"Учения о нарушениях чтения и письма и письма существуют уже более 100 лет.
Однако и до настоящего времени вопросы диагностики
и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными"
Р.И. Лалаева.
Исследователи утверждают, что 90% информации воспринимается человеком визуально. Если сравнить два из возможных способа познания мира: с помощью осязания или зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы и явления. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному опознанию, который характерен для осязания (А.Р. Лурия, 1975).
Для ребёнка, поступающего в первый класс и сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых объектов, высокая степень развития зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуальной информации, безусловно, важна и необходима. Однако это свойственно далеко не всем первоклассникам. Отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, а также неумение выделить существенное, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала характерно для 40-80% детей. Следствием этого в первом классе прослеживается забывание начертания редко встречающихся букв, замена их между собой или замена близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет процесс начального обучения и требует соответствующей помощи. Недоразвитие процесса зрительного восприятия приводит к нарушению процессов чтения и письма. У детей наблюдается оптическая дислексия и дисграфия. В течении нескольких лет я занималась вопросом коррекции нарушения процессов чтения и письма у школьников. Я обратила внимание на то, что причины возникновения этих трудностей надо искать в дошкольном детстве. У детей имевших речевые нарушения чаще всего наблюдается оптическая дисграфия и дислексия. Как указывает в своей в книге " Развитие и коррекция навыков чтения" Л.Н. Лисенкова, трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны:
- нарушением пространственных представлений;
- нарушением зрительно-моторной координации;
- нарушением зрительного, слухового восприятия;
- нарушением произвольного внимания;
- нарушением памяти и т.д.
Нарушения чтения и письма у детей с относительно сохранным интеллектом ( не имеющим умственной отсталости) часто сочетаются с недоразвитием симультанных (одновременных) и сукцессивных (последовательных) процессов, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание и память (А.Н. Корнев)
Зрительные функции, обеспечивающие операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами. В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в стратегиях и уровнях сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Среди наиболее типичных характеристик зрительного восприятия детей дошкольного возраста является его малая дифференцированность. Дети неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не различают изображения сходных предметов и сами сходные предметы, смешиваются сходные по начертанию буквы и слова и т.д., что связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия.Детям этого возраста свойственно отсутствие целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют несущественные детали, на которые взрослый не всегда обратит внимание, а существенное при этом не воспринимается. Ярко выраженная эмоциональность восприятия - следующая характеристика визуального восприятия информации детьми этого возраста. Поэтому детьми, в первую очередь, воспринимаются те объекты или их свойства, которые вызывают непосредственную эмоциональную реакцию. Ярко-красочное живое не только эмоционально воспринимается, но и лучше запоминается, чем например, символическое и схематическое изображение. В процессе преддошкольного и начального образования происходит постепенная перестройка визуального восприятия информации, оно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной деятельности, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Но для этого взрослым необходимо специально организовывать восприятие детей окружающей действительности, развивать у них умение не просто смотреть, но и умение всматриваться и выделять существенное. Целенаправленная работа даст положительные результаты и приведёт к развитию высокого уровня зрительного восприятия к концу дошкольного возраста.
Когда я стала работать в детском саду, то решила целенаправленно изучить и подтвердить свои предположения об уровне развития зрительного восприятия дошкольников. Методика Марьяны Безруких помогла мне объективно оценить уровень развития зрительного восприятия детей старшей возрастной группы на начало и на конец учебного года .Эта методика представляет собой переработанную тестовую методику М.Frostig.(см. Приложение 1).
Результаты диагностики по методике М. Безруких ( начало уч. года)
Ф.И. ребёнка | Начало года | |
Коэффициент восприятия | Процент восприятия | |
Влада | 45 | 50% |
Юля | 56 | 90% |
Виталий. | 44 | 50% |
Дарья | 42 | 45% |
Кирилл. | 50 | 75% |
У троих детей из пяти испытуемых уровень зрительного восприятия оказался ниже возрастной нормы. Что подтвердило мои предположения о том, что у детей с речевыми нарушениями часто встречается и нарушение зрительного восприятия.
