Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся персональный компьютер выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажера, игровой среды, средства диагностики и контроля.
Компьютерные программы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” было указано: “Особое внимание быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья”. В связи с этим возможность комплектации компьютера с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными остями является существенным преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.
Из собственного опыта хочется отметить, что использование информационных технологий на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда.
Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.
На логопедических занятиях я активно использую презентации-игры. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Авторские презентации можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:
Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.
Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Мною были разработаны авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов, развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи: “В царстве Снежной королевы”, “Приключения Алисы”, “Поиски пиратских сокровищ”, “Играем с Буратино”, “Имя существительное”, “Исправь ошибки”, серия “Учим азбуку”, “Весенняя прогулка” др.
Рис. 1
Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.
Хочется отметить, что в моей работе решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии выстраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. А сочетание на одном занятии информационных технологий с элементами психогимнастики, сказкотерапией, пескотерапией, водотерапией значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.
Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимуществом компьютерных средств обучения является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.
На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, хромотерапии, элементы психогимнастики. При составлении таких презентаций необходимо учитывать то, что все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии игры.
Рис.2.
Песочная терапия – одна из форм сказкотерапии. Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся окружающий мир, параллельно расширяется словарный запас ребенка.
Рис.3
Использование приемов музыкотерапии на вводном, заключительном этапе занятия способствует максимально комфортному “погружению” в рабочую ситуацию и “выходу” из нее. Эффективно проведение динамических пауз и зрительной гимнастики под музыку. (Музыка должна соответствовать сказочному сюжету.)
Таким образом, применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует созданию благоприятной атмосферы на занятиях, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.
В качестве примера представляю конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе.
Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Лексическая тема: Игра – путешествие “Поиски пиратских сокровищ”. Грамматическая тема: Имя существительное.
Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.
Задачи:
Образовательные: Учить различать звуки [п – т], буквы п – т на письме. Автоматизировать графокинетический образ букв п – т на материале слов, предложений и текста. Учить определять род имен существительных.
Коррекционные: Развивать зрительно-пространственное восприятие, представление. Развивать зрительный гнозис и мнезис. Развивать фонематический анализ и синтез. Активизировать словарь по лексической теме занятия: “Поиски пиратских сокровищ”. Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы. Развивать общую и мелкую моторику рук. Развивать навык самоконтроля.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Воспитывать вежливое отношение к товарищу. Прививать любовь к путешествиям.
Оборудование: интерактивная доска, презентация “Поиски пиратских сокровищ”, контейнеры для индивидуальной работы с песком, таблицы для составлений предложений, парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово “знания”, светильник “Пламя”, массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты).
Содержание занятия
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)
1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.
Логопед дает указание учащимся:
– Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис, а Алина сидела рядом с Сашей.
2.Сообщение логопедической темы. (Слайд 2)
– Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? (Слайд 3)
– Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища.
– Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей. Но Попугай помнит эту тайну и готов с вами поделиться. Вы готовы на время стать настоящими пиратами? Тогда в путь. (Слайд 3)
– Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Первое задание.
3.Уточнение связи звука и буквы. (Слайд 4-5)
– Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ.
– Дайте характеристику звуку |п,|. Какая строчная буква обозначает этот звук?
– Дайте характеристику звуку |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук?
– Какие буквы сегодня будем различать? Запишите тему урока.
А). Зрительный гнозис букв. (Слайд 6-7)
- Сравнение букв п – т по начертанию.
Из каких элементов состоит каждая буква? Какие элементы одинаковые?
Каким элементом отличаются?
- Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
- Написание букв на песке. Игра “Кто самый внимательный?”
- Обвести буквы по контуру. “Корабль на волнах”.
- Условное обозначение букв.
– Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты.
II. Основная часть.
(Слайд 8-9)1) Дифференциация букв п-т на уровне слова.
– Чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия.
Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат.; записывают их в тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Какое слово здесь лишнее?
– Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты.
3) Динамическая пауза. (Слайд 10)
(Может выполняться на массажных ковриках под музыку.)
Игра “Море волнуется”.
Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу
(“Морская фигура на месте замри!”) ребята должны максимально точно показать фигуры морских обитателей: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху.
4) Зрительная гимнастика под музыку. (Слайд 11)
– Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты. Якорь на том канате, на котором нет узла.
5) Дифференциация букв п-т на уровне предложения. (Слайд 12-13)
– После такого шторма произошло кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр.
– Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета. (Бутылка)
– В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания.
Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением.
(Дифференцированное по сложности задание)
А) Составить предложение, распутав паутинку.
Б) Составить предложение по координатам слов
В) Составить предложение по подсказке-цвету
Г) Составить предложение по подсказке-рисунку.
– Подчеркните в предложениях главные члены*.
– Вы получаете третью часть карты.
6) Дифференциация букв п-т на уровне текста. (Слайд 14-15)
– Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст. Попугай вспомнил подсказку.
– Вы догадались, в каком порядке следуют предложения?
– У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д.
А) Пиратский корабль на остров плывет.
Б) На острове старая пальма растет.
В) Под пальмой письмо пират написал.
Г) Пират попугай то письмо передал.
– Попугай передает нам письмо Старого пирата. Пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их.
Плывипе на спров. Под тальмой разведите коспёр.
Опложите от тальмы при камня по спрелке костра.
– Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад.
7) Развитие высших психических функций.
Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Зажигается светильник “Пламя” (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки.
– Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – “Морской бой”. Сыграем. (Графический диктант)
– Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу? Наш сундук первый. А в нем монеты. Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось? (Слайд 16-18)
III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.
Организованное окончание урока.
– Правильно. На любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие звуки и буквы мы сравнивали? Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И вы получаете удостоверение настоящего пирата.
Литература
- РозоваЮ.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. – Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. – 288 с. (223-226)
- Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Интернет публикация. (http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1334)