятельности учащихся лежал механизм усвоения знаний, восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации,
– в модуле должно быть предусмотрено повторение изученного,
– это может быть обобщение изученного, составление таблиц сравнительной характеристики и т.д.,
– в них должна осуществляться непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей,
– задания в учебных модулях должны быть дифференцируемы по содержанию и уровню познавательной деятельности,
– в заданиях стремиться осуществлять проблемность, ориентируя учащихся, как на поиск самих проблем, так и на выбор и осуществление путей их решения.

Главное, чтобы содержание всех УЭ интегрировалось целью модуля.

В качестве примера предлагаю следующую разработку модульного урока по истории.

“Внешняя политика России в 20-30 годы” (9-й класс)

Содержание материала

Руководство деятельностью

УЭ 0

Интегрирующая цель:

В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Знать:

– основные направления внешней политики СССР в 20-30 годы, их содержание и результаты,
– содержание Раппальского, Мюнхенского договоров, пакта о ненападении между СССР и Германией;
– как и почему изменился внешнеполитический курс СССР после подписания Мюнхенского договора;
– какова цель создания Коммунистического Интернационала;
– как и почему изменилась его тактика в 30-е годы.

Уметь:

– обобщать материал, анализировать, делать выводы;
– работать с текстом различных источников;
– уметь работать с атласом и картой;
– работать в группах;
– оценивать свою работу и работу своих товарищей

В рабочей тетради запишите название модуля, дату.

УЭ 1

Входной контроль:

Цель: проверить свою готовность к изучению нового материала.

Выполняйте задания входного контроля, Предложены задания разного уровня сложности.

Используйте приложение №1. Выберите свой вариант задания, определите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях.

Проведите самоконтроль: правильность выполнения проверяйте по листу ответов. Результат занесите в лист контроля

УЭ 2

Цель: определить содержание внешнеполитической деятельности СССР в 20-30-е г.г.

Заполните таблицу: “ Задачи и результаты внешней политики СССР в 20-30-е годы”

Задача

Деятельность СССР

Используйте учебник “История Россиис20-нач. 21 в.в.” под ред. Данилова А,А., Косулиной Л.Г. пар.20, 27

Проверьте правильность выполнения задания, по эталону предложенному учителем.

Таблица соответствует эталону – 2 балла, соответствует частично– 1 балл, не соответствует– 0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)

УЭ 3

Цель: определить какие изменения происходят во внешнеполитическом курсе СССР в 30-е годы.

В ходе сообщения учителя, вы должны дать ответы на вопросы:

1) Какая задача становится главной во внешней политике СССР в 30-е годы?
2) Каковы первые шаги по реализации этого курса,
3) Подготовьтесь к устным индивидуальным ответам.

Слушайте сообщение учителя.

Подготовьтесь к устным индивидуальным ответам.

УЭ 4

Цель: используя предложенный материал, определить содержание направлений внешнеполитической деятельности СССР в 30-е г.г.

Прослушайте ответы представителей групп и ответьте на вопрос: какие из внешнеполитических шагов советского правительства соответствовали безопасности СССР?

Работайте в группах. Подготовьтесь к ответам у доски. Ответ оценивает учитель. Прослушайте ответы представителей каждой группы. Определите долю своего участия в работе группы: принимал активное участие – 2 балла, работал не в полную силу – 1 балл, участия в работе не принимал-0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)

УЭ 5

Промежуточный контроль.

Цель: проверить усвоение нового материала

Ответьте на вопросы:

1) Какова была цель создания Коминтерна?
2) В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока?
3) Каково значение Раппальского договора?

Работу выполняйте в тетрадях

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите взаимопроверку, Если возникли вопросы, обратитесь к учителю.

Оцените выполненную работу. Даны правильные ответы на все вопросы-3 балла, на 2 вопроса – 2 балла, на 1 вопрос – 1 балл, правильных ответов нет-0 баллов. Результаты занесите в лист контроля (таблица №1)

УЭ 6

Цель: обобщить полученные знания.

Существует мнение, что СССР и Германия в одинаковой мере виновны в развязывании Второй мировой войны. Согласны ли вы с этим?

Вспомните понятия. Подготовьтесь к устному ответу. Выскажите свою точку зрения, используя ПОПС– формулу

УЭ 7

Завершающий контроль

Цель: Проверить усвоение нового материала.

Выполните задания завершающего контроля.

Предложенные задания разного уровня сложности

Используйте приложение №2

Выберите свой вариант задания, определите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях.

Работу оценивает учитель

УЭ 8

Запишите домашнее задание пар. 20,27. Подготовьте сообщения о деятельности Литвинова М.М., Чичерина Г.В.

 

УЭ 9

Резюме: вернитесь к цели урока. Достигли ли вы её. Подсчитайте количество набранных вами баллов по листку контроля (таблица №1).

Оцените себя. Если вы набрали 11-10 баллов, вы получаете оценку “5”, 9-8 баллов – оценку “4”, 7-6 баллов – оценку “3”. Занесите отметку в лист контроля. Заполните лист рефлексии. Оцените свою работу на уроке.

Приложение