Уже ранее я изучила методическую литературу по этой проблеме ( И.Н. Шевлякова "Посмотри на мир внимательно"; Е.В. Шмидт "Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), внимания у старших дошкольников при овладении чтением"). Поэтому сразу приступила к работе по развитию зрительного восприятия детей старшей возрастной группы. Я предполагала повысить уровень зрительного восприятия к концу учебного года примерно на 20 %. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Через игру дети познают мир. На это я и опиралась в подборе упражнений для развития зрительного восприятия. В целях постепенного овладения детьми техникой визуального восприятия, рациональными приёмами запоминания и логической обработки наглядно-представляемой информации, использовались игровые задания и упражнения, как на занятиях, так и внеучебное время. На первых порах использовались реальные предметы, и лишь убедившись в том, что им доступно лёгкое узнавание, запоминание и правильный анализ использовались цветные реалистические изображения предметов, а потом чёрно-белые и сюжетные картинки, иллюстрации, выполненные в разной художественной манере, схематические изображения, чертежи, зашумованные предметы, изонрафы.. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически гораздо более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный объект, а передаёт его на плоскости с помощью особых приёмов и средств.
Для развития зрительного гнозиса детям были предложены игры и задания развивающего характера.
I. Игры на развитие умения следить глазами.
Цель: Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера, зрительно-моторная координация.
- "Лабиринты"
II. Игры на развитие умения смотреть и видеть.
Цель: Развитие зрительно-пространственного восприятия и узнавания, пространственных представлений, образного мышления.
В этих играх формируется навык зрительного анализа и синтеза, развивается произвольное внимание и память, формируется представление о сенсорных эталонах.
- Назвать предмет по их контурам.
- Назвать недорисованные предметы.
- Назвать перечёркнутые, заштрихованнные, спрятанные изображения. ("Кто больше увидит")
- Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга ("Изографы")
- Определить, что неправильно нарисовал художник.
- Распределить предметы по величине ( учитывая реальные размеры).
- Распределить изображения предметов по величине, учитывая их реальные размеры.
- Подбор картинок к определённому цветовому фону.
- Игра "Геометрическое лото".
- Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). дефектолог показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.
- Подбор парных карточек с геометрическими фигурами.
- Игра "Собери картинку"
- Игра "Логическое лото".
- Соотнесение предметов по цвету и форме.
- Нахождение фигур, состоящих из треугольников и стрелок среди других.
- Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок.
- Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
- Дорисовывание симметричных изображений.
- Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6,7,8).
- Игра "Открывание окошек в домике".
- Дополнение рисунка. Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика- солнце, слева от домика - забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора цветы.
- Выполнение тестов Равена. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.
- Конструирование фигур из спичек и палочек.
- Игры "Танаграмм", "Коломбово яйцо", "Волшебный круг"
- Конструирование из кубиков Коса, Б. Никитина. Каждый кубик разделён по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.
- Анализ нелепых рисунков.
В подготовительной группе проводится работа по формированию буквенного гнозиса.
Упражнения вызвали живейший интерес детей. А использования яркого наглядного материала, поощрение ещё больше облегчило процесс обучения.
В конце учебного года для проверки результативности обучения была проведена повторная диагностика
Результаты диагностики (по методике М. Безруких)
Ф.И. ребёнка | Начало года | Конец года | ||
Коэффициент восприятия | Процент восприятия | Коэффициент восприятия | Процент восприятия | |
Влада | 45 | 50% | 53 | 80% |
Юля | 56 | 90% | 58 | 92% |
Виталий. | 44 | 50% | 57 | 90% |
Дарья | 42 | 45% | 53 | 80% |
Кирилл. | 50 | 75% | 53 | 80% |
Полученные положительные результаты говорят о том, что необходимо продолжать работу по развитию зрительного восприятия, усложняя материал, используя упражнения, соответствующие уровню развития зрительного восприятия, возрасту ребёнка и с учётом зоны ближайшего развития. В перспективе у меня целенаправленная работа по зрительному восприятию букв. Разработка системы по предупреждению оптической дисграфии.
Планомерное использование специальных упражнений приведёт к развитию достаточно высокого уровня зрительного восприятия к концу дошкольного возраста. Это в дальнейшем облегчит детям процесс усвоения навыков чтения и письма .
Эти же упражнения можно использовать с целью коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста.